Урок обществознания по теме "Образование в жизни человека". 5-й класс
Тип урока: Изучение нового материала
Место урока в курсе обществознания: первый урок в разделе III “Школа”, что позволяет использовать знания, полученные на данном уроке в дальнейших уроках темы.
Цель урока: Формирование представлений о значении школьного образования в жизни человека.
Задачи:
раскрытие понятия “ образование”;
развитие навыков самоанализа, навыков умения работать с документами, иллюстрациями, видеороликами;
воспитание и развитие личности ребенка, умение применять свои знания в процессе адаптации.
Цель и задачи для учащихся: Выявить роль образования в жизни человека;
Изучить понятия “образование”;
Развивать навыки умения работать в паре, в группе; с документами, схемами, иллюстрациями, видеороликами;
Осознать значимость образование и умения учиться.
Формируемые компетенции учащихся: Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, презентация к уроку.
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Цель – организовать учеников на предстоящую учебную деятельность.
Задачи – подготовить к занятию учеников, настроить ребят на работу, усилить мотивацию к учебной деятельности учащихся.
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. - А сейчас улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Вздохните и выдохните все обиды, печаль и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Начало урока – играет музыка “Чему учат в школе?” (слайд 1)
- Ребята вспомните, о чем говорилось в песне? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Сегодня мы с вами поговорим о школе.
- А чему учит школа?
Зачем этому учат?
Запишите тему в тетрадь "Образование в жизни человека". (слайд 2)
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
- Сформулируйте, пожалуйста, просмотрев отрывок из мультфильма «Чебурашка идет в школу», что мы должны на уроке. (слайд 2)
- С какой проблемой столкнулся чебурашка? С какими трудностями может столкнуть необразованный человек в современном обществе?
Правильно, роль образование в жизни человека, об этом мы поговорим в конце урока.
- Какие вопросы можно рассмотреть на уроке? Проверяем ( слайд)
1. Школьное образование
2. История образования
3. Чему учит школа сегодня?
4. Учись учиться
III. Изучение новой темы
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с схемой
Объясняет пункт урока с помощью игры «Ассоциации».
- Без какого термина мы не сможем обойтись на уроке? Запишите это слово, а рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
Ассоциации детей записывает на доске
Что такое образование? Давайте сравним со словарем стр. 125. Зачитаем
А где получают образование? Сколько разных учреждений вы назвали, а люди для удобства создали систему образования (целое состоящее из частей)
Рассмотрим схему в учебнике на стр. 50, какие ступени образования она отражает?
Определите, какую ступень вы уже прошли? Какие классы она охватывает?
На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?
Какие ступени у вас впереди? Куда могут пойти ученики школы? Можно получить высшее образование после 9 класса?
Общее образование в нашей стране обязательно
Итог: Слайд с заданием
Как вы думаете, всегда школьное образование было таким в нашей стране?
2 История образования
Читают рубрику «Путешествие в прошлое» в учебнике стр. 51
Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:
Когда на Руси появилась первая напечатанная книга? 1564 год
Как называлась первая напечатанная книга на Руси, кто ее напечатал? «Апостол» - И.Федоров.
Какой указ издал Петр I в начале XVIII века? Об открытии начальных школ
Чьи дети учились в начальной школе? Простые горожане и солдаты
Чему учили в школах?
В каких городах России были открыты университеты?
Перед вами текст, вставьте пропущенные слова. Слова я раздам ученикам, а один читает, те у кого подходящее по смыслу слово – его громко произносят.
В XX веке в Москве был открыт памятник Ивану Федорову.
Благодаря чему И.Федоров добился таких успехов и заслуг? Повлияло его изобретение на развитие общества?
Физкультминутка
В каждой школе бывают перемены. А на переменах можно размяться. Давайте устроим перемену и выполним упражнения.
Чему учит школа сегодня
Применяем книгу в школьном образовании в современный период? Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?
Работа с иллюстрацией Б.М. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»- слайд 10
Учитель – есть такая профессия, а можно сказать, что ученик - профессия? Какими качествами должен обладать ученик, что он должен уметь делать? Давайте с вами разделимся на группы по четыре человека и изобразим портрет ученика. Слайд 11
Уметь учиться
Что такое умение учиться? Можно сказать, что школьники, изображенные в учебнике на стр. 56, правильно организуют свой труд? Слайд 12
Почему так важно правильно организовать свой труд?
Как можно научиться учиться? Давайте составим памятку: Дерево советов. Работа в группе. На столах листья – озвучьте свой совет и напишите его, затем приклейте …
Можно сказать, что все чему должен человек научиться укладывается в школьный урок?
Закрепление учебного материала
Задания на карточках: Обведите ручкой утверждения, обозначающие причины, побуждающие человека получить образование, а карандашом – результаты обучения.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Учитель. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости школьного образования.
Какую роль играет образование в жизни человека?
Вывод: Способствует развитию человечества,
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) (слайд 13)
Продолжить предложения:
Я узнал, что …
Было трудно …
Теперь я могу …
Меня удивило …
Оцените свою работу и всего класса на уроке.
Обсуждение оценок в группе . Учащиеся каждой группы ставят оценки по пятибалльной системе своей группе.
Домашнее задание: 1 мин
параграф- 6, рабочая тетрадь задание 2 или стр. 58 зад. 3 Придумать стих об образовании.
Подведение итогов. Оценка работы класса. Выставление оценок.
Учитель: Спасибо за работу на уроке!
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. - А сейчас вздохните и выдохните все обиды, печаль и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начало урока – играет музыка “Чему учат в школе?” (слайд 1)
- Ребята вспомните, о чем говорилось в песне? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Сегодня мы с вами поговорим о школе.
- А чему учит школа?
Зачем этому учат?
Запишите тему в тетрадь "Образование в жизни человека". (слайд 2)
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
- Сформулируйте, пожалуйста, просмотрев отрывок из мультфильма «Чебурашка идет в школу», что мы должны на уроке. (слайд 2)
- С какой проблемой столкнулся чебурашка? С какими трудностями может столкнуть необразованный человек в современном обществе?
Правильно, роль образование в жизни человека, об этом мы поговорим в конце урока.
- Какие вопросы можно рассмотреть на уроке? Проверяем ( слайд)
1. Школьное образование
2. История образования
3. Чему учит школа сегодня?
4. Учись учиться
III. Изучение новой темы
Школьное образование 6 мин
- Без какого термина мы не сможем обойтись на уроке? Запишите это слово, а рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.
Что такое образование? Давайте сравним со словарем стр. 125. Зачитаем
А где получают образование? Сколько разных учреждений вы назвали, а люди для удобства создали систему образования (целое состоящее из частей)
Рассмотрим схему в учебнике на стр. 50, какие ступени образования она отражает?
Определите, какую ступень вы уже прошли? Какие классы она охватывает?
На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?
Какие ступени у вас впереди? Куда могут пойти ученики школы? Можно получить высшее образование после 9 класса?
Общее образование в нашей стране обязательно слайд
Итог: Слайд с заданием – 13425 слайд
Как вы думаете, всегда школьное образование было таким в нашей стране?
2 История образования 6 мин
Читают рубрику «Путешествие в прошлое» в учебнике стр. 51 Найдите в тексте учебника ответы на вопросы 1.Когда на Руси появилась первая напечатанная книга? 1564 год
Как называлась первая напечатанная книга на Руси, кто ее напечатал? «Апостол» - И.Федоров.
Какой указ издал Петр I в начале XVIII века? Об открытии начальных школ
Чьи дети учились в начальной школе? Простые горожане и солдаты
Чему учили в школах?
В каких городах России были открыты университеты?
Перед вами текст, вставьте пропущенные слова. Слова я раздам ученикам, а один читает, те у кого подходящее по смыслу слово – его громко произносят.
В XX веке в Москве был открыт памятник Ивану Федорову.
Благодаря чему И.Федоров добился таких успехов и заслуг? Повлияло его изобретение на развитие общества?
Физкультминутка 1 мин
В каждой школе бывают перемены. А на переменах можно размяться. Давайте устроим перемену и выполним упражнения.
Чему учит школа сегодня 10 мин
Применяем книгу в школьном образовании в современный период? Чем школа, в которой ты учишься, отличается от старой русской школы?
Работа с иллюстрацией Б.М. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»- слайд 10
Учитель – есть такая профессия, а можно сказать, что ученик - профессия? Какими качествами должен обладать ученик, что он должен уметь делать? Давайте с вами разделимся на группы по четыре человека и изобразим портрет ученика. Слайд 11
Уметь учиться 5 мин
Что такое умение учиться? Можно сказать, что школьники, изображенные в учебнике на стр. 56, правильно организуют свой труд? Слайд 12
Почему так важно правильно организовать свой труд?
Как можно научиться учиться? Давайте составим памятку: Дерево советов. Работа в группе. На столах листья – озвучьте свой совет и напишите его, затем приклейте …
Можно сказать, что все чему должен человек научиться укладывается в школьный урок?
Закрепление учебного материала 4 мин
Задания на карточках: Обведите ручкой утверждения, обозначающие причины, побуждающие человека получить образование, а карандашом – результаты обучения.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Учитель. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости школьного образования.
Какую роль играет образование в жизни человека?
Вывод: Способствует развитию человечества,
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) (слайд 13)
Продолжить предложения:
Я узнал, что …
Было трудно …
Теперь я могу …
Меня удивило …
Оцените свою работу и всего класса на уроке.
Обсуждение оценок в группе . Учащиеся каждой группы ставят оценки по пятибалльной системе своей группе.
Домашнее задание: 1 мин
параграф- 6, рабочая тетрадь задание 2 или стр. 58 зад. 3 Придумать стих об образовании.
Подведение итогов. Оценка работы класса. Выставление оценок.
Учитель: Спасибо за работу на уроке!