СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление определений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Обособление определений»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ:


ТЕМА УРОКА: Обособление определений

УРОК № ../..: 65

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с элементами повторения.

ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.


ЗАДАЧИ УРОКА/ или ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

  1. Образовательные:

- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;

- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.

  1. Развивающие:

-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.

  1. Воспитательные:

- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.


ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ: словесный, поисковый, творческий.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: учебник, доска, карточки, тексты.


ХОД УРОКА:



ХОД УРОКА:

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1








Организационный

момент





Организация внимания






Здравствуйте, ребята,

надеюсь, вы пришли на

урок с хорошим

настроением и готовы к

плодотворной совместной

работе.


Приветствуют

педагога, проверяют

уровень своей

готовности к уроку



2.

















Мотивация, актуализация знаний














Постановка проблемы, определение темы и цели урока.




Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю «собрать» слово.

«Собери» слово: приставку возьмите у слова «обставить», корень – у слова «особый»,  суффикс у глаголов прошедшего времени, суффикс – у «землетрясение», окончание – у «море». 

А что же обозначает термин «обособление»? Дайте формулировку.

Собирают слово об-особл-ени-е.

(Обособление) – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами.



3.




















Постановка проблемной задачи при определении темы урока.
















Частичный синтаксический анализ предложения.




















Предлагает проанализировать предложение:

Дом,  построенный из красного кирпича,  стоял на берегу озера.

 Каким членом предложения является причастный оборот?

Почему он обособлен?

Назовите вид определения.

О каких обособленных второстепенных членах предложения у нас пойдёт сегодня речь на уроке?

Один ученик работает у доски, разбирает предложение.

Все остальные записывают предложение к себе в тетрадь и производят его синтаксический частичный анализ.

Формулируют тему урока.








4.

















5.























































6.



































































7.













8.

Целеполагание

















Открытие новых знаний.























































Закрепление знаний.



































































Рефлексия













Домашнее задание

Определение цели урока.

















Работа по группам





















































Творческое применение знаний при работе с текстами и карточками.





























































Оценка достигнутых результатов.









Альтернативное домашнее задание

На карточках написаны глаголы: НАУЧИТЬСЯ,

ОПРЕДЕЛЯТЬ,

РАЗЛИЧАТЬ,

СТАВИТЬ,

НАХОДИТЬ.

Исходя из темы урока и пользуясь предложенными глаголами, определите цель сегодняшнего урока.



Вы работаете тремя группами, используя материалы, которые я вам сейчас раздам. Ваша задача, сформулировать три случая, при которых обособляются определения, используя примеры. Вы можете пользоваться учебником.

1 группа – Проснувшиеся лебеди важно выплыли из-под кустов, осеняющих берег. 

2 группа – Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. 

3 группа – Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. 

4 группа - Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули.







Предлагает соотнести ответы своих товарищей с таблицей, предложенной в учебнике.



















Наш следующий этап – практическая работа с текстом (Найти обособленные определения, графически выделить, объяснить причины обособления. Для чего вводит их автор? Какие выразительные средства использовал автор?)

Текст:

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд – остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.

Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом. М. Горький «Песня о Соколе».

- Определите тип речи этих маленьких фрагментов текста? (описание) Какими автор представляет море, горы, камень? Какие выразительные средства ему в этом помогают? (Эпитеты –прилагательные(определения) в переносном значении; олицетворения, метафоры… Создается образ живой природы, живущей своей особенной жизнью. Природа одухотворена, она является и героем произведения, и создает эмоциональный настрой для читателя)

Предлагает работу по карточкам. (карточки даны в приложении)



Учитель предлагает соотнести цели, которые обучающиеся ставили в начале урока, и результаты своей деятельности (формулируют записывают в свободной форме мысль о том, чему они научились).





Учитель предлагает обучающимся самостоятельно выбрать вариант дом.задания, который, по мнению учащихся, был бы более продуктивным для закрепления темы:

-учебник, упр. 242

- упр.244

-выписать примеры к изученному пунктуационному правилу из учебника литературы  


Определяют и записывают цель урока.

















Лидеры каждой групп объясняют постановку знаков препинания в предложениях, делают вывод, составляют схему на доске. 

1 группа изучает случаи обособления причастного оборота;

2 группа изучает случаи обособления одиночных определений;

3 группа изучает случаи обособления определений, зависящих от личного местоимения.

4 группа изучает случаи  обособления определений с добавочным значением.

Слушают одноклассников (отчёт групп). Делают необходимые записи. Оценивают  ответы по предложенному плану. Задают вопросы. Делают замечания.



Анализируют текст, обозначают условия обособления, отвечают на вопросы.



















































Работают по карточкам.







Учащиеся соотносят цели, которые ставили в начале урока, и результаты, которых они достигли, оценивают продуктивность своей работы на уроке.

Учащиеся выбирают задание, обдумывая вопрос о полезности и успешности работы.



Приложение:

КАРТОЧКА №1

Упражнение 1.

1)Среди предложений 9–13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.

2) Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя!

3) Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

(10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей 
и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

Упражнение 2.

Запишите предложения, обозначая графически и выделяя запятыми обособленные определения.

1.Природа раскинулась кругом, точно великий храм приготовленный к празднику. 2.В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы отяжелевшая и тёмная всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. 3.Заинтересованный песней он знакомился с её героями, с их судьбой, с судьбой своей родины. 4.Таким образом, Пётр ставший уже юношей вырос, как тепличный цветок ограждённый от резких сторонних влияний далёкой жизни.



КАРТОЧКА №2

Вариант 1

  • Вставьте  в предложения обособленные определения. ( Расскажите о пунктуации в этих предложениях).

1)Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный).

2) Кусты голубики виднеются на небольшой поляне (усеянные лиловыми ягодами).
3) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой).
4) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний).

5) Ветер шевелил зеленые листочки (яркие и душистые).

6) Юный лес теплых гроз нетерпеливо ждет (в зеленый дым одетый).

  • Распространённые определения, стоящие после определяемого слова, поставьте перед ним. Проследите, как меняется пунктуация.

     Образец: Книга, лежащая на письменном столе, уже прочитана. — Лежащая на письменном столе  книга  уже  прочитана.



КАРТОЧКА №3



  • Измените предложения так, чтобы в них были обособленные определения. Расставьте знаки препинания.

1.От изумления он не сразу нашел подходящий ответ.

2.От восхищения он не мог вымолвить ни слова.

3.На выставке, которая открылась на днях в городе Луховицы, немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

4.Во время поездки в Рязань, которую организовали наши родители, мы посетили Есенинские места.

  • Составьте из двух простых предложений одно с обособленными определениями. (Расскажите о знаках препинания в этих предложениях).

1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
2)По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

3)В это время раздался стук. Он был настойчивый, но негромкий.

4)Кругом простиралась степь. Она была покрыта сухой выжженной травой. 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!