Колбина Н.Ю.
Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе.
Тема: «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры».
Тип: комбинированный.
Цели:
Воспитывать интерес к искусству Японии, эстетическое отношение и понимание японской культуры, аккуратность в работе с гуашевыми красками.
Развивать зрительную память, образное мышление, воображение, творческие способности, любознательность, фантазию.
Знакомить учащихся с японской культурой. Научиться рисовать ветку цветущей японской вишни в комбинированной технике. Осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, география).
Коррекционная цель: развивать умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму.
Задачи:
Познакомить с понятием «бонсай» и «японский пейзаж-свиток», «токонома», особенностями японской поэзии.
Дать понятие об отличительных особенностях японской живописи.
Изобразить ветку сакуры в японском стиле.
Развивать навыки работы с гуашевыми красками.
Показать способ рисования цветов нетрадиционными материалами.
УУД.
Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «хокку», «токонома», «бонсай»,
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации, отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.
Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: репродукции картин японских художников, изобразительные материалы для педагогического рисунка, экран, проектор, стихи хокку, японская музыка.
Для учащихся: альбомы, салфетки тканевые, гуашь, кисти, банки, палитры.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Выполнение практической работы учащимися.
5. Итог урока. Выставка работ.
6. Рефлексия. Уборка рабочего места.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
- Я рада приветствовать вас, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Пожалуйста, садитесь. Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. И так, начнем!
2. Сообщение темы и целей.
(Слайд 1)
- Посмотрите на слайд. Здесь спрятано изображение, которое станет темой нашей сегодняшней практической работы.
Я буду задавать вопросы, если ответ будет правильный – я открываю часть изображения. Итак…
1. Вспомните, какую страну называют Страной Восходящего Солнца? (Япония)
2. Как по-японски называется одежда? (Кимоно)
3. Как называется японская многоуровневая башня-храм? (Пагода)
4. Какая гора-вулкан наиболее почитаема в Японии? (Фудзияма)
Изображение открывается полностью (это вид на гору Фудзи, на переднем плане ветка сакуры). Ребята, вы догадались, что будет темой нашей практической работы?
(Слайд 2)
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с культурой стран мира, в частности с японской культурой. Тема урока «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры». Я думаю, что вы узнаете много нового и интересного.
3. Объяснение нового материала.
Художественная культура Японии очень экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других людей.
(Слайд 3)
Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:
«У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.
А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».
Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.
(Слайд 4)
Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады и деревья – БОНСАЙ. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см высотой. Выращивают их по 300 лет из поколения в поколение.
(Слайд 5)
В каждом доме есть ТОКОНОМА – ниша, в которую ставится икебана и вешается свиток с миниатюрой.
Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения. Картина-пейзаж представляет собой свиток, выполненный на шёлковой ткани или на бумаге. Этот свиток помещается в углубление в стене – нишу. У этой ниши и у миниатюрного садика японцы проводят часы раздумий о мире, о смысле жизни, сосредоточенно вглядываясь в красоту природы. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.
(Слайд 6-7) Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.
(Слайд 8)
У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:
(Слайд 9,10)
О сакуре написано много стихов. Японская поэзия необычна для европейского слуха. Она лишена привычной для нас рифмы и строится по своим законам. (Желающие учащиеся читают стихи японских поэтов).
В пору цветенья
Вишни сродни облакам —
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо… (Камо Мабути)
Ах, сколько б ни смотрел на вишни лепестки
В горах, покрытых дымкою тумана, —
Не утомится взор!
И ты, как те цветы…
И любоваться я тобою не устану! (Ки-но Томонори)
(Слайд 11)
Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?
И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.
4. Физкультпауза.
5. Выполнение практической работы учащимися.
Инструктаж к практической работе.
- Давайте с вами вместе попробуем выполнить пейзаж в японском стиле – ветку цветущей вишни-сакуры, дополним элементами природы - изображением птички или бабочки.
Ветку дерева мы нарисуем как обычно – кисточкой, а сами цветы с помощью салфетки. (Показ способа рисования). Помните об особенностях японского пейзажа – внимание к деталям.
По ходу работы проводить анализ общих ошибок. Во время работы звучит нежная японская музыка.
5. Итог урока. Выставка работ учащихся. Оценивание.
- Как вам кажется, удалось ли вам передать характер японского пейзажа? Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового вы для себя открыли на уроке? (Ответы учащихся).
6. Рефлексия.
Закончите предложения:
«Мне понравилось…».
«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
«Интересным для меня было...».
«Меня удивило…».
На этом наш урок закончен. Благодарю вас, за работу!