СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта, выступление на МО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ЦОР - часть обобщения

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта, выступление на МО»

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

КИНДЯКОВОЙ НАТАЛЬИ АНАТОЛЬЕВНЫ


Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

Доклад на МО


С 1 сентября 2019 года я работаю над методической темой : «Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

Считаю, что в инновационных образовательных технологиях, прежде всего, в цифровизации образовательного процесса ( в разумных пределах) – залог успеха всего образования, его будущее. Об этой технологии и буду рассказывать.


Цель :

ознакомить участников с принципами проектирования цифровых образовательных ресурсов, с группами и видами электронных продуктов;

дать рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.


Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии обучения предусматривают отбор познавательных заданий, самостоятельных и творческих работ, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса учащихся к учебной работе, целенаправленную работу учителя в выборе средств обучения.

На уроке учебные электронные средства могут быть использованы с разными задачами: мотивационными, информационными, контрольными и корректирующими. Само собой разумеется, что возможно и сочетание всех этих задач с различным их приоритетом.

Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Одним из таких средств являются цифровые образовательные ресурсы, необходимость применения которых на уроках в настоящее время несомненна.



Представление педагогического опыта.


В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность, а «использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как общие учебные умения и навыки , напрямую относящиеся , таким образом, и к любому школьному предмету.

Очевидно, что далеко не все вопросы , связанные с разработкой качественных цифровых образовательных ресурсов уже решены, но игнорирование (вынужденное или сознательное) уже созданных ресурсов учителями считаю недопустимым, особенно, если школа (учитель) позиционируют себя как источник качественного современного образования.

Качественных характеристик, выгодно отличающих цифровые образовательные ресурсы от других средств обучения, по существу, две: мультимедийность и интерактивность.

В свои уроки можно включить текстовый материал ( причем как в «буквенной» , так и в звуковой, т.е. «речевой» форме), аудио эффекты ( музыка, фонодокументы), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.

Другая важная особенность цифровых образовательных ресурсов – их интерактивность, предполагающая фактическую возможность создания предельно индивидуализированных учебных комплексов, ориентированных на максимальную оптимизацию учебного процесса.

В своей работе стараюсь использовать многие цифровые образовательные ресурсы:

образовательные ресурсы Интернет,

цифровые образовательные ресурсы различных образовательных платформ (РЭШ, Я.Класс, Учи.ру, ФоксФорд…)

На базе CORE осваиваю конструирование домашних заданий для обучающихся. Конечно, это занимает довольно много времени. Но это повышает интерес ребёнка к домашней работе.

Со своими учениками создаю банк презентаций по русскому языку и литературе.

В 2022 году попробовала, считаю, что успешно, использовать в образовательных целях социальные сети. Так, во время изучения темы АС Пушкин «Евгений Онегин» учащиеся создали аккаунты и завели странички в ИНСТАГРАММЕ или в ВК от имени героев романа.

После прохождения курсов «Цифровизация образовательного процесса» на базе «ЭРАСКОП» от ИРО г.Ярославля применяю метод QR-кодов, кодирую дополнительную информацию к уроку для сильных учеников и учеников с ОВЗ

Отдельно хочу рассказать о тренажёрах по русскому языку:

Мною на русском языке используются тренажёры по различным видам орфограмм и пунктограмм в начале урока, как элемент повторения. Ребёнок у интерактивной доски выполняет задание, в конце получает определённое количество «Сердечек» или «Лайков»(зависит от правильных ответов). Это очень помогает учителю при опросе и детям – освоить материал.

Основная задача репетитора-тренажера связана с закреплением знаний. Для этого используются разнообразные тестовые программы. Большинство современных репетиторов-тренажеров позволяют не только экспортировать имеющиеся в их базе тесты в другую оболочку и, к примеру, распечатать, но и генерировать собственные тесты, дополняя и развивая определенные умения и навыки.

Например: Репетитор. Тесты по пунктуации. 1С; Репетитор. Тесты по орфографии. Министерство образования РФ, 2003. Работая с тестами, вы узнаете, обладаете ли вы интуицией, знаете ли вы правила, умеете ли вы применять знания на практике, почему вы делаете ошибки, что делать, чтобы писать грамотно. Также сможете воспользоваться подробным справочником, просмотреть допущенные ошибки и подать на апелляцию.

«Тренажер по русскому языку. ЕГЭ 2006», ООО «Меридиан». Предлагаемая компьютерная программа проконтролирует правильность выполнения Вами тестовых заданий и оценит уровень Ваших знаний. Настоящий диск содержит 22 варианта, каждый из которых имеет два режима: контрольно-тренировочный и итоговый. Тренировочный режим предоставляет возможность повторного выбора вариантов ответов в случае неверного ответа или просмотра ключа с правильным ответом. В конце работы дается оценка знаний тестируемого. В итоговом режиме отсутствует реакция компьютера на ответы до окончания тестирования. Этот режим имитирует экзаменационное тестирование.

«Тренажер «ФРАЗА» содержит различные задания по всем темам русского языка со 2 по 9 классы. Здесь есть и отдельные выражения , и предложения, что позволяет подходить дифференцированно к выбору заданий в зависимости от способностей ученика. Выполняющий сразу получает оценку своих знаний.

Считаю, что применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса.

Что нового дают ЦОР учащемуся?

Прежде всего – возможность научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул, выполнением упражнений.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЦОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.


Представление системы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы.

Использование цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Это и интерактивные таблицы и определения, гипертексты, анимации. (Презентация «Буквы О-Ё после шипящих», «Из чего строятся слова», «О знаках препинания». Алгоритм выбора правильного написания О-Ё после шипящих»

На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Интерес вызывают у школьников различные видеофрагменты, музыкальные отрывки в исполнении профессионалов. На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною создана коллекция презентаций к урокам литературы и русского языка с использованием материалов сайта «ИНФОУРОК», «Российская электронная школа» и др. по всем разделам и всем авторам программы с 5 по 11 класс.

На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера, с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила



Итак, Изучив материал по использованию ЭОР и ЦОР, можно выделить следующие задачи использования ЦОР:

  1. Помощь учителю при подготовке к уроку:

  • Моделирование урока из отдельных цифровых объектов,

  • Дополнительная информация для углубления знаний о предмете,

  • Эффективный поиск информации,

  • Подготовка тестирования (в том числе и контрольного среза знаний) и автоматическая проверка,

  • Подготовка творческих заданий,

  • Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами,

  1. Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:

  • Повышение интереса у учащихся к предмету путем предоставления в новой форме материала,

  • Автоматизированный самоконтроль в удобное для ученика время,

  • Большая база объектов для подготовки докладов, презентаций, исследовательских работ,

  • Возможность оперативного получения дополнительной информации,

  • Развитие творческого потенциала в виртуальной среде по предмету

  • Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе, в удобное для него время, с возможностью выстроить индивидуальную образовательную траекторию,

  • Формирование у учеников компетенций, необходимых в современном мире – потребность в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.


Данные образовательные ресурсы оправдали свое использование и на сегодняшний день применяются в традиционном и смешанном обучении, а также при переходе классов на дистанционное обучение:

  • Учи.ру (https://uchi.ru/)

  • Яндекс. Учебник (https://education.yandex.ru/)

  • ЯКласс (https://www.yaklass.ru/)

  • Статград(https://statgrad.org/)

  • Инфоурок (https://infourok.ru/)

  • Сдам ГИА. Решу ОГЭ и ЕГЭ (https://sdamgia.ru/)

  • Учимся дома (https://interneturok.ru/)

  • Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/)

  • GetAClass(https://www.getaclass.ru/)

  • Образовариум (https://obr.nd.ru/)

  • Мобильное электронное образование (https://mob-edu.ru/)


К ЦОР нас подтолкнул и 2020 год с его запретами и вынужденным дистантом. По результатам опроса определены основные цифровые образовательные ресурсы, которые эффективно использовались во время дистанционного обучения и применяются во время традиционного и смешанного обучения в этом учебном году, помимо тех, которые указаны выше:

  • Zoom ,

  • осуществление связи через мессенджер WhatsApp, Discord и электронную почту,

  • сервис LearningApps для создания интерактивных заданий,

  • сервис Stepik как эффективное средство при подготовке к ЕГЭ по русскому языку,

  • при создании уроков эффективно используется конструктор core.app,

  • электронная тетрадь Skaysmart,

  • при подготовке к итоговому сочинению сайт «Могу писать» (http://mogu-pisat.ru),http://literature-ege.ru. По результатам опроса среди обучающихся выявлено, что

  • 68% опрошенных не имели затруднений во время дистанционного обучения,

  • 75% респондентов указали на доступное изложение материала по предмету на образовательной платформе «РЭШ»,

  • 94% обучающихся 11 класса отметили эффективное использование платформы Stepik (Стэпик) и Рустьюторс ЕГЭ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  • 35% опрошенных отметили минусы при выполнении заданий на образовательной платформе «ЯКласс», которые заключались в том, что результат автоматически считается отрицательным, если ученик забыл поставить точку или написал предложение с маленькой буквы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!