Плодотворной работы!
Т е м а у р о к а :
Цель: - изучить сущность понятий «образование, специальность, профессия, квалификация»; -рассмотреть структуру образования Республики Беларусь.
ПЛАН:
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «образование, профессия, квалификация, специальность»
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
- элитарное;
- массовое;
- непрерывное.
- экономическая;
- социальная;
- культурная.
- УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РБ:
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ.
- МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ЭЛИТАРНОЕ
МАССОВОЕ
НЕПРЕРЫВНОЕ
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА;
- ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ;
- СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА,
А ЕГО ПРИЧИНА.
СОЦИАЛЬНАЯ
- ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ;
- ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ;
- УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА.
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ;
- ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ;
- ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ.
КУЛЬТУРНАЯ
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РБ:
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- формирование общей культуры личности;
- социализация личности;
- осознанный выбор профессии.
- 11 КЛАССОВ
- 9 КЛАССОВ
- 1-4 КЛАСС
ДЕТСКИЙ
САД
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РБ:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
- подготовка специалистов соответствующей квалификации;
- дальнейшая социализация личности.
АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.)
ВУЗы (институты, университеты
ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ
ПТУ
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РБ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- музыкальные, спортивные, художественные школы;
- различные кружки и секции для детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров).
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ОЧНАЯ
ЭКСТЕРНАТ
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
ЗАОЧНАЯ
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
САМООБРАЗО-ВАНИЕ
(ВЕЧЕРНЯЯ)
Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности
в современном обществе.
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПОВТОРИМ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ:
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- внимание к личности учащегося;
- нравственное воспитание человека;
- переход от объектно-субъектных отношений между учеником и преподавателем к субъектно-субъектным
В Республике Беларусь гарантируется право каждого человека на образование.
Право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
ОБЩЕДОСТУПНОСТЬОБРАЗОВАНИЯ
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ) ОБРАЗОВАНИЯ;
- РОСТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ;
- НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ;
- КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Приведите примеры
Соответствует ли образование в РБ
проявлений
мировым тенденциям?
каждой тенденции.
В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции:
1. Демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
2. Рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
3. Непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
4. Гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
5. Гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
6. Интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
7. Компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
- Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов. Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии.
- Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали.
- Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия.
- Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.
- Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет.
В конце урока я знаю, что...