Название предмет: русский язык
Класс: 3
Дата: 09.11.21
Урок № 45
Тема. Образование слов с помощью суффиксов.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
Личностные. Проявляют мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения предмета, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.
Метапредметные. Придумывать и записывать слова, моделировать их освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные. Учащиеся научатся образовывать слова с помощью суффиксов с разными смысловыми оттенками, выделять суффиксы в словах; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский язык», карточка с упражнениями на каждого ученика, аудиозапись физкультминутки, светофоры.
Ход урока.
Организационный момент. АМО «Добро в ладошках».
Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы.
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
2.Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
Фронтальный опрос.
-Что вы уже знаете о суффиксах?
- Какую роль выполняют суффиксы в нашем языке? (помогают образовать новые слова)
3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
Записывают число.
Минутка чистописания. Ёе еа ёл ек ёч
Работа над ошибками.
Ель ёлка ёлочка
-Запишите их. Выделите окончания и корень. Какой здесь суффикс? Выделите его.
4.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение задач урока.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, ведь они – великие труженики и могут придать словам самые разные смысловые оттенки. А какие именно, мы с вами попробуем разобраться вместе.
Тема нашего урока: «Образование слов с помощью суффиксов». Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем находить и выделять суффикс в словах, а также образовывать с его помощью другие слова)
Для чего нам необходимы эти знания?
Какие цели и задачи мы поставим перед собой?
5. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
Работа в тетради.
- Закончи предложение.
1. Суффикс – это
2. Суффикс стоит
3. Суффикс служит
4. Например:
Проверка.
Физкультминутка
Работа по карточке.
Упражнение 1.
- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
Упражнение 2.
- Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик – гвоздик, сынок - ____________ ,
диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,
маленький - ___________ , осенний - ___________ ,
медвежонок - ____________, стульчик - ___________,
котище - ___________ , доброта - ___________ .
6.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.(карточка)
суффикс | слова | Новые слова |
-ик- | кот, сад, мяч | |
-ушк- | баба, Иван, зима | |
-еньк- -оньк- | Маша, Коля, рыба, лиса, берёза, дорога | |
-очк- -ечк- | Лида, Лиза, Женя, ложка, мама, папа | |
-к- | ягода, рыба, голова, трава | |
7.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Обсуждение сложности выполнения заданий.
8.Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
Устный опрос.
9.Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.
Итог урока.
Чему научились на уроке?
Вспомните нашу главную учебную задачу.
Что помогло справиться с задачей?
Где затруднялись?
Рефлексия. АМО «Светофор».
- Проанализируйте свою работу и оцените свою деятельность, покажите цветом светофора.
Д.з. Выполнить стр.94 упр.175, повторить правило.
Разноуровневые карточки
1.Прочитай. Спиши, вставляя суффиксы –ник-, -ик-, -ушк-,
-к-, -ёк-, выдели их.
Посадил садов… дикую яблоньку в сад…е при школе. На другой год он срезал всю верх…у у дерева. Остался только пен… . В трещину пенька садовник воткнул молодой побег от хорошей яблони. Обвязал он рану тряп…ой, обставил пен… кольями. И такая-то славная удалась яблонь…а!
2.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.
3.Образуй при помощи указанных суффиксов однокоренные слова.
Лес (-н-, -ник-). 2) Сосед (-н-,-ск-). 3) Камень (-н-, -ист-). 4) Труд (-н-, -ов-). 5) Двор 9-ник-, -ов-).
5