Управление образования муниципального образования
городской округ «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Углезаводск»
Современный урок истории в современной школе.
Федотова С.Х.
Учитель истории и обществознания
с. Углезаводск
2015
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………. 4-7
Понятие «современный урок» ………………………………………… 4
Основные пути совершенствования урока в современной школе ….. 5
Структура и типология современного урока …………………………. 6
Требования к современному уроку ……………………………………. 7
Глава II. Практическая часть…………………………………………………. 8-10
2.1. Метод проблемного обучения…………………………………………. 8
2.2. Игровая технология обучения…………………………………………. 9
2.3. Информационно-коммуникативная технология обучения…………...10
Заключение……………………………………………………………………...13
Список литературы …………………………………………………………….14
Приложение 1…………………………………………………………………...15
Введение
Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В результате от того, как учитель спроектирует свой урок, с помощью каких методов вовлечет учащихся в деятельность на уроке, зависит не только понимание учащимися происходящих современных общественных процессов в стране, но и их ориентация в динамично развивающемся информационном пространстве. Целью современного урока в соответствии с перечисленным является развитие обучающегося и его способностей. Поэтому самым актуальным вопросом как у учителя, у обучающихся, так и у их родителей, является: «Каким же должен быть современный урок истории?»
Цель: исследование особенностей современного урока истории, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения истории.
Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи:
Определить понятие «современный урок».
Рассмотреть основные пути совершенствования урока в современной школе.
Выявить требования к современному уроку.
Проанализировать современные уроки истории с позиции требований к современному уроку.
Глава I. Теоретическая часть.
Понятие «современный урок» и его признаки.
Если обратиться к понятию «современный урок», то мы увидим, что в педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. Он считает, что современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
По мнению Щукиной Г. А. (разработчик проблемы формирования интереса в процессе учёбы), интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя; содержания учебного материала; методов и приёмов обучения. Я считаю, что обучение может быть интересным для обучающихся только тогда, кода учитель в процессе обучения применяет новые технологии, проводит больше нестандартных уроков, поддерживает благоприятную атмосферу в процессе усвоения знаний. Содержательная и методическая часть урока должна формировать у обучающихся не только знания и умения, но и вызывать у них интерес, увлеченность, развивать творческое сознание.
Признаками современного урока, на мой взгляд, является:
1. Цель урока - развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.
3. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.
4. Организация урока динамична и вариативна.
5. На уроке используются современные педагогические технологии.
Используя в своей работе в основном метод проблемного обучения, игровую технологию, информационно-коммуникационную технологию, технологию разноуровнего обучения, личностно-ориентированную технологию, сделала вывод, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.
Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Направления современного урока:
Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. В этом направлении одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.
Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, что позволяет при выполнении домашнего задания осмыслить и закрепить полученную информацию, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес.
Структура и типология современного урока
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Можно выделить следующие этапы современного урока:
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап актуализации субъективного опыта учащихся;
- этап изучения новых знаний и способов деятельности;
- этап первичной проверки понимания изученного;
- этап закрепления изученного;
- этап применения изученного;
- этап обобщения и систематизации;
- этап контроля и самоконтроля;
- этап коррекции;
- этап информации о домашнем задании;
- этап подведения итогов учебного занятия;
- рефлексия.
Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком:
комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.
Требования к современному уроку
Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к современному уроку:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Глава II. Практическая часть.
В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. На мой взгляд, на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы. Эффективность таких уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.
2.1. Метод проблемного обучения.
На своих уроках я часто использую проблемный метод обучения. Основная цель организации решения проблемных вопросов или задач – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям.
Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»
Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, например задача на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Задача учащихся - доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, размышления, в которых необходимо опираться на знания, полученные на уроках. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять, определить истину. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные вопросы и исторические задачи и помогаю их разрешить.
2.2. Игровая технология обучения.
Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке является - игра. Цель использования игровых технологий: раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Игровых форм уроков истории большое количество: урок-экскурсия (маршрутная игра), театрализованная игра, деловая игра, ролевая игра, урок-суд, игра-импровизация, имитационные игры.
На уроках истории я часто использую элементы игры или провожу урок-игру. В 5 классах наиболее успешно проходят маршрутные игры. Такая форма игры дает широкие возможности для формирования у обучающихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. В 6-7 классах обучающиеся предпочитают исторические крестики-нолики или познавательные исторические игры. Наиболее успешно в 6 классе проходит игра исторические крестики-нолики по итоговой теме «Древняя Русь». В процессе игры ученики не только закрепляют, повторяют и углубляют свои исторические знания, но и развивают навыки творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. В старших классах применяются более сложные исторические игры. В 8-9 классах игровая деятельность уступает учебной, но формат по примеру телевизионной передачи «Своя игра» заинтересовывает обучающихся и они с интересом включаются в процесс. Успешно в старших классах проходят и игры-импровизации. При изучении темы «Либеральные реформы 60-80х гг. XIXв. Можно провести игру «Импровизации на тему…» Обучающимся предлагается провести инсценировку по той или иной теме (судебная реформа, военная реформа и др.).
2.3. Информационно-коммуникационная технология обучения.
Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. Цель данной технологии – активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе. В связи с тем что, информационно-коммуникативные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
В своей работе я тоже использую информационно – коммуникативные технологии.
При проведении уроков истории применяю электронные учебники, использую интерактивную доску. Популярным на сегодняшний день стало создание презентаций к урокам.
Прежде всего, надо понимать, что история – это устный предмет, поэтому использование мультимедийных презентаций является необходимым условием современного урока истории. В своих мультимедийных уроках я активно использую различные виды наглядности. Наглядность является одним из очевидных достоинств таких уроков. Применение на уроке данной наглядности позволяет наиболее полно представить историческую эпоху определенной личности в истории или какого-либо значимого события.
Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.
I. Методика организации компьютерного практикума на уроках истории (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя).
II. Методика использования творческих заданий на уроках истории с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т.д.)
III. Методика использования обучающе-контролирующих программ (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие и др.) Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.
Например, очень удобно на обобщающем уроке в 5 классе по курсу «История Древнего мира» использовать презентацию «Семь чудес света».
Презентация представляет собой набор слайдов–картинок изображений семи чудес света Древнего мира, которые поочередно появляются на экране. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемые сооружения. Кроме того слайды снабжены заголовками, текстом. Работа с презентацией «Семь чудес света» предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы деятельности на уроке: устные выступления учеников об истории создания чудес света древности, что способствует развитию монологической речи учащихся; работа с понятиями, которые отражены на слайдах, их значением; работа с историческими картами («Древний Египет», «Древняя Греция», «Передняя Азия в древности»), на которых ребята отмечают местонахождение чудес света древности; ученики в ходе знакомства с чудесами света заполняют таблицу, где отражают название, местонахождение, особенности и судьбу каждого из чудес света; обратная связь на уроке прослеживается в ходе рефлексии, когда каждый ученик помещает на карту маленький рисунок того чуда света, который больше всего ему понравился.
Все это обеспечивает «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к росту интереса к предмету, расширению кругозора детей. Работа с презентацией способствует повышению мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала и элементов игровой деятельности.
Заключение
Подводя итог данной работе, хотелось бы отметить, что урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности школьников с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным, ориентированным на развитие личности каждого ребенка в условиях коллективного обучения.
Таким образом, современный урок – это качественный урок, который характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и обучающихся, посредством которого может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. Только многообразие форм обеспечивает развитие у обучающихся интереса к истории как к предмету, повышение качества обучения. Работать качественно, интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
Список литературы
1. Вагин А.А. Совершенствование методики работы учителя истории и обществознания. – М.: Прсвещение, 2011.
2. Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Руководители проекта: М.Г.Ермолаева, В.Е.Фрадкин; Науч. ред. С.Г.Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2012, с. 151 – 158.
3. Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2010.
4. Кущенко Г. В. Уроки – путешествия//Преподавание истории в школе. – 2003. - №3.
5. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2012. №4. – с. 94-97.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010, с. 24 – 28.
7. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2010.
8. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы) // Преподавание истории в школе, 2000, №3.
9. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе, 2001, №8
10. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 3, с. 67–69.
14