Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём. Употребление обращений».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
Образовательная:
1)Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
2)Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
3)Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
4)Повышение интереса к творчеству великого русского поэта Пушкина, укрепление межпредметных связей.
Развивающая:
1)Развивать устную речь учащихся.
2)Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательная:
1)Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Оборудование урока:
ПК; карточки; тесты; презентация, рабочий лист.
Ход урока:
Организационный этап.
1.Учитель. - Приветствие обучающихся.
2. Слово учителя:
- Вспомним определения русского языка, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. (Решение кроссворда). (обращение ) слайд
- Скажите, пожалуйста, знакома ли тема?
- Что вы знаете об обращениях?
– Итак, тема сегодняшнего урока – «Обращение и знаки препинания при нем. Употребление обращений».
Слайд
С понятием обращение вы познакомились в 5 классе, а в 8 классе встретились вновь. Ребята, исходя из темы урока, какую цель мы сегодня поставим перед собой?
Ответы учащихся… (нам необходимо вспомнить, что такое обращение)
Сформулируйте задачи урока:
Расширить …
Учиться употреблять…
Знать…
-А как вы думаете, ждут ли вас какие-то новые открытия в этой теме? Насколько хорошо вы знаете её? Давайте еще раз вспомним то, что мы уже знаем об обращениях.
4. Новая тема .
– Откройте тетради, запишите дату, тему урока. слайд
5. Сделать синтаксический разбор предложений: ( слайд) (рабочий лист)
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)
Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)
1). В каком предложении слово красавица играет синтаксическую роль?
2)А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?
3)Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении - интонация звательная.
4)Как называются такие слова? Обращения.
5). Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? – Называние того, к кому обращаемся с речью.
5. Чем бывает выражено обращение?
Чаще всего бывает выражено существительным: ( слайд)
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья(«К Чаадаеву»)
Мир опустел. Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан? («К морю»)
В роли обращения может выступать и прилагательное: ( слайд)
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит. («Подражания Корану»)
Реже в роли обращения. может быть причастие: ( слайд)
Провожающие, выйдите из вагона.
Обращение может быть также выражено местоимением:
Эй, кто-нибудь!
Эй, ты, иди сюда!
Можно ли так обращаться к человеку?
Нет. Предложение с обращением, выраженным одиночным местоимением, несет экспрессию грубости или фамильярности.
При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространенным.
Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).
Вывод: Обращение бывает выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением, а также словосочетанием.
6. У вас в рабочих листах есть отрывки из стихотворений Пушкина. Прочитаем их: (рабочий лист)
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время. («Песнь о вещем Олеге»)
Прощай, свободная стихия! («К морю»)
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы. («Бахчисарайский фонтан»)
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! («Бахчисарайский фонтан»)
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья («Деревня»)
7. Определим падеж в обращениях. - Именительный.
8. Но вот в этих строках Пушкина обращение не стоит в именительном падеже.
(9 слайд)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Кто? Именительный – старик, но не старче)
9. Историческая справка: ( слайд)
Что за форма слова с т а р ч е?
Для сравнения: в еще более древних текстах: Пойди, к н я ж е, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру 1). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче - во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. А в русском языке исчез.
Давайте вспомним, с какой интонацией мы произносим обращения? - Звательной. И падеж называется звательным.
10. Практическая работа. Работа в парах.
-Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми. В каждом языке есть своя форма обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику –обращение по имени и отчеству. Иностранцы обходятся без отчеств. Вам известны какие-то другие формы?(этикетные обращения - сэр, мистер, мисс, миссис, мадемуазель, мадам, месье, господин, госпожа и т.д.).
Составьте варианты предложений с обращениями, прочитайте. Слайд
Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером…
Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, врач
11. Вспомните, как ласково обращаются к вам близкие.
Светочка, зайка, сходи в магазин. Сынуля, помоги мне, пожалуйста. Как хорошо ты все сделала, умница моя.
Мы убедились в том, что обращение не только называет того, к кому обращаемся с речью, но и выражает отношение говорящего к нему.
12. В разговорной речи возможны усеченные формы типа: ( слайд)
Саш, Коль, мам, пап. Иногда такое обращение может быть акцентировано с помощью повтора с усилительной частицей а:
Мам, а мам, я пошел в библиотеку.
13. К какому стилю относятся предложения, придуманные нами? К разговорному.
А теперь скажите, к какому стилю относятся приведенные в начале урока примеры с обращениями? К художественному.
Разговариваете ли вы с неодушевленными предметами? А что мы видим в художественных текстах?
Для художественного текста, особенно в поэтической речи, это возможно.
Как называется такой прием? Олицетворение.
14. Физкультминутка для глаз
15. Перед выполнением работы по карточке обратим внимание на местоположение обращений в предложении: в начале, в середине, в конце. На письме используется выделение обращений запятыми. Если обращение произнесено с чувством, то ставится восклицательный знак. А дальше предложение пишется с большой буквы.
16. Расставьте знаки препинания в предложениях. Составьте схемы предложений с обращениями. :( слайд) (рабочий лист)
1) Барин не прикажешь ли воротиться?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось?
4) А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё!
17.Проверка схем (Самопроверка и самооценка по слайду)( слайд)
1. О, ?
2. О, .
3. ..,О, ?
4. ...,О, .
5…,о О, ?
6. О, !
Нормы оценок:
5-6 правильных ответов- «5»
4 ответа- «4»
3 ответа – «3»
18. Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание и как его нужно выполнять.(презентация, выполнение теста) …Слайды
Задание 18( ЕГЭ по русскому языку)
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
"Прохожий!
Укажи (1)дружок(2)
Где тут живет (3) Есенина Татьяна?"
"Татьяна... Гм...
Да (4)вон (5) за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль(6)может(7) сын пропащий?"
"Да, сын.
Но что(8) старик(9) с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?"
19.. Взаимопроверка.( слайд)
20. Итоговые вопросы: ( слайд)
1. Что такое обращение?
2. Помимо называния того, к кому обращаемся с речью, что еще может содержаться в обращении?
3. Где может располагаться обращение в предложении?
3. Чем оно может быть выражено?
4. Какова пунктуация в предложениях с обращениями?
Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Как вы считаете, удалось ли нам достичь ее? Слайд
Оценивание.
21. Рефлексия ( слайд)
Я узнал
Мне понравилось
Я научился
Я не понял
22. Домашняя работа. ( слайд
1. Пп. 55-58, упр. 343;
2. Выписать из художественных произведений 5-7 предложений с обращениями, объяснить знаки препинания, указать их эмоциональную функцию.