СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщен опыт работы по внеурочной деятельности по биологии. Раскрыта одна из основных целей ФГОС - это мотивация к учебному предмету биология.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС»

3


Обобщение опыта внеурочной деятельности по биологии в рамках реализации ФГОС

АВТОР:

Качаева Л.А.,

учитель биологии,

МБОУ Лицей №23,

г.Кемерово

У большинства ребят нет стойкого интереса к учёбе. Сама жизнь предъявляет новые

требования к выпускнику. Выпускники школ должны обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

И как раз внеурочная деятельность по биологии позволяет быстро адаптироваться в сложных ситуациях. Ведущая педагогическая идея моего опыта работы это - использование современных образовательных технологий как средства развития ключевых компетенций учащихся, которые способствуют повышению мотивации к обучению, получению прочных знаний по биологии.

Работая, в разных классах обязательно учитываю возрастные особенности ребят.

В 5 – 6 классах: учатся задавать вопросы к наблюдаемым фактам, формулировать выводы, развиваются компетенции в общении.

В 7 – 9 классах на первый план выходят задачи формирования и развития компетенции деятельности

В 10 – 11 классах – развитие компетенций самосовершенствования.

Диапазон внеурочной деятельности по биологии очень широк:

с 5 по 9 класс я провожу практикумы по биологии, в 10 классе в рамках реализации ФГОС СОО ребята занимаются проектной, исследовательской работой, индивидуальные и групповые занятия по подготовке учащихся к олимпиадам по биологии и экологии, конференциям, конкурсам.

Участвуем в КТД : в школьной конференция "Королевские чтения", где отдельно создана секция «Биология и краеведение» , организую и провожу биолого-экологические акции.

Активно использую следующие технологии:

Технологию современного проектного обучения,

Технологию личностно-ориентированного обучения,

проблемного и дифференцированного обучения,

Кейс технологию.  

Особое место в работе занимает НОУ НООСФЕРА

Девиз научного общества: учиться, чтобы жить, жить, чтобы учиться!

Цель: организация научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи НОУ:
1. Формирование у школьников интереса к более глубокому изучению основ естественных наук, исследовательской работе
2. Включение учащихся лицея в процесс самообразования, саморазвития, формирование УУД в рамках реализации ФГОС

3. Совершенствование уровня знаний, умений и навыков при выполнении проектных и исследовательских работ

Основные направления моей работы - это

  • Включение в научно - исследовательскую и проектную деятельность учащихся в соответствии с их интересами;

  • Обучение учащихся при работе с научно-популярной литературой, составлении презентации, правил оформления работ;

  • Сотрудничество с высшими учебными заведениями г. Кемерово,

оказание практической помощи учащимся в проведении исследовательской, проектной работе;

  • Организация индивидуальных консультаций, промежуточного, итогового контроля в ходе научных, проектных исследований, при подготовке к олимпиадам

Применяю такие формы обучения, как:

Коллективную- во время коллективного решения проблемной ситуации, отраженной на слайде или видеоролике перед проведением исследования, постановке опыта, эксперимента;

Групповую - при организации познавательных игр и конкурсов, проведения в школе предметных недель.

Работу в парах - при проведении проектных, практических работ, изучение литературы;

Индивидуальную - при подготовке одаренных учеников к предметным олимпиадам, конференциям, при организации проектной деятельности.

Наш принцип работы

Результаты работы НОУ

1. Совершенствование знаний в области биологии

2. Приобретение умений и навыков в проектной и научно исследовательской работе

3. Развитие внутреннего потенциала ребят и применение его, помогая развитию своего города

Используя в работе девиз: думай глобально действуй локально, стараюсь мотивировать учащихся на приобретение новых знаний. Например, ставлю перед ребятами экологическую проблему. Но оказывается проблема может быть решена только через углубление, расширение знаний по биологии и другим предметам естественнонаучного цикла. Таким образом, создаются экологические проекты, как исследовательского, так и социального характера. Например, проект «Экологический паспорт пришкольного участка»

Цель проекта: создание паспорта школьного участка для дальнейшего озеленения и благоустройства территории. Исходя из задач, ребята должны вспомнить из курса географии темы: климат, тип и состав почвы, по биологии систематику растений, жизненные формы, продолжительность жизни растений.

Практическая направленность реализации проекта заключается: в проведении экскурсии по школьному участку для 1-6 классов с целью знакомства с ландшафтным с дизайном, отделами школьного участка.

В ходе работы над проектом ребята создают буклет, который отражает всю деятельность школьников лицея.

Проект «Оценка качества состояния почвы школьного участка», является продолжением первого проекта. Авторы проекта дают рекомендации по выращиванию цветочно-декоративных растений в зависимости от состава почвы.

Проект «Исследование радиационного фона в учебных помещениях лицея и окрестностях города» требовал от автора проекта не только знания по биологии, экологии, но и генетики, физики, географии, математики.

Групповой социально-значимый проект «Цвети, мой школьный двор» вовлек в работу не только всех школьников лицея, но также родителей, родственников.

Вначале прошел Аукцион идей на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора среди учащихся 5 – 9 классов. В результате была составлена схема посадки цветочно-декоративных растений. Каждый класс имеет свою определенную клумбу и высаживает растения в соответствии с предложенной схемой.

Реализация данного проекта помогла создать условия для реализации творческих способностей учащихся и для вовлечения их в процесс дизайнерского искусства.

Авторы проекта пришли к следующему выводу: Если все задуманные идеи по проекту воплотятся в жизнь, то территория нашего лицея будет радовать учащихся, родителей, жителей города, гостей школы своей оригинальностью и неповторимостью. А от этого мир станет еще добрее. Ведь доброта спасет мир!

Волонтеры проекта «Цвети, мой школьный двор» оказали огромную помощь в реализации данного проекта.

Внеурочная деятельность по биологии не мыслима без сотрудничества с Высшими учебными заведениями.

Расширяются знания ребят при участии в городских, областных слетах по экологии, а также в Экологических акциях. Недавно прошла Всероссийская акция БУМ-БАТЛ по сбору макулатуры. В акции участвовали все начальные класс и с 5 по 10 класс. Лицеисты не только собрали макулатуру, но и с пользой провели этот день, поделились своими идеями и зарядом энергии! Узнали много интересного и полезного в области раздельного сбора отходов и переработки бумаги.  Так, для учеников начальных классов, волонтеры студенческого экологического отряда «ЭкоДесант»  Кемеровского государственного университета рассказали об особенностях  переработки макулатуры, а ученики 4 «Б» класса, подготовили не только доклад на тему «Сохраним лес», но и показали выставку своих рисунков. Для учеников 5 класса, был проведен «Эко-урок», где ребята из Научного общества вместе со студентами познакомили с принципами раздельного сбора отходов и провели интерактивную викторину «Верю-неверю», подарив «Эко-з расскраски».

В лицее четвертый год работает Экологический клуб «Юный эколог». Ребята разработали экскурсию по теме «Бульвар Строителей – рукотворный оазис города Кемерово», где рассказали младшим школьникам как происходило благоустройство Бульвара, какие породы деревьев произрастают, учили ребят определять высоту деревьев. По итогам экскурсии провели небольшую викторину.

Организация и проведение экскурсий на предприятия позволяет расширить кругозор учащихся о профессиях, задуматься о своем будущем. Очень интересны и содержательны экскурсии на предприятия «АЗОТ», «ДАНОН».

Конечно, результаты как урочной так и внеурочной деятельности по биологии связаны с

обучением в СУНЦ г.Новосибирска

ЛЕТНЕЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ,

А также В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «СИРИУС» г.Кемерово

Итак, внеурочная деятельность обеспечивает формирование коммуникативной,

этической, социальной, гражданской компетентности школьников. Она дает не

только умение самостоятельно добывать и применять знания, но и развивает

коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания,

развитие творческих способностей, обеспечивая тем самым будущее

самоопределение ученика.

Поэтому внеурочная деятельность занимает важное место в деятельности

каждого учителя биологии в рамках реализации Федеральных государственных

образовательных стандартов.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!