СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"»

Тема: Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Цель: дать понятие о синтаксической единице – обращении, его существенных признаках.

Задачи: - развивать умение находить обращения в текстах, выделять знаками препинания – в письменной речи, звательной интонацией – в устной речи;

- коррекция внимания через выполнение практических упражнений;

- развитие устной речи через выразительное чтение.

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Введение в тему

- Имя, какой сегодня день недели?

- Имя, назови месяц.

- Имя, назови время года за окном.

- Проверим, кто обнаружил что-то общее в моих предложениях

- И снова я вынуждена обратиться к вам, будьте внимательнее!

- Да, я обратилась к вам по имени, прежде чем задать вопрос. Обратилась для того, чтобы привлечь внимание того, к кому я задаю вопрос.

- И тема урока будет звучать….

Обращение – слово или несколько слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью. На письме обращение выделяется запятой, а в устной речи – звательной интонацией.

Обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Обращение НЕ является членом предложения.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Задание №1

(д,Д)евочка (ж,Ж)еня, (г,Г)ород (б,Б)огородск, (п,П)ес (б,Б)арборс, (и,И)ванов, (м,М)альчик (в,В)аня.

- Какое правило мы вспомнили? Правописание имен существительных собственных. ПРАВИЛО: Имена существительные собственные пишем с большой буквы.

- Подчеркните слова, спомощью которых мы обратимся с просьбой.

Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.

Работа по теме. Задание №2. на слайде

Задание №3

Выборочный диктант. Выписать цифры предложений с обращениями. Расставьте запятые в предложениях с обращениями прямо на доске.

Раздаточный материал: большие 2 запятые.

1. Не трещите морозы в заповедном бору.

2. К утру мороз крепчал.

3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4. Муравьи санитары леса.

5. Ребята, давайте жить дружно.

6. Ребята собрались в поход.

7.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

8. Подкралась осень незаметно.

9. Песню эту пронесем друзья по свету.

10. Друзья познаются в беде.


Запишите в тетрадь предложение, где обращение стоит по середине.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Практическое задание

- Кого мы называем культурным человеком?

- Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, к водителю в автобусе… Запомните: очень важно кто к кому и как обращается.

- Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

Легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.

Катя расскажет историю о девочке, от которой отвернулась даже кошка.

«Жила очень веселая девочка по имени Тошка. Ни с кем она не могла поладить. Не успела она записать задание по математике. Она обратилась к отличнику Коробкину: «Короб, Короб. Эй, дай задание по математике записать».

- «Лучше отойди»,- сердито ответил одноклассник. После школы Таня должна была пойти в молочный магазин. Решила попросить у соседки бидон: «Салютик, бабуся, забыла, как вас зовут. Нет ли у вас бидончика?»

- «Мне некогда»,- ответила соседка.

На улице она увидела кошечку и захотела проявить доброту: «Эй, ты, животное, молока хочешь»?Голодная кошка посмотрела на Таню и отвернулась.


- Как вы думаете, почему Тошке не везло?

Ответы детей: «Тошка не умела правильно обращаться к людям. Нельзя так грубо обращаться не только к людям, но и животным».

А как же правильно?

«Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, лучше начать с фразы: «Простите пожалуйста. Будьте добры. Скажите, пожалуйста…»

К знакомым нужно обращаться по имени.

Нельзя говорить «он, она» не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери и т. д.

Нельзя незнакомых называть «дядя, бабушка». Такие обращения годятся только для родственников».


Подумайте Тошка – это имя или кличка? «В словаре дается значение слова «кличка»: имя домашнего животного. Но мы люди, а не животные. Зачем нам клички?.


Задание. Речевые ситуации

Задание: разыграть, используя обращение, этикетные формулы (слайд)

1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

(- Ваня, меня пригласил друг на день рождения к 5 часам. Не мог бы ты погулять с собакой. - Пожалуйста, Петя. Погуляю, а ты иди на день рождение)

2. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

(Имя, сделай одолжение, объясни, как найти х в примере/ Имя, помоги мне пожалуйста)

3. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

4. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы («передайте пожалуйста/ будте добры/ не могли бы вы)



Вывод: Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Что нового узнали?

РЕФЛЕКСИЯ

- Оцените свою работу на уроке. Используя рефлексивный экран:

- Сегодня я узнал(а)…

- Теперь я могу….

- Я научился (ась)..

- Урок дал мне для жизни…

- Я расскажу родителям…







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!