СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном архиве содержится материал обобщения моего педагогического опыта на муниципальном уровне по теме "Современный урок истории в современной школе" (2015г). С этим же материалом я приняла участие в областной конференции в 2016г. Свидетельство об обобщении педагогического опыта и участие в областной конференции размещены в разделе Галерея.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Мотивация к изучению предмета «История»

Считаете ли Вы предмет «История»(нужное подчеркните):

I. Необходимым предметом:

1.Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

2.Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

3.Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

4.Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

5.Этот предмет учит разбираться в жизни.

6.Этот предмет считают значимым мои родители. 

7.Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

8.Этот предмет будет необходим при сдаче ЕГЭ.


II. Интересным предметом:

1.Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 

2.Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

3.Интересно выяснять причины событий.

4.Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 

5.Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

6.Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

7.Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

8.Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

9.Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 

10.Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11.Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12.Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.







Просмотр содержимого документа
«Современный урок истории в современной школе»

Управление образования муниципального образования

городской округ «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Углезаводск»










Современный урок истории в современной школе.











Федотова С.Х.

Учитель истории и обществознания










с. Углезаводск

2015

Оглавление


Введение………………………………………………………………………….. 3


Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………. 4-7

    1. Понятие «современный урок» ………………………………………… 4

    2. Основные пути совершенствования урока в современной школе ….. 5

    3. Структура и типология современного урока …………………………. 6

    4. Требования к современному уроку ……………………………………. 7


Глава II. Практическая часть…………………………………………………. 8-10

2.1. Метод проблемного обучения…………………………………………. 8

2.2. Игровая технология обучения…………………………………………. 9

2.3. Информационно-коммуникативная технология обучения…………...10


Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы …………………………………………………………….14

Приложение 1…………………………………………………………………...15
























Введение

Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В результате от того, как учитель спроектирует свой урок, с помощью каких методов вовлечет учащихся в деятельность на уроке, зависит не только понимание учащимися происходящих современных общественных процессов в стране, но и их ориентация в динамично развивающемся информационном пространстве. Целью современного урока в соответствии с перечисленным является развитие обучающегося и его способностей. Поэтому самым актуальным вопросом как у учителя, у обучающихся, так и у их родителей, является: «Каким же должен быть современный урок истории?»

Цель: исследование особенностей современного урока истории, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения истории.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи:

  1. Определить понятие «современный урок».

  2. Рассмотреть основные пути совершенствования урока в современной школе.

  3. Выявить требования к современному уроку.

  4. Проанализировать современные уроки истории с позиции требований к современному уроку.




Глава I. Теоретическая часть.

    1. Понятие «современный урок» и его признаки.

Если обратиться к понятию «современный урок», то мы увидим, что в педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. Он считает, что современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

По мнению Щукиной Г. А. (разработчик проблемы формирования интереса в процессе учёбы), интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя; содержания учебного материала; методов и приёмов обучения. Я считаю, что обучение может быть интересным для обучающихся только тогда, кода учитель в процессе обучения применяет новые технологии, проводит больше нестандартных уроков, поддерживает благоприятную атмосферу в процессе усвоения знаний. Содержательная и методическая часть урока должна формировать у обучающихся не только знания и умения, но и вызывать у них интерес, увлеченность, развивать творческое сознание.

Признаками современного урока, на мой взгляд, является:

1. Цель урока - развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

3. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.

4. Организация урока динамична и вариативна.

5. На уроке используются современные педагогические технологии.

Используя в своей работе в основном метод проблемного обучения, игровую технологию, информационно-коммуникационную технологию, технологию разноуровнего обучения, личностно-ориентированную технологию, сделала вывод, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.

    1. Основные пути совершенствования урока в современной школе.

Направления современного урока:

  • Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. В этом направлении одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке.

  • Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. 

  • Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, что позволяет при выполнении домашнего задания осмыслить и закрепить полученную информацию, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес.


    1. Структура и типология современного урока

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Можно выделить следующие этапы современного урока:

- организационный этап;

- этап проверки домашнего задания;

- этап актуализации субъективного опыта учащихся;

- этап изучения новых знаний и способов деятельности;

- этап первичной проверки понимания изученного;

- этап закрепления изученного;

- этап применения изученного;

- этап обобщения и систематизации;

- этап контроля и самоконтроля;

- этап коррекции;

- этап информации о домашнем задании;

- этап подведения итогов учебного занятия;

- рефлексия.

Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком:

комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний.






    1. Требования к современному уроку

Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к современному уроку:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; 

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

 








Глава II. Практическая часть.

В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы.   Эффективность таких  уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.

2.1. Метод проблемного обучения.

На своих уроках я часто использую проблемный метод обучения. Основная цель организации решения проблемных вопросов или задач – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям.

Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»

Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, например задача на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Задача учащихся - доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, размышления, в которых необходимо опираться на знания, полученные на уроках. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять, определить истину. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные вопросы и исторические задачи и помогаю их разрешить.

2.2. Игровая технология обучения.

Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке является  - игра. Цель использования игровых технологий: раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования,  заставляющая школьника не просто механически припоминать известное,  а мобилизовать все свои знания,  думать,  подбирать подходящее,  отбрасывать негодное,  сопоставлять, оценивать. Игровых форм уроков истории большое количество: урок-экскурсия (маршрутная игра), театрализованная игра, деловая игра, ролевая игра, урок-суд, игра-импровизация, имитационные игры.

На уроках истории я часто использую элементы игры или провожу урок-игру. В 5 классах наиболее успешно проходят маршрутные игры. Такая форма игры дает широкие возможности для формирования у обучающихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. В 6-7 классах обучающиеся предпочитают исторические крестики-нолики или познавательные исторические игры. Наиболее успешно в 6 классе проходит игра исторические крестики-нолики по итоговой теме «Древняя Русь». В процессе игры ученики не только закрепляют, повторяют и углубляют свои исторические знания, но и развивают навыки творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. В старших классах применяются более сложные исторические игры. В 8-9 классах игровая деятельность уступает учебной, но формат по примеру телевизионной передачи «Своя игра» заинтересовывает обучающихся и они с интересом включаются в процесс. Успешно в старших классах проходят и игры-импровизации. При изучении темы «Либеральные реформы 60-80х гг. XIXв. Можно провести игру «Импровизации на тему…» Обучающимся предлагается провести инсценировку по той или иной теме (судебная реформа, военная реформа и др.).

2.3. Информационно-коммуникационная технология обучения.

Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. Цель данной технологии – активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе. В связи с тем что, информационно-коммуникативные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь, никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.

В своей работе я тоже использую информационно – коммуникативные технологии.

При проведении уроков истории применяю электронные учебники, использую интерактивную доску. Популярным на сегодняшний день стало создание презентаций к урокам.

Прежде всего, надо понимать, что история – это устный предмет, поэтому использование мультимедийных презентаций является необходимым условием современного урока истории. В своих мультимедийных уроках я активно использую различные виды наглядности. Наглядность является одним из очевидных достоинств таких уроков. Применение на уроке данной наглядности позволяет наиболее полно представить историческую эпоху определенной личности в истории или какого-либо значимого события.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.

I. Методика организации компьютерного практикума на уроках истории (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя).

II. Методика использования творческих заданий на уроках истории с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т.д.)

III. Методика использования обучающе-контролирующих программ  (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие и др.) Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.

Например, очень удобно на обобщающем уроке в 5 классе по курсу «История Древнего мира» использовать презентацию «Семь чудес света».

Презентация представляет собой набор слайдов–картинок изображений семи чудес света Древнего мира, которые поочередно появляются на экране. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемые сооружения. Кроме того слайды снабжены заголовками, текстом. Работа с презентацией «Семь чудес света» предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы деятельности на уроке: устные выступления учеников об истории создания чудес света древности, что способствует развитию монологической речи учащихся; работа с понятиями, которые отражены на слайдах, их значением; работа с историческими картами («Древний Египет», «Древняя Греция», «Передняя Азия в древности»), на которых ребята отмечают местонахождение чудес света древности; ученики в ходе знакомства с чудесами света заполняют таблицу, где отражают название, местонахождение, особенности и судьбу каждого из чудес света; обратная связь на уроке прослеживается в ходе рефлексии, когда каждый ученик помещает на карту маленький рисунок того чуда света, который больше всего ему понравился.

Все это обеспечивает «погружение» в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к росту интереса к предмету, расширению кругозора детей. Работа с презентацией способствует повышению мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала и элементов игровой деятельности.

Заключение

Подводя итог данной работе, хотелось бы отметить, что урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности школьников с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным, ориентированным на развитие личности каждого ребенка в условиях коллективного обучения.

 Таким образом, современный урок – это качественный урок, который характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и обучающихся, посредством которого может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить. Только многообразие форм обеспечивает развитие у обучающихся интереса к истории как к предмету, повышение качества обучения. Работать качественно, интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.














Список литературы

1.     Вагин А.А. Совершенствование методики работы учителя истории и обществознания. – М.: Прсвещение, 2011.

2.     Анализ современного урока: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Руководители проекта: М.Г.Ермолаева, В.Е.Фрадкин; Науч. ред. С.Г.Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2012, с. 151 – 158.

3.     Белявский И. В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2010.

4. Кущенко Г. В. Уроки – путешествия//Преподавание истории в школе. – 2003. - №3.

5.     Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2012. №4. – с. 94-97.

6.     Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010, с. 24 – 28.

7.     Зотов Ю. Б.   Организация современного урока. – М.: Просвещение, 2010.

8. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории  (из опыта работы) // Преподавание истории в школе, 2000, №3.

9. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе, 2001, №8

10.     Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 3, с. 67–69.



14


Просмотр содержимого документа
«Заявка и тезисы»

Заявка на участие в педагогических чтениях.

Ф.И.О. автора _______ Федотова Светлана Хамитовна

Должность __________ учитель истории и обществознания

Организация ________ МБОУ СОШ с.Углезаводск

Домашний адрес ____ с.Быков, ул. Горняцкая 16а-5

Телефон ___________ 89244890942

Форма участия _____ очная

Тема доклада ______ Современный урок истории в современной школе.

Служебный адрес __ с.Углезаводск, ул. Почтовая, 2

Телефон __________ 98245

E-mail ____________ uglez_school@mail.ru


__________________ 2015г. ______________

(подпись участника)


















Современный урок истории в современной школе.

Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации. В результате от того, как учитель спроектирует свой урок, с помощью каких методов вовлечет учащихся в деятельность на уроке, зависит не только понимание учащимися происходящих современных общественных процессов в стране, но и их ориентация в динамично развивающемся информационном пространстве. Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

В связи с этим целью данной работы является исследование особенностей современного урока истории, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения истории.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи: определить понятие «современный урок»; рассмотреть основные пути совершенствования урока в современной школе; выявить требования к современному уроку; проанализировать современные уроки истории с позиции требований к современному уроку.

Данная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы, приложения (сценарий урока на тему «Путешествие в город богини Афины»).

Надо отметить, что в педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. Он считает, что современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. По мнению Щукиной Г. А. (разработчик проблемы формирования интереса в процессе учёбы), интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя; содержания учебного материала; методов и приёмов обучения. Я считаю, что обучение может быть интересным для обучающихся только тогда, кода учитель в процессе обучения применяет новые технологии, проводит больше нестандартных уроков, поддерживает благоприятную атмосферу в процессе усвоения знаний.

Признаками современного урока, на мой взгляд, является:

1. Цель урока - развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

3. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении.

4. Динамичная и вариативная организация урока.

5. Использование современных педагогических технологий.

Основными путями совершенствования урока в современной школе выявляется в различных направлениях современного урока:

  • Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке (задача учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке).

  • Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.

  • Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся (применение методов и приемов проблемного обучения, создание проблемных ситуаций; организация самостоятельной работы обучающихся).

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса (выбор оптимального варианта сочетания различных методов, приемов и средств обучения).

  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке (осваивание знаний обучающимися непосредственно на уроке, при выполнении домашнего задания происходит лишь закрепление).

Осуществление организационной четкости современного урока возможно только при выполнении этапов урока: организационный этап; этап проверки домашнего задания; этап актуализации субъективного опыта учащихся; этап изучения новых знаний и способов деятельности; этап первичной проверки понимания изученного; этап закрепления изученного; этап применения изученного; этап обобщения и систематизации; этап контроля и самоконтроля; этап коррекции; этап информации о домашнем задании; этап подведения итогов учебного занятия; рефлексия.

Самые главные требования к современному уроку – это необходимость учителя вооружать обучающихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у обучающихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; осуществлять всестороннее развитие обучающихся, развивать их общие и специальные особенности.

В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов и технологий на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала метод проблемного обучения, игровую технологию, информационно-коммуникационную технологию, технологию разноуровнего обучения, личностно-ориентированную технологию. На мой взгляд,  на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы.   Эффективность таких  уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино.

Метод проблемного обучения. Основная цель организации решения проблемных вопросов или задач – развитие критического мышления учащихся.

Проблемный вопрос не требует вспоминания готовых знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в дискуссию не боятся вступать и учащиеся с плохой памятью, не подготовившиеся к уроку, а это держит их в постоянном внимании к учебному процессу. Проблемные вопросы требуют большего творческого вклада, как в формулировке, так и в выработке ответов. Например, ребят можно спросить и о дате изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос), и о причинах изгнания (репродуктивно-познавательный), а можно спросить и по-другому: «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»

Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, например задача на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи - о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Задача учащихся - доказать одну из точек зрения, причем можно по группам работать одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

Игровая технология обучения.

Цель использования игровых технологий: раскрытие личностных способностей обучающихся через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

На уроках истории я часто использую элементы игры или провожу урок-игру. В 5 классах наиболее успешно проходят маршрутные игры. Такая форма игры дает широкие возможности для формирования у обучающихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. В 6-7 классах обучающиеся предпочитают исторические крестики-нолики или познавательные исторические игры. Наиболее успешно в 6 классе проходит игра исторические крестики-нолики по итоговой теме «Древняя Русь». В процессе игры ученики не только закрепляют, повторяют и углубляют свои исторические знания, но и развивают навыки творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. В старших классах применяются более сложные исторические игры. В 8-9 классах игровая деятельность уступает учебной, но формат по примеру телевизионной передачи «Своя игра» заинтересовывает обучающихся и они с интересом включаются в процесс.

Информационно-коммуникационная технология. Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. Цель данной технологии – активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Применяются различные методы :

I. Методика организации компьютерного практикума на уроках истории (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя).

II. Методика использования творческих заданий на уроках истории с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т.д.)

III. Методика использования обучающе-контролирующих программ  (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие и др.) Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.

Например, очень удобно на обобщающем уроке в 5 классе по курсу «История Древнего мира» использовать презентацию «Семь чудес света».

Презентация представляет собой набор слайдов–картинок изображений семи чудес света Древнего мира, которые поочередно появляются на экране. Красочно оформленные слайды вызывают интерес у детей и позволяют зрительно представить изучаемые сооружения. Кроме того слайды снабжены заголовками, текстом. Работа с презентацией «Семь чудес света» предполагает не только пассивный просмотр слайдов, но и активные формы деятельности на уроке: устные выступления учеников об истории создания чудес света древности. Все это позволяет обучающимся наиболее полно погрузиться в изучаемую эпоху.

В заключение необходимо подчеркнуть, что современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности школьников с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, оставаясь при этом комфортным, ориентированным на развитие личности каждого ребенка в условиях коллективного обучения.

  Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью обучающихся, их интеллектуальным развитием. От этого и зависит прежде всего качество обучения на современном уроке.

Урок требует постоянного совершенствования и модернизации.  Современный урок – это качественный урок, который характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и обучающихся, посредством которого может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.

Спасибо за внимание.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Урок усвоения новых знаний обучающимися в 5 классе

«Путешествие в город богини Афины».


Сценарий урока.

Цель урока :

Формирование представления о выдающихся памятниках древнегреческой архитектуры, скульптуры, живописи и, в целом, о древнегреческом градостроительстве и классическом древнегреческом искусстве как об образце для многих последующих поколений европейцев.

Задачи:

1. Расширить культурологическую терминологию обучающихся:

  • -афинский Акрополь

  • -Пропилеи

  • -Парфенон

  • -статуя Афины

  • -греческая керамика.

2. Научить основам работы с учебным материалом:

  • работать с текстом учебника, выделяя главное, уметь составлять рассказ,

  • обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы,

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию.

3. Развивать навыки работы с различными источниками исторической информации.

  1. Развивать умения критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.

  2. Развивать диалогическое видение мира через философский вопрос о соотношении красоты и добра - создать ситуации, в которых ученики попытались бы объяснить, какие чувства и мысли вызывает у них знакомство с выдающимися памятниками искусства.

  3. Создавать ситуации, в которых обучающиеся попытались бы определить, какие гражданские чувства могли воспитывать в греках выдающиеся произведения искусства

Учебное оборудование:

карта «Древняя Греция вVв. до н.э.»; интерактивная доска, презентация к уроку, шаблоны для практической работы, новые понятия и термины, вывешиваемые на доску (Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Форма урока - виртуальная экскурсия по городу Афины V в. до н. э.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

Ход урока

Опрос домашнего задания и индивидуальных заданий проводится в ходе экскурсии.

Организационный этап.

(Звучит музыка. Идёт видеоряд о Греции)

Учитель: Далёкий край далёких истин,

И древность пред тобой - дитя!

Горами дивными ты выстлан,

Дорогой памяти идя….

Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Греция привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми, населяющими современную Грецию. Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных по лазурной глади Эгейского и Ионического морей, где богатейшая история и древние традиции, а доброжелательность и гостеприимство греков не оставит равнодушным даже самого требовательного путешественника.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Сегодня, ребята, я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в город - музей под открытым небом богини Афины и познакомиться с достопримечательностями этого города. Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, фломастеры, справочник туриста – учебник.

Проверьте, пожалуйста, все необходимое. А поможет нам совершить путешествие в эту удивительную страну путеводная карта.

В добрый путь, друзья!

От побережья Черного моря на греческом торговом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море, пролив Босфора со стороны Эгейского моря мы подплываем к Афинам. Перед нами открывается вид на большой порт Пирей.

Наш корабль входит в торговую гавань. Мы выходим на берег и идем по Пирею. За мелкую серебряную монету драхму мы нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен, которые соединяют Афины с портом Пирей.

Добро пожаловать в Древнюю Грецию!

Откройте, ребята, дневники путешественника, сделаем первую запись - «В городе богини Афины».

Итак, мы в Афинах. Скажите, почему этот город получил такое название?

( Пересказ мифа об Афине и Посейдоне)

Жаркое утро… Мы идем по узким и кривым улицам, без мостовых. Пыльно и душно. По обеим сторонам улиц расположены дома ремесленников. Посмотрите, ребята, они сложены из кирпича-сырца и булыжников, в один - два этажа. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Как вы думаете, почему? (Это помогало сохранить в доме в жаркий день прохладу, но придавало улице несколько мрачный вид).

Греки заселялись в районах в соответствии со своим занятием: улицы сапожников, торговцев рыбой, кузнецов и горшечников. А сейчас мы с вами подходим к большому району, расположенному на юго-западе города. Ребята, посмотрите у вас на парте

лежит карта-схема Афин V в. до н. э. Как называется этот район? (Керамик)

На схеме города на слайде появляется название Керамик.

Как вы, думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

Правильно, ребята. Действительно, название этого района происходит с древнегреческого «керамос» - глина; отсюда «керамика» - изделие из обожженной глины. (В дневнике путешественника делаем вторую запись)

Керамик- район гончарных мастерских.

В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских. Вкладывая душу в обычный кусок глины, мастер создает удивительные творения. (Видео)

Ремесленник поделился с нами секретами своего мастерства. Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красной глине художники наносили рисунок черным лаком. Такая техника росписи ваз называлась чёрнофигурная. Позже стали поступать, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Такая техника росписи ваз называется краснофигурная. (В дневнике путешественника делаем третью запись)

Техника росписи ваз:

– чёрнофигурная

– краснофигурная

Недавно наш знакомый получил большой заказ из Олимпии. Давайте ему поможем и представим себя в роли художников, расписывающих вазы.

Этап применения изученного.

Практическая работа.

(памятка для практической работы лежит на парте)

Задание: I вариант закрашивает шаблон вазы чёрнофигурным рисунком.

II вариант закрашивает шаблон вазы краснофигурным рисунком. Для выполнения практической работы используйте памятку к практической работе, которая лежит на парте. (На всю работу вам отводится 2 минуты). Звучит музыка.

Посмотрите, так ли у вас получилось? ( Правильный слайд). Если вы правильно выполнили задание, молодцы, вы, действительно, помогли ремесленнику, а если что-то не получилось, не огорчайтесь, эта работа очень сложная, требующая особого мастерства. Передайте, ребята, свои работы по вариантам.

Мы прощаемся с гончаром, и, покидая район Керамик, продолжаем наше путешествие.

Ребята, прислушайтесь. Где-то в одном из домов звучит музыка. Зайдём?

Мы видим танцующих. Как красивы и плавны их движения! Давайте присоединимся к ним (физкультминутка).

Мы продолжам наше путешествие. Наш путь лежит на главную рыночную площадь. Ребята, посмотрите на карту-схему. Как называется эта площадь? (Агора).

(В дневнике путешественника делаем четвертую запись.)

Агора- главная рыночная площадь.

Очень шумно, масса приезжих со всех концов Аттики и из других областей Греции. Сотни людей заняты покупкой и продажей. Нам предлагают приобрести всё: от рабов до продуктов. Торговцы, стоя под легкими навесами из камыша зазывают нас криками: «Купите оливки!», «Купите рыбу!», «Вы забыли зелень!».

Обратите внимание, на другой стороне площади располагаются правительственные здания.

Обычно, окончив свои дела и отправив своих слуг домой, афиняне проводили время с друзьями. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики.

В справочнике туриста на странице 170 найдите определение портика. Прочитайте вслух.

Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Продолжим нашу экскурсию. Обратите внимание, вдалеке виден холм с крутыми обрывистыми склонами. Это Акрополь. Мы отправляемся в путь по единственной дороге на акрополь. Сегодня у горожан большой праздник в честь покровительницы города богини Афины.

(В дневнике путешественника делаем пятую запись.)

Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.

Справа на уступе скалы находится маленький изящный храм богини победы Ники. Греки ее изображают крылатой девушкой, но на этот раз они возвели храм в честь Ники бескрылой (догадайтесь почему?). (Да, мы не хотим, чтоб от нас улетала победа.)

Главный храм акрополя – это Парфенон, он посвящен богине Афине.

(В дневнике путешественника делаем шестую запись.)

Парфенон - храм богини Афины.

В справочнике туриста на странице 171 найдите описание Парфенона.

Работа с текстом учебника.

Войдём внутрь храма. Здесь мы видим статую богини Афины (учитель дает описание статуи).

Благодарные греки возвели несколько храмов в честь этой богини. Перед вами храм Эрехтейон. Он посвящен так же богине Афине и Посейдону, именно здесь произошел спор за право быть покровителем города.

Этап обобщения и систематизации.

Время бежит неумолимо быстро. К сожалению, пора возвращаться. Мы расстаёмся с Древней Грецией, но в памяти нашей сохранится всё то лучшее, что мы увидели в этой удивительной стране.

Возьмите приложение № 1.

Этап контроля и самоконтроля.

Задание: Соотнесите в течение 1 минуты изображения главных достопримечательностей Афин с названием. (Работа на интерактивной доске)

Проверьте, как вы справились с заданием. Молодцы! Звучит музыка.

Уставшие, но под большим впечатлением от увиденного, мы возвращаемся домой. Путешествие было очень интересным и познавательным. Я благодарю вас за помощь и ставлю всем заслуженные оценки.

Этап информации о домашнем задании.

Давайте сделаем последнюю запись в дневниках путешественников: составить кроссворд из 5 понятий, используя материал справочника путешественника §37.

Этап подведения итогов учебного занятия (рефлексия).

Наш корабль встречают близкие и родственники. Давайте ответим на интересующие их вопросы:

? Что нового вы узнали о Греции?

? Вы бы хотели ещё раз вернуться в эту страну?

?Посоветуйте ли вы своим друзьям посетить Грецию?

? С какими архитектурными памятниками Афин вы познакомились?

? Чему вы научились, побывав в Греции?


19


Просмотр содержимого презентации
«Современный урок истории в современной школе»

Современный урок истории в современной школе Учитель I категории МБОУ СОШ с.Углезаводск Федотова Светлана Хамитовна

Современный урок истории в современной школе

Учитель I категории

МБОУ СОШ с.Углезаводск

Федотова Светлана Хамитовна

Цель работы

Цель работы

  • исследование особенностей современного урока истории, требований к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения истории.
Задачи работы

Задачи работы

  • Определить понятие «современный урок».
  • Рассмотреть основные пути совершенствования урока в современной школе.
  • Выявить требования к современному уроку.
  • Проанализировать современные уроки истории с позиции требований к современному уроку.
Теоретическая часть

Теоретическая часть

Современный урок  -  это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ю.А. Конаржевский

Современный урок  -  это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Ю.А. Конаржевский

Признаки современного урока 1 . Цель урока - развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2 . Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.  3 . Реализация системно-деятельностного подхода в обучении. 4 . Динамичная и вариативная организация урока . 5 . Использование современных педагогических технологий .

Признаки современного урока

1 . Цель урока - развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2 . Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

3 . Реализация системно-деятельностного подхода в обучении.

4 . Динамичная и вариативная организация урока .

5 . Использование современных педагогических технологий .

Направления современного урока

Направления современного урока

  • Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.
  • Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.
  • Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Направления современного урока

Направления современного урока

  • Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  • Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке .
Этапы современного урока

Этапы современного урока

  • организационный этап;
  • этап проверки домашнего задания;
  • этап актуализации субъективного опыта учащихся;
  • этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  • этап первичной проверки понимания изученного;
  • этап закрепления изученного;
  • этап применения изученного;
  • этап обобщения и систематизации;
  • этап контроля и самоконтроля;
  • этап коррекции;
  • этап информации о домашнем задании;
  • этап подведения итогов учебного занятия;
  • рефлексия.
Требования к современному уроку

Требования к современному уроку

  • вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
  • формировать у учащихся прочные навыки и умения;
  • повышать воспитательный эффект обучения;
  • осуществлять всестороннее развитие учащихся;
  • вырабатывать умения самостоятельно учиться;
  • формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности.
Практическая часть

Практическая часть

Метод проблемного обучения Цель – развитие критического мышления обучающихся.

Метод проблемного обучения

Цель – развитие критического мышления обучающихся.

Проблемные вопросы Дата изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос) Причины изгнания (репродуктивно-познавательный вопрос) ИЛИ:

Проблемные вопросы

  • Дата изгнания Александра Невского из Новгорода его жителями (репродуктивный вопрос)
  • Причины изгнания (репродуктивно-познавательный вопрос)

ИЛИ:

  • «Почему Александр Невский, дважды спасший независимость Новгорода, был изгнан из родного города спасенным им же народом?»
Проблемные задачи Доказать одну из точек зрения (анализ теоретических положений)

Проблемные задачи

Доказать одну из точек зрения (анализ теоретических положений)

  • Внезапное нападение Германии на Советский Союз
  • И.В. Сталин знал о готовящемся нападении
  • Намерение И.В.Сталина нанести превентивный удар по Германии
Игровая технология обучения Цель – раскрытие личностных способностей обучающихся.

Игровая технология обучения

Цель – раскрытие личностных способностей обучающихся.

Маршрутная игра - 5 класс.

Маршрутная игра - 5 класс.

Познавательные исторические игры – 6-7 класс.

Познавательные исторические игры – 6-7 класс.

«Своя игра» по примеру ТВ-передачи – 8-9 класс.

«Своя игра» по примеру ТВ-передачи – 8-9 класс.

Информационно-коммуникационная технология Цель – активизация учебной деятельности школьников.

Информационно-коммуникационная технология

Цель – активизация учебной деятельности школьников.

Методы проведения уроков с применением ИКТ

Методы проведения уроков с применением ИКТ

  • Методика организации  компьютерного практикума ;
  • Методика использования  творческих заданий с применением средств Microsoft Office, PowerPoint;
  • Методика использования обучающе-контролирующих программ .
Семь чудес света 5 класс.

Семь чудес света 5 класс.

Заключение Современный урок – это качественный урок, который характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и обучающихся, посредством которого может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.

Заключение

Современный урок – это качественный урок, который характеризуется совместной активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и обучающихся, посредством которого может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!