ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС
Тема: «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры».
Цель: создать условия для формирования представления о культуре Японии
и выполнения пейзажа-цветущей ветки сакуры.
Задачи:
Сформировать понятие «японский пейзаж-свиток».
2. Выполнить пейзаж в японском стиле.
3. Развивать навыки работы с акварельными красками.
4.Воспитывать интерес к искусству и традициям Японии, толерантное отношение к чужой культуре, аккуратность в работе с акварельными красками.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность изучить характерные особенности художественной культуры Японии, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.
Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Японии.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный;коллективная, фронтальная
Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд:видеофильм и презентация «Образ художественной культуры Японии»;
Музыкальный ряд:японская традиционная музыка «Цветущая сакура»
Оборудование:
Для учителя: ноутбук,телевизор
Для учащихся: альбомный лист, клеёнки, салфетки, акварель, кисти, палитра,двойной стакан.
Образовательные ресурсы:видеофильм и презентация «Образ художественной культуры Японии»
Ход урока.
I.Организация класса. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала
Проверка рабочего места
2. Сообщение темы и целей.
(Слайд 1)
- Посмотрите на слайд. Какие ассоциации вызывают у вас представленные изображения? (Ответы учащихся)
Вспомните, какую страну называют страной восходящего солнца? (Япония)
Скажите, а где находится страна Япония? (На островах)
Большая часть населения Японии, где живёт, в городах или в сельской местности? (В городах)
А какая особенность у японцев в письменности? (Они пишут иероглифами)
(Слайд 2)
- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с культурой стран мира, в частности с японской культурой. Тема урока «Образ художественной культуры Японии». Я думаю, что вы узнаете много нового и интересного.
II. Изучение нового материала.
1.Словесно-иллюстративный рассказ
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других людей.
(Слайд 3)
Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:
«У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.
А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».
Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.
(Слайд 4)
Давайте посмотрим на японский дом. Он строится из дерева на деревянных опорах – открытая веранда и закрытые помещения. В закрытых помещениях обязательны стены из рисовой бумаги, раздвижные перегородки. В настоящем японском доме нет мебели, лишь крохотные столики и шкафы. Спят на матрасах, которые убирают в стенные шкафы. Столы прямоугольной формы на низких ножках, слегка возвышаются над полом. Японский сад смотрится естественно, но очень живописно.
(Слайд 5)
В каждом доме есть Токонома – ниша, в которую ставится икебана и вешается свиток с миниатюрой.
В японской культуре представлены композиции из цветов, веток. Это и есть икебана.
Дословно икебана означает ландшафтные сады, сады – букеты, миниатюрные (маленькие) сады. Поэтический образ в икебане, как бы чуть намечен, и каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. Язык икебан очень сложен.
(Слайд 6)
Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см высотой. В этих миниатюрных садах делают маленькие водопадики, мостики, тропинки. Сад для японцев – это живая картина. Выращивают их по 300 лет из поколения в поколение.
(Слайд 7)
Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения. Картина-пейзаж представляет собой свиток, выполненный на шёлковой ткани или на бумаге. Этот свиток помещается в углубление в стене – нишу. У этой ниши и у миниатюрного садика японцы проводят часы раздумий о мире, о смысле жизни, сосредоточенно вглядываясь в красоту природы. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.
(Сравнение картин русских художников-пейзажистов с японскими картинами-свитками).
Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.
(Слайд 8)
У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:
(Слайд 9)
Зацвела Сакура
Вот расцвел идеальный цветок,
И украсил собою деревья
Нежно-розовый цвет лепестков
Отражает в глазах наслажденье.
Наслаждение той красотой
Что природа нам всем подарила
В этом маленьком, чудном цветке
Она всю свою страсть уместила.
(Слайд 10)
Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?
(Слайд 11)
И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.
2.Физкультминутка «Японские приветствия»
Ohayou gozaimasu- Доброе утро ! - поворот налево,поклон на 900
Konnichiwa - Привет! - поворот направо,поклон на 900
Gokigenyou -Здравствуйте! -встать прямо,поклон на 900
3.Просмотр видеофильма
III.Творческая практическая деятельность
1.Инструктаж к практической работе.
- Давайте с вами вместе попробуем выполнить пейзаж в японском стиле – ветку цветущей вишни-сакуры, дополним элементами природы и надписями-иероглифами.
2.Выполнение творческой работы .
Во время работы звучит нежная японская музыка.
По ходу работы проводить анализ общих ошибок.
IV. Итог урока.Рефлексия
1.Выставка работ обучающихся.
2.Анализ и эстетическая оценка
- Как вам кажется, удалось ли вам передать характер японского пейзажа? Какие разные и красивые работы получились!
- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?
3.Обобщающая беседа
-Как вы думаете,а у нас в России есть сакура?
-Какие праздники,связанные с деревьями,есть в России? (Завивание березки на Троицу,Вербное воскресенье)
-Два разных государства-Япония и Россия.Казалось бы,ничего не может связывать нас вместе.У нас разные языки, одежда,архитектура,религия-ничего общего!Но нет.Оказывается,маленькая веточка цветущего дерева может объединить людей.Как и японцы,мы радуемся приходу весны,цветению растений.
4. Рефлексия.
Закончите предложения:
«Мне понравилось…».
«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».
«Интересным для меня было...».