СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русскго языка в 8 классе. "Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений".

Просмотр содержимого документа
«Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.»

План-конспект урока на тему: «Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений».

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактическая задача урока: обеспечение формирования УУД в условиях достижения поставленных целей, формирование предметных и метапредметных умений на основе изучения нового материала и первичного его закрепления на практике.

Цель урока: определять и обособлять на письме определения с обстоятельственным оттенком.

Задачи урока:

1) образовательная: актуализировать знания обучающихся о согласованных обособленных определениях; дать представление об условиях обособления определений с обстоятельственным оттенком; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях с обстоятельственным оттенком; дать представление о роли обособленных определений в речи.

2) развивающая: формировать и развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД через содержание учебного материала: развивать письменную и устную речь обучающихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и чтению книг, личностные УУД.

Планируемые результаты урока:

Предметные: создание условий для качественного усвоения обучающимися случаев обособления определений с обстоятельственным оттенком, совершенствование их пунктуационной грамотности.

Личностные: создание условий, способствующих осознанию обучающимися гордости за богатство и выразительность русского языка; создание условий для анализа обучающимися своих действий, объективной оценки уровня своих знаний, для формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через изучение и анализ предложений.

Познавательные УУД: содействие развитию мыслительных операций: установление аналогии — соотносить графические схемы с примерами из художественных текстов; помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация и способность к самооценке своих действий, принятие и понимание учебной цели и задач.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового; способность ставить новые цели и задачи.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и педагогические технологии: частично-поисковый, исследовательский метод.

Средства обучения: презентация, проектор.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.


Ход урока.

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент.

Приветствие. Настрой на работу на уроке.


Актуализация знаний.

1. В начале урока проведем орфографическую работу на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Моя задача – проверить, как вы помните правописание этой трудной орфограммы.

- Я раздам вам карточки, в течение пяти минут вы должны выполнить предложенные задания. Хорошие оценки пойдут в журнал.

К а р т о ч к а

Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи.

Н…чего (не)забудьте, н…чем удивить, (не)терпит неправды, (не)преследовал (не)приятеля, (н..)(в)чём (не)участвовал; (не)широкая, а узкая реч…нка; (не)широкая, но рыбная река; (не)забываемый подвиг, телефон (не)отремонтирован;(не) законченная, а только начатая работа.


2. Повторение изученного по теме «Обособление определений». Учитель: на прошлых занятиях мы изучали обособленные определения. Повторим все случаи расстановки знаков препинания при обособленных определениях?

Итак, первый случай гласит:…

Второй случай:…

Третий:…

(фронтальный опрос).

К а р т о ч к а

Ничего не забудьте, нечем удивить, не терпит неправды, не преследовал неприятеля, ни в чём не участвовал; не широкая, а узкая речонка; неширокая, но рыбная река; незабываемый подвиг, телефон не отремонтирован; не законченная, а только начатая работа


Изучение нового материала.

Работа с предложением . Работаем на доске и в тетрадях.

Задание: запишите предложение под диктовку, графически объяснив в нем пунктуацию.

Живший с детства в нищете, мальчик ненавидел богатых.

- Живший с детства в нищете- чем оно является в предложении?

- По находится перед главным. Почему же он выделяется запятыми?

--ПО, помимо основного вопроса определения, отвечает на обстоятельственный вопрос причины, поэтому обособляется.

Продолжаем работу по обособлению определений. Работаем так же у доски по цепочке.

Погруженный воспоминания о давно минувших боях, старик долго не мог уснуть.(почему)

  1. Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.(почему?)

  2. Расстроенный поражением, спортсмен всё же продолжал тренировки.

(Спортсмен продолжал тренировки несмотря на что? – Несмотря на то, что был расстроен поражением.)


Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом обособленных определений – это несогласованные.

Какие определения мы называем несогласованными?














- Какой характер имеют несогласованные определения?


- Чем могут быть выражены несогласованные определения?


Запишите случаи обособления несогласованных определений.

Обособляются:

а) существит в косв падеже если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов);

б)существит в косв падеже, если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой); ...Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горький);

в) обычно обособляются несогласованные определения, если они стоят после определяемого существительного и связаны сочинительной связью с согласованными определениями, например: Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо.

Но: обособление несогласованных определений не является обязательным, если они стоят перед согласованными определениями. Например: Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.

А можно и обособить, ошибки не будет: Бежали школьники, в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие.


А вообще в художественной литературе встречаются как обособленные, так и необособленные несогласованные определения без сочетающихся с ними согласованных определений. Постановка запятой или её отсутствие зависит от решения самого автора. Сравните: Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним.(И.Тургенев). – Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику. (Л.Толстой)


г)обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение, например: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А.К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Чехов).






Обосабливается















(несогласованные обособленные определения, выраженные косвенными падежами имен существительных, чаще всего относятся к именам собственным и личным местоимениям и обозначают добавочное сообщение, так как собственное имя достаточно конкретно само по себе и не нуждается в постоянных определителях (признак может быть временным и обязательно с полупредикативным значением), а местоимение лишь указывает на предмет или лицо и потому тоже не может иметь собственно определения, так как лексически не сочетается с прилагательным.


- характер разъяснения.


- сущ в косв. Падеже, существ с прил, сущ с числит, если имеют характер дополнительных разъяснений.

Закрепление.

1. Работа с предложениями, содержащими несогласованное определение.

- Записать предложение, найти в нем определение, задать к нему вопрос, доказать, что оно несогласованное. Графически обозначить!

- Ребята, запишите предложение у себя в тетрадях. (Один человек у доски)

  1. Это было крошечное деревце, длинною в спичку. ( В.п.)

- Объясните постановку запятой.

2)Витя, помоложе брата на два года, был с ним одного роста. (кого?)

- Где здесь определяемое слово? Какой вопрос ты задашь от него к несогласованному определению?

По той же схеме анализируем предложения:

  1. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.

  2. Володя, весь в белой майке, покрытый до пояса простыней, полулежал на постели.

  3. Весь мир, с листовой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открытый им.

  4. Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

  5. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам

2. Выборочный диктант.

- Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания.

  1. Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов)

  2. Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев)

  3. Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький)

  4. Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов)

  5. Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)





















  1. Алена, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов)

  2. Дядя Матвей, в мокром переднике с бляхой, поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев)

  3. Черный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам. (М. Горький)

  4. Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой. (А. Чехов)

  5. Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)

Самостоятельная работа.

Предлагаю записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1 вариант.

1) С моря дует свежестью в его высокий лоб весь в мелких морщи­нах. (М. Горький.)

2) Вконец обиженный мальчик побрел домой. (В. Катаев.)

3) Поля и лес еще не одетый листвой, и весенний раз­лив заполнивший низину все было залито ярким солнечным светом. (Г. С к р е б и ц к и й.)

2 вариант.

1) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов.)

2) Озаренные сия­нием луны палатки казались иссиня-белыми.

3) Мама, в расшитой кофте с корзинкой ягод в руке вышла на террасу.

Ключ для 1 варианта:

1) С моря дует свежестью в его высокий лоб, /весь в мелких морщи­нах/. (М. Горький.)

2) /Вконец обиженный/, мальчик побрел домой. (В. Катаев.)

3) Поля и лес, /еще не одетый листвой/, и весенний раз­лив, /заполнивший низину/,— все было залито ярким солнечным светом. (Г. С к р е б и ц к и й.)


Ключ для 2 варианта:

1) К концу января, /овеянные первой оттепелью/, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов.)

2) /Озаренные сия­нием луны/, палатки казались иссиня-белыми.

3) Мама, /в расшитой кофте/, с корзинкой ягод в руке, вышла на террасу.


Рефлексия.

Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.



Проведите рефлексию в паре, используя клише.

Клише при рефлексии:

  1. Что мне удается?

  2. Что мне не удается?

  3. Что ты мне посоветуешь?

Высказывается вслух по желанию или по просьбе учителя.

Домашнее задание.

Выписать 7 предложений из художественной литературы с обособленными несогласованными определениями.

Запись домашнего задания в дневник.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!