СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"»

Дата проведения урока: 18.09.20

Номер урока по КТП: 8

Класс, в котором проводится урок: 8-А,Б

Тема урока: Образование и воспитание в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

предметные: знать содержание комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Понимание ключевых проблем отраженных в комедии. Понимание связи комедии с эпохой её написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.

Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: проблемы, герои комедии.

Оборудование урока: учебник, наглядность, тетрадь, карточки, проектор

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

Приём «Фантастическая добавка»

Ребята, представьте, если бы главный герой произведения, которое мы сейчас изучаем, являлся бы нашим современником, каково ему пришлось бы в современном мире (ответы учащихся)

  1. Актуализация опорных знаний

«ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

        Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителюВопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

  1. Объявление темы урока и целеполагание

Посмотрите на экран.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на вводном уроке?

Мы с вами определили тему урока. Теперь скажем, что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Какие задачи поставим перед собой?

  1. Объяснение новой темы
    Д. И. Фонвизин, известный как автор комедии «Недоросль», был политическим деятелем, просветителем. Свой путь в литературе он начинал как баснописец. Первым крупным произведением стала пьеса «Бригадир», которая имела шумный успех. После этого Фонвизин замолчал на десять лет. Он был занят политическими, государственными делами.

Замысел новой комедии появился в 1778 г., когда Фонвизин вернулся из Франции. Произведение получило название «Недоросль», основной же проблемой стала проблема просвещения в России. На примере семьи Простаковых Фонвизин показывает «злонравия достойные плоды». Вопросы воспитания и просвещения он связывает с крепостничеством, которые считал самым страшным социальным злом.

В 1781 г. комедия была написана и началась подготовка ее постановки на сцене. Фонвизин выступает не только как автор, но и как режиссер. Он принимает непосредственное участие в подборе актеров. Он считает, что положительных героев должны играть сильные, талантливейшие актеры. Придворные выказали открыто неприязненное отношение к постановке комедии, премьера всячески затягивалась. 24 сентября 1782 г. в деревянном театре на Царицыном лугу спектакль состоялся. Публика восторженно встретила постановку. Это был триумф идей русского Просвещения. Комедия остается актуальной и в наши дни.

Комедия была написана в 1781 году и героями в ней предстали разные слои населения — крепостные, прислужники, люди дворянских кровей, высокопоставленные чиновники. “Недорослью” называли тех, кто по какой-либо причине не получил свидетельства о том, что он прошел науку в учителя и владеет определенными знаниями. Такие “недоросли” не имели права служить в войске — их просто не принимали служить, им даже не позволено было венчаться и создавать семью.

Понятие о комедии Фонвизин приобрел во Франции, где он получал знания о юриспруденции, философии, экономике данного государства. Не прошел он и мимо культурной жизни Франции — часто посещал театры и именно там увидел, что такое комедия. Вернувшись в Россию, он попробовал написать нечто такое, что пришлось бы по душе читателям. В комедийных пьесах обычно высмеиваются порочные недостатки каких-то людей: недалекой власти и их непонятных законов, несовершенности системы государства (например, судов), необразованности и глупости обычного народа, отсутствия представления о человеке, зрелом морально и духовно, о понятии манер и соблюдения этикета.

Фонвизин работал над пьесой в течение трех лет, но литературные критики упоминают о ранней версии текста пьесы, в которой фигурируют другие герои, развивается совсем другой сюжет. Говорят, что ранняя версия совсем отличается от всем известного сочинения — даже композиция совсем иная, не говоря уже об образах и идейной наполненности.

В пьесе осуждаются принципы воспитания дворян, которые становились не высокообразованными, а наоборот, злыми и глупыми. Это отражалось даже на фамилиях, которые были указанием на некий недостаток дворянина, совсем недавно получившего “образование” и дворянский титул.

“Недоросль” как литературное явление привлекала внимание многих писателей последующих поколений — они с удовольствием прослеживали развитие событий в произведении и эволюцию образов и их характеров. Гоголь говорил, что эта пьеса — сплошная карикатура на все русское. Хотя это можно не называть карикатурой, это природное поведение и характер обычного русского человека. Екатерина II поняла настрои, отображенные в пьесе и не желала, чтобы это произведение подорвало ее авторитет. Поэтому она пресекала любые попытки писателя Фонвизина опубликовать что-либо. Особенно активно она начала противостоять писателю после того, как ему удалось напечатать несколько сатирических рассказов. Екатерина II была жестокой противницей каждого, кто посмеет указать на недостатки в ее правлении и в ее личности. Расправлялась она с такими людьми быстро и жестоко. Хоть Фонвизин и сильно болел, но все равно пытался напечатать или издать что-либо. Он решил издать журнал “Стародум”, даже получил разрешение на это и начал готовить материалы к печати. Екатерина II узнала об этом и строго запретила издательство подобного журнала. Она не позволила Фонвизину напечатать перевод произведений Тацита, но и эта деятельность была запрещена. Екатерина знала, что Фонвизин отлично владеет острым словцом, поэтому постоянно следила, чтобы без ее ведома не было издано что-то, что сможет разрушить ее авторитет.

В пьесе изображаются “дикие” устои дворянского мира — злость, тщеславие, желание быть лучше, чем кто-то другой. Писатель мастерски раскрыл проблемы того общества и высмеял их. Главный посыл писателя — даже если у тебя есть высокое звание и ты добился всего сам, то не нужно этим кичиться. У каждого своя жизнь и он вправе распоряжаться ею сам — не каждый может позволить себе стать дворянином. Следует помнить прекрасные слова: после окончания игры в шахматы пешка и король падают в одну коробку. Всех и каждого ждет одно и то же окончание — смерть, поэтому не стоит ставить себя выше других.

Фонвизин карикатурно изобразил общество давней России. Смыслом этого было желание показать людям, что они делают не так, что они порочны, внутри них нет ничего человеческого, ими движет желание заполучить все богатства мира. Добиваются они этого, идя по головам и не обращая внимания на какие-то моральные устои. Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Если у тебя есть чем гордиться — не нужно хвастаться этим налево и направо. Следует знать себе цену, а не размениваться по мелочам:


  1. Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Закрепление изученного материала

Просмотр видеофрагмента на экране

А) Видео доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=YEzBqgKmbDM


Б) Работа с понятиями, установление взаимосвязи между ними (карточки на столах)

Определение понятия «образование»

Понятие «образованный человек»

Преимущества образования, образованного человека

Недостатки

образования, образованного человека

Взаимосвязь образования и воспитания


- Какого человека можно назвать образованным?

- Что даёт человеку образование?

- В чём недостатки образования?

- Взаимосвязаны ли образование и воспитание? Какое качество важнее для человека и почему? 

- По сюжету и названию – пьеса о том, как обучали молодого дворянина, «недоросля».

- Давайте вспомним, кого в 18 веке называли недорослем?

- Как вы думаете, ребята, каковы составные воспитания и образования? Что нужно, чтобы получить образование?

(записать на доске: Семья окружение (среда, общество) школа (образование, учителя)

- Недаром В.Жуковский говорил, что «воспитание начинается с колыбели». Это наш второй эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

- Мне хочется ещё добавить, что для того, чтобы получить образование, нужно желание учиться и хорошие учителя.

- Давайте сейчас и рассмотрим с вами, как учится Митрофан.

- Вспомните, как отвечает Митрофан на заботливые уговоры Еремеевны поучиться «хоть немножко». 

- А каких успехов в учёбе добился Митрофан? Зачитайте из текста.  - Каково отношение к образованию, учению у Простаковой, Скотининых? 

В) Сейчас давайте посмотрим, какие учителя учат Митрофана.

- Дома вы готовили сообщения об образах учителей. Послушаем.

1) Цифиркин, помимо «значащей» фамилии и солдатской манеры разговаривать, наделён и достаточно реальной биографией, и её живыми человеческими чертами. Этот отставной служивый держится с достоинством, бескорыстен, трудолюбив. «Праздно жить не люблю», - говорит он Милону, а в конце комедии отказывается взять деньги за учение Митрофана: «Не за что. Я государю служил 20 лет. За службу деньги брал, по-пустому не брал и не возьму».

2) Смешон со своим церковнославянским жаргоном Кутейкин, причисляющий себя к «учёным» на том основании, что учился в семинарии, откуда испросил увольнения, «убоялся бездны премудрости».

3) Вральман не просто плут и невежда, разыгрывающий роль учёного мужа. В глазах Простаковых главное достоинство Вральмана в том, что он немец. Вральман советует Митрофану не связываться с умными людьми, а придерживаться своей «компании».

Вывод: Образы учителей в пьесе выглядят карикатурно. Их фамилии говорят сами за себя.

- Каково отношение Митрофана к учителям?  - Что получилось в результате такого обучения, мы видим в сцене экзамена Митрофана. Давайте зачитаем по ролям.

Г) Выразительное чтение сцены в лицах (действие 4, явл. 8).

- Только ли смех вызывает эта сцена? Какие ещё чувства? Почему?

- Мы не случайно выбрали эту сцену, хотя она не имеет прямого отношения к развитию сюжета. Она даёт представление о жизни помещичьей, об уровне её запросов, отношении к образованию.

- Но учителя такого типа были явлением не исключительным, а весьма распространённым в дворянских семьях той эпохи.

- Я просила вас вспомнить произведение, в котором также рассказывается об образовании дворянства. Это произведение изучается в 7 классе. Кто справился? Давайте вспомним эпизод из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где герой произведения Пётр Гринёв рассказывает о своём гувернёре французе Бопре, о том, как проходило «обучение» дворянского недоросля. (ответы учащихся).

- Почему же при одинаковом образовании вырастают разные люди – Митрофан и Пётр Гринёв? 

- А какое воспитание получил Митрофан?

- Как он относится к матери, отцу, другим людям? (ученики пересказывают наиболее яркие сцены воспитания)


Д) Приём «Хорошо – плохо».

- Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – «материнская любовь»? (ответы уащихся).

- Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?

Учащиеся в группах заполняют таблицу.

Хорошо

Плохо


заботится, чтобы сынок был сыт, обут,

одет;

беспокоится, не загружен ли он умственно;

заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания.


воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью;

ограничен в развитии, нет духовного воспитания;

невежество, необразованность;

не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу;

научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.


- Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен. Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?

- Правильно ответить на этот вопрос вам поможет третий наш эпиграф, обратитесь к нему! (В любви и воспитании Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нём нет ничего от настоящего гражданина.)

  1. Рефлексия

Правило трех «М» на уроке. Отвечает каждый ученик.

  1. Домашнее задание. Подготовить пересказ произведения от имени Митрофана

  2. Оценивание. Взаимооценивание























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!