СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по теме "Климаты России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

эту разработку можно использовать перед проведением контрольной работы по теме "Климат и погода"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по теме "Климаты России"»

Тема: Обобщение знаний по теме «Климат России»

Цель урока: закрепить знания обучающихся об основных закономерностях климата, о его разнообразии на территории России, о роли и значении климата в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока:

- систематизация знаний по теме, определение уровня усвоения основных понятий и терминов;

- определение умения читать климатические карты и климатограммы;

-воспитание любви к природе своей Родины;

-создание условий интенсификации деятельности учащихся при использовании игровой технологии;

- формировать умение оценивать себя, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые формы и методы на уроке: здоровьесберегающие технологии, игровая технология, личностно- ориентированный подход, исследовательский метод.

Методическое обеспечение урока: физическая и климатическая карта России, атласы, индивидуальные листы с заданиями, мультимедийное оборудование для показа презентации.













Ход урока.

  1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок.





  1. Основная часть урока. Работа по обобщению знаний

Мы изучили большой материал «Погода и климат на территории России».

Но очень часто, когда говорят о погоде, имеют в виду климат. А говоря о климате, имеют в виду погоду.

Чем отличаются эти понятия?



Слайд 1

«Погода- каприз, климат- характер»

Как вы думаете, какова цель урока? Что мы должны будем сделать сегодня?

Слайд 2

Тема: Климат России. Обобщение знаний.

Урок будет состоять из отдельных частей- учебных элементов с определённой целью и заданиями. У вас на партах лежат листы самоконтроля с ходом урока. Вы будете работать в этих листах, поэтому подпишите их. Оценивать будете сегодня себя сами. А в конце урока вы посмотрите, какие темы вы усвоили хорошо, а над какими нужно поработать.

Слайд 3

Задание 1. Разминка

Поговорим о погоде. Она капризна, меняется очень часто. А в чём причина смены погоды? ( изменение атмосферного давления)

Давайте вспомним, как называются области высокого давления? Низкого давления?

Слайд 4

ВД НД

антициклон циклон

Я сейчас зачитаю описание зимней погоды, а вы определите области циклона или антициклона соответствует данная погода и запишите ответ в листах.

(стихи А. С. Пушкина «Зимнее утро» и « Зимний вечер»)

Итак, 1-ый отрывок……..

А теперь 2- ой отрывок….

Слайд 5

Проверка

У кого получилась вот такая последовательность: поднимите руки

Циклон-антициклон

Ставим 0 баллов

Слайд 6

Антициклон- циклон

Ставим 2 балла

А теперь вернёмся к текстам стихов А.С. Пушкина

Слайд 7 «Зимнее утро»

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит».

Назовите признаки антициклона

Зимой антициклон- это мороз, снег блестит; летом - жара.

Слайд 8 «Зимний вечер»

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит».



Какие фразы Пушкина указывают на циклон?

( ветер, буря, вихри, небо покрыто мглою)

Какие осадки бывают во время прохождения циклона?

( дождь, снег)



________________________________________________







Слайд 9

Задание 2. Таблица

Климатические условия оказывают большое влияние на все компоненты природы. На жизнь и хозяйство человека, поэтому очень важно знать особенности климата. В нашей стране климат отличается большим разнообразием.

Перед вами перечень различных явлений, условий, причин. Ваша задача выбрать только 3 фактора, которые влияют на формирование климата.



Слайд 10



1 вариант

2 вариант

  1. Географическое положение

  1. Выветривание

  1. Тектоническое строение

  1. Солнечная радиация

  1. Близость морей и океанов

  1. Древнее оледенение

  1. Деятельность человека

  1. Морские течения

  1. Циркуляция воздушных масс

  1. Речная сеть

  1. Эрозия почвы

  1. Рельеф местности

Слайд 11

Проверка ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 вариант

2 вариант

  1. Географическое положение

1.Выветривание

  1. Тектоническое строение

2.Солнечная радиация

  1. Близость морей и океанов

3.Древнее оледенение

  1. Деятельность человека

4.Морские течения

  1. Циркуляция воздушных масс

5.Речная сеть

  1. Эрозия почвы

6.Рельеф местности

Почему мы не взяли тектоническое строение? Деятельность человека? ( человек влияет, но не так глобально, чтобы изменить климат)

____________________________________________

Слайд 12

Задание 3. Работа с терминами

У вас список терминов и понятий по теме «Климат». Из имеющихся слов необходимо выбрать составляющие этого понятия

Список отдельно на листочках

  1. Суммарная радиация

  2. Кучево-дождевые облака

  3. Холодный

  4. Течения

  5. Радиационный баланс

  6. Скудное

  7. Арктический

  8. Перисто -слоистые облака

  9. Испаряемость

  10. Граница между воздушными массами

  11. Рассеянная радиация

  12. Отражённая радиация

  13. Недостаточное

  14. Избыточное

15. Эрозия

16. Годовое количество осадков

17. Полярный

18. Недостаточное

19. Ккал/см

20. Угол падения солнечных лучей



1ряд

Солнечная радиация

2 ряд

Атмосферный фронт

3 ряд

Коэффициент увлажнения






Слайд 13

Проверка ( по 1 баллу за правильный ответ)



1 ряд

Солнечная радиация

2 ряд

Атмосферный фронт

3 ряд Коэффициент увлажнения

Радиационный баланс

Холодный

Испаряемость

Суммарная

Полярный

Годовое количество осадков

Отражённая

Арктический

Скудное

Рассеянная

Перисто- слоистые облака

Достаточное

Ккал/см

Граница между воздушными массами

Недостаточное

Угол падения солнечных лучей

Кучево- дождевые облака

Избыточное

1, 5, 11, 12, 19, 20

2, 3, 7, 8, 10, 17

6 ,9, 13, 14, 16, 18



____________________________________________________

Слайд 14

Физкультминутка

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение- сидя, руки на поясе.

Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение. Выполнить упражнение 3 раза, в медленном темпе.

Слайд 15

Задание 4. Логика







а

Арктическая воздушная масса



Арктический фронт

Умеренная воздушная масса







Полярный фронт

Тропическая воздушная масса







В России образуются арктический и полярный фронты. Между какими в воздушными массами они образуются?

Арктический фронт- он какой- тёплый или холодный???

Полярный фронт- он тёплый или холодный? ( зависит от активности воздушной массы)

Поставьте 2 балла, кто ответил (1 -2 человека)

_____________________________________________________

Слайд 16

Задание 5. Читаем карту

Без карты нет географии. Уметь читать карту важно при характеристике климата какой- то территории.

1 ряд Владивосток

2 ряд Оймякон

3 ряд Мурманск

1)определить среднюю температуру января и июля


2) определить среднегодовое количество осадков

1)определить среднюю температуру января и июля


2)определить среднегодовое количество осадков

1)определить среднюю температуру января


2) определить среднегодовое количество осадков

Слайд 17

Проверка ( по 1 баллу, за каждый компонент)

1 ряд Владивосток

2 ряд Оймякон

3 ряд Мурманск

  1. -16, +16

  2. 600-800 мм

  1. -40, +8

  2. 200 мм

  1. -8, +8

  2. 400 мм





Слайд 18

Физминутка

Упражнение для глаз

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Посмотреть вправо, сделать круговые движения глазами, посмотреть влево, сделать столько же движений. Темп медленный.

Слайд 19

Задание 6. Контурная карта

Россия имеет большую территорию и протяжённость с запада на восток. Это определяет различия в климате разных территорий.

Какие типы климата характерны для России?

По контурной карте определи климатические пояса и типы климата России. Запиши их названия.

Слайд 19

Проверка ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)




Климатические пояса и типы

баллы

I

арктический


II

субарктический


III

умеренно - континентальный


IV

континентальный


V

резко - континентальный


VI

муссонный


VII

субтропический










Слайд 20

Задание 7. Чёткое соответствие

Обратите внимание на климатические диаграммы и предложенные ниже города России.

А) Б)






Города: Москва, Верхоянск, Владивосток.


Вопрос: установите соответствие «климатическая диаграмма – город». В каких климатических поясах находятся эти города?


1 вариант

рисунок А

2 вариант

рисунок Б

город

тип климата

город

тип климата







Слайд 21

Проверка (по 1 баллу за каждый ответ)


А – Верхоянск (резко континентальный климат)

Б – Владивосток (умеренный муссонный)


Объясните как вы определили тип климата?

____________________________________________________

Слайд 22

Задание 8( дополнительное). Предположим, что…

Смоделируйте ситуацию.

1 ряд- Предположим, что на побережье Северного Ледовитого океана возникли горные хребты. Как это изменит климат европейской части страны?

2 ряд- Предположим, что тихоокеанское побережье стало равнинным. Как изменится климат восточной Сибири ( Якутии)?

3 ряд- Предположим, что Уральские горы протянулись не на востоке Европейской части, а по западной границе страны. Каким станет климат в европейской части страны?



Ответы.

  1. Отсутствие заморозков, т.к. АВМ не проникала бы на юг

  2. Зима не была бы такой суровой, очень холодной

  3. Станет более сухо, зимой холоднее, летом жарче.









Слайд 23

Задание 9. Найди ошибки. Подчеркни их

1 ряд

Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

2 ряд


Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.



3 ряд


Умеренно -континентальный климат господствует в европейской части России. Здесь велико влияние Тихого океана, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные массы, очень холодные зимой и прохладные летом. Лето здесь тёплое( до +24 градусов), зима очень холодная ( от- 20 до -30 градусов). Осадков выпадает 200-300 мм, причём наибольшее количество осадков приходится на восточные районы.







Слайд 24

Проверь ( по 1 баллу за каждую найденную ошибку )

1 ряд

Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

2 ряд


Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.


3 ряд

Умеренно -континентальный климат господствует в европейской части России. Здесь велико влияние Тихого океана, откуда круглый год приходят влажные морские воздушные массы, очень холодные зимой и прохладные летом. Лето здесь тёплое( до +24 градусов), зима очень холодная ( от- 20 до -30 градусов). Осадков выпадает 200-300 мм, причём наибольшее количество осадков приходится на восточные районы.













3.Подведение итогов.

Какие разделы мы повторили? Вернёмся к оценочному листу:

разминка- циклоны и антициклоны;

таблица- климатообразующие факторы;

термины- солнечная радиация, атмосферные фронты, коэффициент увлажнения;

логика- атмосферные фронты;

читаем карту- умение работать с климатической картой;

контурная карта- расположение климатических поясов и областей;

найди ошибки- характеристика типов климата

Посмотрите у кого где пробелы, а что усвоено хорошо.

4.Подсчёт баллов. Напишите сколько баллов вы набрали.

Сдайте оценочные листы.





5. Итак, нами рассмотрен ещё один компонент природы России- климат. На следующем уроке вы будете выполнять итоговую письменную работу по этой теме. А затем приступим к изучению следующего компонента природы- внутренним водам.

Слайд 25

Домашнее задание: Повторить основные понятия по теме «Реки».

Дополнительно: творческие задания( кроссворды, ребусы, сообщения об интересных климатических фактах в России)



Приложение

Задание 3. Работа с терминами

1. Суммарная радиация

2. Кучево-дождевые облака

  1. Холодный

  2. Течения

  3. Радиационный баланс

  4. Скудное

  5. Арктический

  6. Перисто -слоистые облака

  7. Испаряемость

  8. Граница между воздушными массами

  9. Рассеянная радиация

  10. Отражённая радиация

  11. Недостаточное

  12. Избыточное

15. Эрозия

16. Годовое количество осадков

17. Полярный

18. Недостаточное

19. Ккал/см

20. Угол падения солнечных лучей













Задание 6. Контурная карта



Задание 7. Чёткое соответствие


А Б

Города: Москва, Верхоянск, Владивосток.

Вопрос: установите соответствие «климатическая диаграмма – город». В каких климатических поясах находятся эти города?


1 вариант

рисунок А

2 вариант

рисунок Б



Лист самоконтроля

Ф.И_____________________________ класс_________

Вариант______________

Ряд________________

задания

Название задания

Ответы

Баллы

1.

Разминка





2.

Таблица




3.

Термины




4.

Логика





5.

Читаем карту

1)

2)




6.

Контурная карта

I

II

III

IV

V

VI

VII



7.

Чёткое соответствие




8.

Дополнительное

«Предположим, что…..»













Итого:

Если вы допустили ошибки, то за каждую ошибку вычитается 1 балл
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!