1. | Организационный момент | Учитель приветствует ребят, проверяет готовность учащихся к уроку, наличие необходимого оборудования, реквизиты. Настраивает на работу. | Подготавливают рабочие места, настраиваются на работу. |
3. | Первичное усвоение знаний | Педагог предлагает разделиться учащимся на три команды по 4-5 человек. Объясняет правила игры и задания: играют все участники команд. Игроки по очереди должны бросить кубик и ответить на вопрос. При правильном ответе на вопрос фишка команды переставляется на игровом поле на то количество клеток, которое выпало на кубике. Если участник команды с заданием не справился, то право ответа переходит капитану или команде соперников. На обдумывание ответа даётся минута. На игровом поле могут быть зашифрованы: приз – перемещение на клетку вперёд, музыкальная пауза, штрафной вопрос. Команда, чья фишка достигла финиша первой, считается победительницей. | Слушают учителя. Делятся на команды. Выбирают капитана, определяют очерёдность выбора вопросов. Изучают правила игры, знакомятся с характером заданий, подготавливают необходимое оборудование: фишки, кубик. |
4. | Первичная проверка понимания. Первичное закрепление | Учитель предлагает учащимся задания различной сложности: на проверку знания понятий, определений, закономерностей, фактического материала; на проверку умения работать с картой, понимания причинно-следственных связей, умения творчески применять знания. Примеры заданий: Послушайте пословицы и поговорки о погоде и дайте определение понятия «Погода». У моря сиди да погоды жди. Погода изменяется за час, люди – за поколение. Погода такая, что добрый хозяин собаку со двора не выгонит. Послушайте стихотворение Эдуарда Аркадьевича Асадова «На осеннем пороге» (отрывок). Вспомните определение «Ветер» и назовите постоянные ветры. В саду деревья стынут на рассвете, А ветер, по-напористому злой, Столбом взвивает листьев разноцветье И сыплет сверху белою крупой. Используя знания по физике, ответьте на вопрос: при каких потоках воздуха выпадают осадки: восходящих или нисходящих? На каком материке самое большое количество климатических поясов? Почему в Сахаре выпадает крайне мало осадков, хотя солнечного тепла получает не меньше, чем экватор? Рассмотрите репродукцию картины Гюстава Кайботта «Парижская улица в дождь» (Рис.1), определите тип климата и назовите основные признаки. Рисунок 1 – Гюстав Кайботт «Парижская улица в дождь» Учитель демонстрирует заранее подготовленные рисунки ребят. Вам предлагают посетить Италию. Какую одежду вы возьмёте с собой? Педагог контролирует ход игры. | Участники первой команды приступают к игре, бросают по очереди кубик, слушают вопросы и отвечают. Если ответ верный, то двигают фишку на игровом поле вперёд, если неверный, то передают ход участникам следующей команды. Погода – это состояние тропосферы в данное время в данном месте. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Постоянные ветры: западные, пассаты, северо-восточные (полярные). Осадки выпадают при восходящих токах воздуха. Низкое атмосферное давление, тёплый и лёгкий воздух поднимается. При подъёме происходит охлаждение воздуха и конденсация пара, в итоге образуются осадки. Самое большое количество климатических поясов на материке Евразия. 5. На территории Сахары преобладает континентальная тропическая воздушная масса. Пустыня расположена в зоне нисходящих токов воздуха и засушливых пассатов. Небо безоблачное, поэтому осадков выпадает крайне мало. Тип климата: умеренный морской. Франция располагается в умеренном климатическом поясе. Для умеренного морского типа климата характерны обильные осадки в течение всего года. Зима здесь мягкая и дождливая, а лето прохладное. Если вы решили посетить Италию летом, то лучше взять лёгкую светлую одежду из материалов, пропускающих воздух, удобную обувь, солнцезащитные очки, шляпу. Если вы в Италии зимой, то необходимо захватить тёплую обувь, куртку, свитер, перчатки, лыжи. |
6. | Рефлексия | Спрашивает, что особенно понравилось, что, по мнению ребят, не удалось. На что необходимо обратить внимание в следующий раз. Учитывает пожелания. Предлагает определить уровень своих достижений. | Проводят самооценку, осознают результаты своей деятельности. Делятся своим мнением: - что нового узнали на уроке? - чем особенно понравился урок? - что было интересно или неинтересно? |