СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование древнерусского государства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Предпосылки создания Древнерусского государства.
  2. Появление княжеской власти у восточных славян.
  3. Образование государственных центров.   
  4. Образование Древнерусского государства. Его организация

Просмотр содержимого документа
«Образование древнерусского государства»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян; сформировать представление о закономерности образования государства

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания

План урока

  1. Предпосылки создания Древнерусского государства.

  2. Появление княжеской власти у восточных славян.

  3. Образование государственных центров.

  4. Образование Древнерусского государства. Его организация

Личностно значимая проблема

Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки». Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив

древляне, история, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II.

Актуализация

знаний


7

Беседа










Беседа по изученному материалу.


1. Учитель обращает внимание на форму проведения урока.

  1. "Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?". Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.

  2. Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.

Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.

- Объясните, как было создано самое древнее государство на нашей территории.

- Какие теории образования государства на Руси существуют в науке?

  1. - Откуда произошло название государства "Русь"?

  2. Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.

1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.

Карточка 1.

Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён

Карточка 2.

Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.

Карточка 3.

Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.

Карточка 4.

Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.

Карточка 5.

Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.

Карточка 6.



Фронтальная работа.



Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради









Устные ответы







III.

Изучение

нового

материала



17



Беседа




Работа с текстом









Работа с текстом


Просмотр иллюстрации





Беседа с учащимися


Работа с терминами




Работа с историческим документом и картой




Заполнение таблицы



Работа с историческим документом




Задание.

1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги?

2. Используя задание для интерактивной доски, ученики вставляют пропущенные слова:

Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых __, осуществляется охрана __ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __

На доске учитель рисует логическую цепочку:

Экономический подъем

Увеличение производительности труда и накопление богатств

Социальное расслоение в племени и выделение знати

Появление аппарата управление

Возникновение государства

1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян?

2. Покажите на карте славянские города, ставшие центрами племенных союзов.

3. Вспомните, какой была система управления у славянских племен?

4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники?

5. Какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?

Чтение документа и ответы на вопросы к нему

- с какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам, везшим свой товар в Византию?

Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»

Норманнская

Центристская

Славянская




Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы




Отвечают на вопросы

Государство



Работают с текстом












Работают с логической цепочкой







Обобщая ответы учащихся на последний вопрос, учитель предлагает познакомиться с документом и обратиться к карте




Используя карту и текст учебника на с. 21, учащиеся городскими центрами союзов племен: полян, северян, кривичей, радимичей, ильменских словен, а с помощью иллюстрации на с. 22 рассказывают о городской торговле


Заполняют таблицу


Читают текст и находят цитаты

Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества

Расставляют в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку



Фронтальная

работа.



Индивидуальная работа.









Индивидуальная работа.





















Индивидуальная работа.




Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное


Устные

ответы.







Устные ответы.






Устное задание






Устные ответы.



















Записи в тетради




Записи в тетради


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа в парах

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

Организация работы в парах или в группах.

А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства»

(выполняют на интерактивной доске)

Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы




Заполняют схему

1.Индивидуальная работа.



2.Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий в рабочей

тетради


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Кто участвовал в походе Олега на Киев? Покажите два исторических центра восточных славян. Какие выводы из этого следуют?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2


Конкретизирует домашнее задание

§ 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа






«Заполните пропуски»


В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. Восточные славяне поселились по реке ______________. Это были выносливые и сильные люди, которые любили не воевать, а ___________. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и брали _____________. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда порешили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени ___________. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. После его смерти стал править его родственник Олег, так как сын _____________ был ещё мал. Князь Олег, как и Рюрик, стал править в городе _____________. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. Так возникло государство ___________ __________ .



Карточка 1.

Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён




Карточка 2.

Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата.




Карточка 3.

Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата.




Карточка 4.

Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата.




Карточка 5.

Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии.




Карточка 6.

Покажите на карте и охарактеризуйте уровень развития Византии к IX в.








Документ

«Повесть временных лет». Начало XII в.

« ...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Ва­ряжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью усть­ями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвали­сы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

Вопросы и задания к документу:

1. Используя карту, покажите путь «из варяг в греки»

2. Каковы были представления славян о своей земле?

3. Каково современное название Хвалисского моря? Как славяне называли Черное море?

4. Как вы думаете, с какими государствами торговали славяне? . .




3. Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.


Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.

Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.


















2. Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.


Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

Учитель оценивает ответы.


3. Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. (Дополнительный тезис для более подготовленного класса.)

В качестве доказательства этого утверждения предлагаю выполнить задание.

Задание. Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства. Используя схему как подсказку


    1. Начало неравенства

    2. Выделение знати

    3. Переход к соседской общине

    4. Образование государства

    5. Захват земель, грабительские набеги.

    6. Усовершенствование обработки земли.

    7. Образование излишков.

    8. Складывание частной собственности на землю.

    9. Г осподство родовой общины.

































Подведение итогов. Любое государство имеет определенную внутреннею организацию

4. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Используя опорные слова и текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства»

(выполняют на интерактивной доске)

Социальный строй и управление племенем у славян.

Заполните схему, используя условные знаки


АВече

ВКнязь

ДОполчение

БСоседская община

ГСтарейшины

ЕДружина




















1.













2.













3.












4.












Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние



На­пи­ши­те имя князя, осу­ще­ствив­ше­го по­хо­ды, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми.

По­яс­не­ние.

На карте Древ­ней Руси изоб­ра­же­ны два на­прав­ле­ния по­хо­дов князя Свя­то­сла­ва — про­тив хазар и на Бал­ка­ны про­тив Бол­га­рии и Ви­зан­тии.


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние.



В каком веке про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме? Ответ за­пи­ши­те сло­вом.

По­яс­не­ние.

По­ка­за­ны по­хо­ды князя Свя­то­сла­ва про­тив Волж­ской Бул­га­рии и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!