Актуализация знаний. | 1. В начале урока проведем орфографическую работу на слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Моя задача – проверить, как вы помните правописание этой трудной орфограммы. - Я раздам вам карточки, в течение пяти минут вы должны выполнить предложенные задания. Хорошие оценки пойдут в журнал. К а р т о ч к а Записать, объяснить написание НЕ с разными частями речи. Н…чего (не)забудьте, н…чем удивить, (не)терпит неправды, (не)преследовал (не)приятеля, (н..)(в)чём (не)участвовал; (не)широкая, а узкая реч…нка; (не)широкая, но рыбная река; (не)забываемый подвиг, телефон (не)отремонтирован;(не) законченная, а только начатая работа. 2. Повторение изученного по теме «Обособление определений». Учитель: на прошлых занятиях мы изучали обособленные определения. Повторим все случаи расстановки знаков препинания при обособленных определениях? Итак, первый случай гласит:… Второй случай:… Третий:… (фронтальный опрос). | К а р т о ч к а Ничего не забудьте, нечем удивить, не терпит неправды, не преследовал неприятеля, ни в чём не участвовал; не широкая, а узкая речонка; неширокая, но рыбная река; незабываемый подвиг, телефон не отремонтирован; не законченная, а только начатая работа |
Изучение нового материала. | Работа с предложением . Работаем на доске и в тетрадях. Задание: запишите предложение под диктовку, графически объяснив в нем пунктуацию. Живший с детства в нищете, мальчик ненавидел богатых. - Живший с детства в нищете- чем оно является в предложении? - По находится перед главным. Почему же он выделяется запятыми? --ПО, помимо основного вопроса определения, отвечает на обстоятельственный вопрос причины, поэтому обособляется. Продолжаем работу по обособлению определений. Работаем так же у доски по цепочке. Погруженный воспоминания о давно минувших боях, старик долго не мог уснуть.(почему) Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.(почему?) Расстроенный поражением, спортсмен всё же продолжал тренировки. (Спортсмен продолжал тренировки несмотря на что? – Несмотря на то, что был расстроен поражением.) Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом обособленных определений – это несогласованные. Какие определения мы называем несогласованными? - Какой характер имеют несогласованные определения? - Чем могут быть выражены несогласованные определения? Запишите случаи обособления несогласованных определений. Обособляются: а) существит в косв падеже если относятся к собственному имени, например: Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров); Из памяти не выходила Елизавета Киевна, с красными руками, в мужском платье, с жалкой улыбкой и кроткими глазами (А.Н. Толстой); Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным (Чехов); б)существит в косв падеже, если относятся к личному местоимению, например: Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого (Л. Толстой); ...Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горький); в) обычно обособляются несогласованные определения, если они стоят после определяемого существительного и связаны сочинительной связью с согласованными определениями, например: Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. Но: обособление несогласованных определений не является обязательным, если они стоят перед согласованными определениями. Например: Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие. А можно и обособить, ошибки не будет: Бежали школьники, в форменных костюмчиках, умытые, краснощёкие. А вообще в художественной литературе встречаются как обособленные, так и необособленные несогласованные определения без сочетающихся с ними согласованных определений. Постановка запятой или её отсутствие зависит от решения самого автора. Сравните: Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним.(И.Тургенев). – Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику. (Л.Толстой) г)обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение, например: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А.К. Толстой); Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Чехов). | Обосабливается (несогласованные обособленные определения, выраженные косвенными падежами имен существительных, чаще всего относятся к именам собственным и личным местоимениям и обозначают добавочное сообщение, так как собственное имя достаточно конкретно само по себе и не нуждается в постоянных определителях (признак может быть временным и обязательно с полупредикативным значением), а местоимение лишь указывает на предмет или лицо и потому тоже не может иметь собственно определения, так как лексически не сочетается с прилагательным. - характер разъяснения. - сущ в косв. Падеже, существ с прил, сущ с числит, если имеют характер дополнительных разъяснений. |
Закрепление. | 1. Работа с предложениями, содержащими несогласованное определение. - Записать предложение, найти в нем определение, задать к нему вопрос, доказать, что оно несогласованное. Графически обозначить! - Ребята, запишите предложение у себя в тетрадях. (Один человек у доски) Это было крошечное деревце, длинною в спичку. ( В.п.) - Объясните постановку запятой. 2)Витя, помоложе брата на два года, был с ним одного роста. (кого?) - Где здесь определяемое слово? Какой вопрос ты задашь от него к несогласованному определению? По той же схеме анализируем предложения: Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма. Володя, весь в белой майке, покрытый до пояса простыней, полулежал на постели. Весь мир, с листовой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открытый им. Алёна, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. Чёрный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам 2. Выборочный диктант. - Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания. Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев) | Алена, с красными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей, в мокром переднике с бляхой, поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок, величиной с большую жабу, подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой. (А. Чехов) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев) |
Самостоятельная работа. | Предлагаю записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить их постановку. 1 вариант. 1) С моря дует свежестью в его высокий лоб весь в мелких морщинах. (М. Горький.) 2) Вконец обиженный мальчик побрел домой. (В. Катаев.) 3) Поля и лес еще не одетый листвой, и весенний разлив заполнивший низину все было залито ярким солнечным светом. (Г. С к р е б и ц к и й.) 2 вариант. 1) К концу января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов.) 2) Озаренные сиянием луны палатки казались иссиня-белыми. 3) Мама, в расшитой кофте с корзинкой ягод в руке вышла на террасу. | Ключ для 1 варианта: 1) С моря дует свежестью в его высокий лоб, /весь в мелких морщинах/. (М. Горький.) 2) /Вконец обиженный/, мальчик побрел домой. (В. Катаев.) 3) Поля и лес, /еще не одетый листвой/, и весенний разлив, /заполнивший низину/,— все было залито ярким солнечным светом. (Г. С к р е б и ц к и й.) Ключ для 2 варианта: 1) К концу января, /овеянные первой оттепелью/, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов.) 2) /Озаренные сиянием луны/, палатки казались иссиня-белыми. 3) Мама, /в расшитой кофте/, с корзинкой ягод в руке, вышла на террасу. |