СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увидеть и понять, какими художественнымит средствами автор изображает город, как образ Петербурга отражает состояние героев романа, как влияет на них.

Просмотр содержимого документа
«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".»


Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»».

Цели урока:

  1. показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа

  2. развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения

  3. воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Задачи урока: увидеть и понять, какими художественными средствами автор изображает город, как образ Петербурга отражает состояние персонажей романа, как влияет на них.

Планируемые результаты

Личностные:

- развитие умения чувствовать красоту и выразительность речи;

- стремление к совершенствованию собственной речи, обогащение ее словарного запаса;

Метапредметные:

- умение делать доказательные выводы по тексту произведения;

- свободное владение различными типами пересказа текста произведения;

- развитие ораторских, речевых навыков публичного выступления;

- осуществление анализа и синтеза идейного содержания темы разговора;

- установление причинно-следственных связей в области литературы.

Предметные:

- уметь дать понятия литературным терминам: роман, образ города, интерьер, пейзаж, уличная сцена;

- уметь выборочно анализировать текст;

- уметь подбирать эпизоды романа по проблеме;

- овладение навыками и приемами анализа художественного произведения.

- формирование устойчивого познавательного интереса, потребности в чтении.

Тип урока: урок изучения нового материала, работы с текстом художественного произведения.

Форма урока: лекция с элементами беседы

Межпредметные связи:

история России, мировая художественная культура, информатика, музыка, живопись.

Ресурсы урока (оборудование):

текст романа, презентации о Петербурге («Величественный Санкт-Петербург», 15 слайдов; «Образ Петербурга в русской литературе 19 века»), фрагменты из художественного фильма «Преступление и наказание», 1969 год. 

Ход урока

1 . Проверка домашнего задания, оптимизация, актуализация учебных действий.

- О творчестве какого писателя говорили на прошлом уроке?

- Что вы запомнили из основных событий жизни этого человека?

-Какова была история создания и публикации романа «Преступление и наказание»?

- В каком городе происходят события произведения Ф.М.Достоевского?

2. Постановка целей и задач, мотивация учебных действий.

- Ребята, глядя на тему нашего урока, можете ли вы сказать, о чем пойдет речь? (Ответы обучающихся).

- Да, действительно сегодня мы увидим, как образ Петербурга, созданного Достоевским, влияет на героев произведения.

Сначала посмотрим на город Санкт-Петербург современный.

Показ слайдов презентации «Величественный Санкт-Петербург» (15 слайдов) и комментарии к ним.

- Как же образ города на Неве был представлен русскими писателями до Достоевского?

3. Усвоение новых знаний и проверка их понимания.

Образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Некрасов. Они раскрывали все новые и новые грани этого города.

Выступление подготовленных уч-ся по этой теме (1,5 – 2 минуты):

  1. А.С.Пушкин о Петербурге

  2. М.Ю.Лермонтов о городе

  3. Н.В.Гоголь о Петербурге

  4. Н.А.Некрасов о городе

Достоевский продолжает традиции русских писателей в изображении Петербурга и идет дальше – раскрывает психологический аспект воздействия города на человека.

Презентация «Образ Петербурга в русской литературе 19 века».

Аналитическая беседа по просмотренным презентациям.

Сделаем выводы и запишем их в тетрадь.

  1. Закрепление новых знаний.

- Свой Петербург у Достоевского в романе. Пройдемся вместе с героями Достоевского по этому таинственному городу. Посмотрим, где и как живут простые люди. Дома вы подготовили цитаты из текста, изображающие город (работа по группам). По ходу анализа в тетради заполняется таблица.

Составляющие образа

Характерные признаки

1

Интерьер


2

Городской пейзаж


3

Сцены уличной жизни




Анализ эпизодов романа, содержащих описание интерьера.

Каморка Раскольникова.

В эпизоде выделяются ключевые слова интерьера (каморка, шкаф), определяется внутреннее состояние героя, его чувства.

- Найдите метафору, передающую психологическое состояние героя («Он был задавлен бедностью»).

-Как перекликается эта метафора с ключевыми словами? Какие ассоциации возникают у вас при слове шкаф? (Ассоциацияс теснотой, духотой).

- Есть в романе более подробное описание комнаты героя? Ч. 1, гл. 3.

Сообщение обучающихся по анализу текста.

Квартира старухи-процентщицы.

Сообщение группы по вопросам.

- Какие эпитеты использовал автор в описании?

- Какие из них повторяются?

- Какую мысль передают, усиливают эти повторы?

- В описании часто встречается желтый цвет. В чем его значение?

- Каково значение прилагательного «грошовый»?

Вывод: Комната старухи такая же убогая и тесная, как и каморка Раскольникова.

Жилище Мармеладовых.

- Какая оценочная лексика передает состояние этого жилища?

- В каких цветовых тонах представляется угол Мармеладовых?

- Какая предметная деталь сближает это описание с предыдущим?

- Что она символизирует?

- Какова главная мысль в описании?

Анализ отрывков, содержащих описание городских пейзажей.

- Из клетушек, каморок, шкафов, полураздавленные ими, выходят наши герои на улицы Петербурга. Какой пейзаж открывается им и что они чувствуют при этом?

Анализ сцен уличной жизни.

- Кого встречает Раскольников на улицах Петербурга?

- На улицах разыгрываются не просто сцены уличной жизни, а человеческие трагедии. Вспомните о них (анализ сцен).

- Город бедных живет своей привычной страшной жизнью. Кажется, он даже не подозревает о другом, парадном Петербурге. Однажды Раскольников замечает этот Петербург. Но чувствует свое отчуждение от него.

Выводы по теме урока.

- Заканчивая беседу о Петербурге Достоевского, подведем итог сказанному.

- Чьими глазами мы видим Петербург в романе?

- В связи с этим, какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга?

- Какими цветовыми тонами изображается город?

- Каков Петербург Достоевского по отношению к человеку?

- Как можно назвать Петербург, на улицах которого происходят человеческие трагедии?

- Что чувствуют герои, выходящие на улицы города?

- Какие важные выразительные средства мы находили, анализируя эпизоды? (Метафора, сравнение, художественная деталь, повторы и наконец контраст). Как известно, контраст усиливает впечатление. Сегодня мы увидели контраст между парадным Петербургом Пушкина и серыми мрачным Петербургом Достоевского. И сполна прониклись его картинами. Послушайте слова Белинского: «Питер имеет необыкновенное свойство оскорблять в человеке все святое и заставить выйти наружу все сокровенное. Только в Питере человек может узнать себя: человек он, получеловек или скотина». Перекликаются ли эти слова с темой урока?

- Какую особенность можно отметить в авторской манере изображения Петербурга? Какими мыслями наполняется в романе образ Петербурга? Дайте письменный ответ в объеме 7-8 предложений. Зачитываются2-3 ответа и обсуждаются.

  1. Рефлексия.

- Какой вывод о содержании урока можем сделать?

- Что осталось неясным, непонятным?

-Дайте общую оценку сегодняшней работе класса.

Выставление отметок всем выступившим с сообщениями, активно отвечавшим на вопросы.

  1. Домашнее задание.

На следующем уроке будем говорить о теории Раскольникова и праве сильной личности. Запишите домашнее задание: перечитать гл.4 часть 5, выписать цитаты и слова героя об этой теории.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!