СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образ художественной культуры Японии.Ветка сакуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект ,презентация,видеофильм урока изобразительного искусства в 4 классе по теме "Образ художественной культуры Японии.Ветка сакуры" составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Практическая часть урока сопровождается японской традиционной музыкой "Цветущая сакура"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока -Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры-»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС


Тема: «Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры».

Цель: создать условия для формирования представления о культуре Японии

и выполнения пейзажа-цветущей ветки сакуры.

Задачи:

  1. Сформировать понятие «японский пейзаж-свиток».

2. Выполнить пейзаж в японском стиле.

3. Развивать навыки работы с акварельными красками.

4.Воспитывать интерес к искусству и традициям Японии, толерантное отношение к чужой культуре, аккуратность в работе с акварельными красками.

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат возможность изучить характерные особенности художественной культуры Японии, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение.

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Японии.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный;коллективная, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал:

Мультимедийный ряд:видеофильм и презентация «Образ художественной культуры Японии»;

Музыкальный ряд:японская традиционная музыка «Цветущая сакура»

Оборудование:

Для учителя: ноутбук,телевизор

Для учащихся: альбомный лист, клеёнки, салфетки, акварель, кисти, палитра,двойной стакан.

Образовательные ресурсы:видеофильм и презентация «Образ художественной культуры Японии»

Ход урока.

I.Организация класса. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению нового материала

  1. Проверка рабочего места

2. Сообщение темы и целей.

(Слайд 1)

- Посмотрите на слайд. Какие ассоциации вызывают у вас представленные изображения? (Ответы учащихся)

  • Вспомните, какую страну называют страной восходящего солнца? (Япония)

  • Скажите, а где находится страна Япония? (На островах)

  • Большая часть населения Японии, где живёт, в городах или в сельской местности? (В городах)

  • А какая особенность у японцев в письменности? (Они пишут иероглифами)

(Слайд 2)

- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с культурой стран мира, в частности с японской культурой. Тема урока «Образ художественной культуры Японии». Я думаю, что вы узнаете много нового и интересного.

II. Изучение нового материала.

1.Словесно-иллюстративный рассказ

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе, воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты – вот то, что отличает японцев от других людей.

(Слайд 3)

Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:

«У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.

А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».

Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.

(Слайд 4)

Давайте посмотрим на японский дом. Он строится из дерева на деревянных опорах – открытая веранда и закрытые помещения. В закрытых помещениях обязательны стены из рисовой бумаги, раздвижные перегородки. В настоящем японском доме нет мебели, лишь крохотные столики и шкафы. Спят на матрасах, которые убирают в стенные шкафы. Столы прямоугольной формы на низких ножках, слегка возвышаются над полом. Японский сад смотрится естественно, но очень живописно.

(Слайд 5)

В каждом доме есть Токонома – ниша, в которую ставится икебана и вешается свиток с миниатюрой.

В японской культуре представлены композиции из цветов, веток. Это и есть икебана.

Дословно икебана означает ландшафтные сады, сады – букеты, миниатюрные (маленькие) сады. Поэтический образ в икебане, как бы чуть намечен, и каждый дорисовывает в воображении свое, выражая, как в поэзии, так и в живописи свое душевное состояние. Язык икебан очень сложен.

(Слайд 6)

Японцы – люди с тонким художественным вкусом, очень любят природу, могут часами любоваться ею, а поскольку нет возможности выращивать большие сады (как в нашей стране), они нашли выход – стали выращивать карликовые сады. В таких садах растут и дуб, и береза, и ива, но маленькие всего 30-50 см высотой. В этих миниатюрных садах делают маленькие водопадики, мостики, тропинки. Сад для японцев – это живая картина. Выращивают их по 300 лет из поколения в поколение.

(Слайд 7)

Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения. Картина-пейзаж представляет собой свиток, выполненный на шёлковой ткани или на бумаге. Этот свиток помещается в углубление в стене – нишу. У этой ниши и у миниатюрного садика японцы проводят часы раздумий о мире, о смысле жизни, сосредоточенно вглядываясь в красоту природы. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.

(Сравнение картин русских художников-пейзажистов с японскими картинами-свитками).

Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.

(Слайд 8)

У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:

(Слайд 9)

Зацвела Сакура

Вот расцвел идеальный цветок,
И украсил собою деревья
Нежно-розовый цвет лепестков
Отражает в глазах наслажденье.

Наслаждение той красотой
Что природа нам всем подарила
В этом маленьком, чудном цветке
Она всю свою страсть уместила.

(Слайд 10)

Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?

(Слайд 11)

И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.

2.Физкультминутка «Японские приветствия»

Ohayou gozaimasu- Доброе утро ! - поворот налево,поклон на 900

Konnichiwa - Привет! - поворот направо,поклон на 900

Gokigenyou -Здравствуйте! -встать прямо,поклон на 900

3.Просмотр видеофильма


III.Творческая практическая деятельность

1.Инструктаж к практической работе.

- Давайте с вами вместе попробуем выполнить пейзаж в японском стиле – ветку цветущей вишни-сакуры, дополним элементами природы и надписями-иероглифами.

2.Выполнение творческой работы .

Во время работы звучит нежная японская музыка.

По ходу работы проводить анализ общих ошибок.

IV. Итог урока.Рефлексия

1.Выставка работ обучающихся.

2.Анализ и эстетическая оценка

- Как вам кажется, удалось ли вам передать характер японского пейзажа? Какие разные и красивые работы получились!

- Что сегодня нового для себя открыли на уроке? 

3.Обобщающая беседа

-Как вы думаете,а у нас в России есть сакура?

-Какие праздники,связанные с деревьями,есть в России? (Завивание березки на Троицу,Вербное воскресенье)

-Два разных государства-Япония и Россия.Казалось бы,ничего не может связывать нас вместе.У нас разные языки, одежда,архитектура,религия-ничего общего!Но нет.Оказывается,маленькая веточка цветущего дерева может объединить людей.Как и японцы,мы радуемся приходу весны,цветению растений.

4. Рефлексия.

Закончите предложения:

«Мне понравилось…».

«Я не напрасно провел этот урок, потому что...».

«Интересным для меня было...».


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку -Образ художественной культуры Японии. Ветка сакуры-.»

Образ художественной культуры Японии

Образ художественной культуры Японии

Японцы поклоняются красоте

Японцы поклоняются красоте

Японский дом

Японский дом

Ниша - токонома Композиция из цветов - икебана

Ниша - токонома

Композиция из цветов - икебана

Миниатюрные сады

Миниатюрные сады

Картина - свиток

Картина - свиток

Праздник цветения САКУРЫ

Праздник цветения САКУРЫ

Сакура – японская вишня

Сакура – японская вишня


Скачать

© 2015, 2740 363

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!