2. | Мотивация, актуализация знаний | Постановка проблемы, определение темы и цели урока. | Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю «собрать» слово. «Собери» слово: приставку возьмите у слова «обставить», корень – у слова «особый», суффикс у глаголов прошедшего времени, суффикс – у «землетрясение», окончание – у «море». А что же обозначает термин «обособление»? Дайте формулировку. | Собирают слово об-особл-ени-е. (Обособление) – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. |
3. | Постановка проблемной задачи при определении темы урока. | Частичный синтаксический анализ предложения. | Предлагает проанализировать предложение: Дом, построенный из красного кирпича, стоял на берегу озера. Каким членом предложения является причастный оборот? Почему он обособлен? Назовите вид определения. О каких обособленных второстепенных членах предложения у нас пойдёт сегодня речь на уроке? | Один ученик работает у доски, разбирает предложение. Все остальные записывают предложение к себе в тетрадь и производят его синтаксический частичный анализ. Формулируют тему урока. |
4. 5. 6. 7. 8. | Целеполагание Открытие новых знаний. Закрепление знаний. Рефлексия Домашнее задание | Определение цели урока. Работа по группам Творческое применение знаний при работе с текстами и карточками. Оценка достигнутых результатов. Альтернативное домашнее задание | На карточках написаны глаголы: НАУЧИТЬСЯ, ОПРЕДЕЛЯТЬ, РАЗЛИЧАТЬ, СТАВИТЬ, НАХОДИТЬ. Исходя из темы урока и пользуясь предложенными глаголами, определите цель сегодняшнего урока. Вы работаете тремя группами, используя материалы, которые я вам сейчас раздам. Ваша задача, сформулировать три случая, при которых обособляются определения, используя примеры. Вы можете пользоваться учебником. 1 группа – Проснувшиеся лебеди важно выплыли из-под кустов, осеняющих берег. 2 группа – Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме. 3 группа – Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо. 4 группа - Измученные долгой дорогой, мальчики мгновенно уснули. Предлагает соотнести ответы своих товарищей с таблицей, предложенной в учебнике. Наш следующий этап – практическая работа с текстом (Найти обособленные определения, графически выделить, объяснить причины обособления. Для чего вводит их автор? Какие выразительные средства использовал автор?) Текст: Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит. Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд – остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Мы с Рагимом лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом. М. Горький «Песня о Соколе». - Определите тип речи этих маленьких фрагментов текста? (описание) Какими автор представляет море, горы, камень? Какие выразительные средства ему в этом помогают? (Эпитеты –прилагательные(определения) в переносном значении; олицетворения, метафоры… Создается образ живой природы, живущей своей особенной жизнью. Природа одухотворена, она является и героем произведения, и создает эмоциональный настрой для читателя) Предлагает работу по карточкам. (карточки даны в приложении) Учитель предлагает соотнести цели, которые обучающиеся ставили в начале урока, и результаты своей деятельности (формулируют записывают в свободной форме мысль о том, чему они научились). Учитель предлагает обучающимся самостоятельно выбрать вариант дом.задания, который, по мнению учащихся, был бы более продуктивным для закрепления темы: -учебник, упр. 242 - упр.244 -выписать примеры к изученному пунктуационному правилу из учебника литературы | Определяют и записывают цель урока. Лидеры каждой групп объясняют постановку знаков препинания в предложениях, делают вывод, составляют схему на доске. 1 группа изучает случаи обособления причастного оборота; 2 группа изучает случаи обособления одиночных определений; 3 группа изучает случаи обособления определений, зависящих от личного местоимения. 4 группа изучает случаи обособления определений с добавочным значением. Слушают одноклассников (отчёт групп). Делают необходимые записи. Оценивают ответы по предложенному плану. Задают вопросы. Делают замечания. Анализируют текст, обозначают условия обособления, отвечают на вопросы. Работают по карточкам. Учащиеся соотносят цели, которые ставили в начале урока, и результаты, которых они достигли, оценивают продуктивность своей работы на уроке. Учащиеся выбирают задание, обдумывая вопрос о полезности и успешности работы. |