СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта тема : "Наш удивительный космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о космосе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта тема : "Наш удивительный космос"»

МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа»













ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

«Наш удивительный космос»

Краткосрочный (с 18.03 по 30.04.2021г)







Исполнитель: Алексеева А.В.















с.Колесниково





Проект «Наш удивительный космос»

Группа: подготовительная

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Срок реализации: краткосрочный (с 18.03 по 30.04.2021г)

Участники проекта:

-дети подготовительной группы

-воспитатель

-родители







Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство»

К.Циолковский

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Проблема:

В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о космосе. Часто дети путают название планет нашей солнечной системы. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о космосе. Поэтому я предложила детям и родителям принять участие в проекте «Наш удивительный космос». Я считаю, что проект позволит расширить и углубить знания детей о космосе. При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии, у детей сформируется и повысится уровень знаний о космосе.

Актуальность проекта: система работы по теме "Космос" предполагает личностно - ориентированный подход к развитию ребенка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которая осуществляется через различные виды детской деятельности доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Цель проекта: систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о космосе.

Задачи:

Сформировать представление детей о космосе, познакомить с понятиями космос, вселенная, солнечная система, звезда, космодром, космонавт, ракета. Познакомить с героями космоса и праздником - День космонавтики.

Развивать память, речь, интерес к познанию окружающего мира. Познакомить с новыми словами, с такими как «скафандр», «орбита», «космодром» ит.д.

Учить применять полученные знания в разных формах деятельности.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Ожидаемые результаты:


-Участие в проекте позволит детям расширить знания о космосе и о Вселенной.

-Улучшить предметно-развивающую среду.

-Развить любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.




План реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Срок выполнения

1.Подготовительный

1. Разработка проекта, подборка материала, иллюстраций, стихов, загадок, пословиц, показ презентации «Вселенная»

2. Определение продукта деятельности.

3. Привлечение родителей: к созданию альбома «Наш удивительный космос»

С 18.03. по 25.03 .2021г.

2. Основной

1. Беседа на тему: « Наша Вселенная» .

2.Стихи о космосе.

3. Пальчиковые гимнастики о космосе.

4. Загадки о космосе.

5. Рисование: « Любимая планета».

6. Лепка : « Ракета»

7.Аппликация : «Полет ракеты», аппликация из соли «инопланетянины»

8. П/и: «Космонавты», «Собираемся в полет», «Ракетодром» ит.д.

9. Д/И: «Мемо - Космос»

10.Просмотр мультфильма: «Космическое приключение – 2017г.»

11. Просмотр видеофильмов о Вселенной

http://ok.ru/video/928357944010

12.Просмотр видеофильмов «Планеты за пределами нашей солнечной системы

http://www.youtube.com/watch?v=Xa7sjmkTnW8

13. Просмотр видеофильма о создании планеты Земля.

https://www.youtube.com/watch?v=vy_-aCi0c8w&list=PLT4S7JevyefO_v3TpovXENbF4I-k2y7Zo&index=15

14.Просмотр видеофильма: « Путешествие по млечному пути»

https://www.youtube.com/watch?v=zm82MYtAUVA&list=PLT4S7JevyefO_v3TpovXENbF4I-k2y7Zo&index=4

15. Чтение сказок про космос: Автор : Сыроватина Ольга Николаевна «Звездочет», «Полет Петушка в космос», «Солнечный зайчик», «Кофы – пришельцы», «Путешествие к звездам», «Про луну и девочку», «Космическая станция».

С 26.03 по 16.04.2021г.

3. Заключительный

Оформить альбомы: «Наш удивительный космос».

Оформить выставку поделок : «Космическая фантазия».

Участие во всероссийской олимпиаде к 60-ти летию полета Ю.Гагарина в космос.

С 19.04 по 30.04.2021г.




Приложение

Беседы.

Тема «Солнечная система»



Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу как огромному светилу (звезде), назвать и показать все планеты нашей Солнечной системы.

Предварительная работа

На вечерней прогулке предложить детям посмотреть на звездное небо, поинтересоваться, какое впечатление оно производит на них, какие мысли приходят, когда они смотрят на звездное небо.

Сколько звезд на небе? Какие они?

Материал: схема Солнечной системы (ее можно рисовать походу занятия на доске).

Ход занятия

Педагог предлагает детям посмотреть на дневное небо.

Дети и педагог устанавливают, в чем разница между дневным и ночным небом.

Что хорошо видно на небе ночью, а что днем?

Короткий рассказ педагога о солнце:

«Как вы думаете, что такое Солнце? Какое наше Солнце?

Солнце- это звезда, такая же, какие мы наблюдали на ночном небе.

Если бы мы были волшебниками и могли оказаться на одной дальней звезде, а оттуда посмотреть на наше Солнце, то каким бы мы его увидели?

С другой далекой звезды мы, скорее всего, увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки.

На самом деле звезда Солнце- это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.

На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

Звезда Солнце не одинока, у нее есть своя семья. Только это не дочки и сыночки, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Можно сказать, что между ними существуют теплые отношения.

Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце.

В семье 8 планет. Планеты значительно меньше по размерам. Планеты не излучают свет, а пользуются, согреваются светом и теплом своей звезды Солнце. В семье звезды Солнце царит порядок: никто не толпится, никого не толкают. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца.

Мы с вами живем на одной из планет- Земля».





Тема «День и ночь»

Цель: ознакомление детей с наступлением дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Материал: глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок), настольная лампа.



Ход занятия

Педагог спрашивает детей: « Вспомните, как называется планета, на которой мы с вами живем.

Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле?

Как влияет?

А Солнце когда-нибудь отдыхает?

Что делает Солнце ночью, ведь мы его не видим?

Люди часто говорят про Солнце- Солнышко проснулось, за лес село и т.п. Как вы думаете, солнце движется?

На самом деле Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик, всегда светит, всегда греет.

Наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой.

Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли.

Именно там светло, там день.

А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Педагог предлагает провести опыт, показывающий смену частей суток.

На стол ставится настольная лампа (это Солнце), рядом глобус.

На глобус крепится условный значок.

Педагог включает лампу и начинает потихоньку вращать глобус.

При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка, как меняется ее освещенность.

Даются соответствующие названия – утро, день, вечер, ночь.

Затем педагог предлагает детям сказать, что обычно они делают.

Когда Земля и Солнце занимают определенное положение по отношению друг к другу.

В заключение педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»

Педагог произвольно устанавливает условную метку по отношению к Солнцу и предлагает детям назвать части суток.

Тема « Солнце и Луна»

Цель:

- ознакомление детей с понятиями «Солнце» и «Луна»;

- закрепление представлений о геометрических формах и цветах;

- закрепление умение отражать эмоций с помощью рисования.



Ход занятия

Занятие начинать с разгадывания загадок.

  1. Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце и зовут тебя все …

(Солнце)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

(Солнце)

  1. Почему говорят: «Без него плачемся, а как появится, прячемся?»

Рассмотрим желтый круг.

На что он похож?

Изобразим солнышко на листе.

Вокруг кружочка нарисованы прямые линии- лучи, значит, наше солнце светит.

Может ли солнышко улыбаться?

Взгляните на солнышко и постарайтесь изобразить его настроение в своем рисунке.

Знакомимся со вторым, белым кружочком.

Чем он отличается от предыдущего и что напоминает?

Загадать загадки.

  1. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной.

А зовут меня …

(Луной)

  1. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится.

(Луна)

Рядом с солнцем рисуем луну.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какое настроение у Луны?

Попробуем его отразить в рисунке.

Лист бумаги разделить на две части: белую и темную, день и ночь.

Нарисовать Солнце и Луну.

Почему Солнце нарисовали на светлой стороне, а Луну на темной?

Чтение сказки «Кто обгрыз Месяц?», «Подушка для Солнышка».

(Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка», 1992г)







Тема «День и ночь»

Цель:

- ознакомление с понятиями «день» и «ночь»;

- развитие умений сравнивать природные явления.

Материал: черный и белый прямоугольники большого размера и отдельные изображения разных предметов темного цвета (небольшие по размеру).

Ход занятия

Что мы видим вокруг себя? (Назвать как можно больше предметов).

Время, когда все предметы хорошо видны, называется ДЕНЬ.

Днем всегда светло.

Какой из листов бумаги соответствует понятию «день». Почему?

Подумаем, чем занимаются днем люди, животные?

Накладываем на белый лист бумаги изображения разных предметов: они хорошо заметны.

Что помогает нам их видеть?

Откуда берется свет?

Отгадайте загадку:

Подходить к дому стала- с неба солнце украла.

Что означает выражение «ночь украла солнце»?

Давайте представим, что день кончается, Солнышко устало светить, оно уходит, унося с собой свет.

Когда солнышко совсем спрячется, уйдет на отдых, тогда все люди и звери уснут. Наступит НОЧЬ,

Можем ли мы видеть ночью?

Рассмотрим темные предметы на фоне черной бумаги.

Хорошо ли они видны? (Сравнить с предметами на белом листе.)

Также и ночью многие предметы видны плохо.

Подвижные игры

Подвижная игра «Космонавты» (групповая)

Цель: закреплять знания детей о космосе через игровую деятельность.

Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!

(Дети разбегаются и занимают места на стулья).



Игра «Собираемся в полет» (групповая)

Цель: развивать внимание

– Звездолет мы смастерили, 
А багаж собрать забыли.

Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик. 



Игровое упражнение «Ракета» (групповая)

Цель: развивать фонематический слух, речь детей

Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места.
Проверим, все ли системы космического корабля работают.

– Пристегнули ремни.   
–  Проверяем топливо. –                        Произносят «ш-ш-ш…».
– Открываем и закрываем люки.       

– Проверяем радио.                Произносят короткие и длинные звуки (у).
–  Включаем мотор.         Произносят звук (р) и вращают



Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» (групповая)

Цель: развивать двигательную активность детей, внимание.

По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.



Игры - забавы по теме «Космос»

«Космонавты»

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек. Каждая команда выбирает капитана и находим место для своего «космодрома» где-нибудь в стороне. Затем все команды собираются в центре площадки, перемешиваюся между собой и начинают водить хоровод. Ведущий говорит слова: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим – на такую полетим». После этого ведущий считает до пяти. В это время каждая команда должна собраться за своим капитаном, выстроиться «паровозиком» и направиться к своему «космодрому». Выигрывает команда, которая прибыла на «космодром» первая.



«Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

«Ракетодром»



Первый космонавт:
Мы сейчас все космонавты,
Как Гагарин, как Титов.
Экипаж ракеты нашей
В космос вылететь готов.
Старт.   (поднимает красный флажок)

   Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку.
Через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок – дети двигаются по кругу в другую сторону.
   Далее, третий ребенок поднимает оранжевый флажок – дети начинают двигаться свободно по залу.
   Четвертый ребенок поднимает зеленый флажок – дети садятся на корточки или останавливаться на месте.
   Игра проводиться в течение некоторого времени. Дети сами контролируют процесс поднятия флажков. Главная задача играющих - внимательно следить за поднятиям цветом.
   Играют 4-5 раз. Поднимаются все 4 флажка. Дети собираются в ряд, те, кто руководил передвижение строятся во второй ряд, в руках у них цветы, флажки собирают воспитатели.
Дети: Мы удачно приземлились, из полета возвратились.



«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Игра «Инопланетяне и земляне»

(по принципу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»)

Участвуют 2-е команды детей. Одна команда - жители планеты Земля, другая - инопланетяне. По очереди каждая команда загадывает какое-то движение, другая отгадывает. Например, дети могут загадать, что у них болит живот, что они делают зарядку, едят, спят и т. д.

Конкурс «На космической стации много мусора»



Атрибуты: скомканные бумажки, деревянные кирпичики, картонные фигурки, 2 обруча

На полу разбросан мусор. Дети делятся на 2-е команды. По команде ведущего начинают собирать мусор, относят его в свой мусорный контейнер - обруч. В конце подводят итоги: считают количество собранных предметов, Победит та команда, которая соберёт больше мусора на космической станции.

Конкурс «Кто больше соберёт звёзд»



Атрибуты: верёвка, звёзды из цветного картона (жёлтого, красного, синего и зелёного цвета, сделанные в технике оригами, 4-е корзинки тех же цветов, ободки на голову 4-ёх цветов.

По всему залу на верёвке подвешены звёзды. Дети делятся на команды, у каждой команды корзинка определённого цвета, на голове у детей цветные ободки. Команда зелёных, синих, красных и жёлтых. По команде ведущего участники начинают собирать звёзды, срывая их с верёвки. Подводя итоги, проверяют, правильно ли по цвету собраны звёзды и считают их количество.

Конкурс «Запусти ракету в космос»

Атрибуты: 2 игрушки – моталочки с ракетами

Участвуют дети в парах. Им предлагается на скорость замотать верёвочку на палочку, тем самым поднять ракету вверх, т. е. запустить её в космос.

Эстафета «Выход в космос»

Атрибуты: 2 тоннеля, 2 больших обруча

1 вариант

Участвуют 2-е команды. Дети выстраиваются в 2-е колонны. Это 2 экипажа. Перед каждым экипажем тоннель. По команде участники команд друг за другом пролезают через тоннель, оббегают его и возвращаются к свои командам, встают в конец колонны.

2 вариант

Также участвуют 2-е команды. Экипаж каждой команды встаёт в шеренгу, держится крепко за руки. На расстоянии 2 м от каждого экипажа воспитатели держат обручи. Задача каждой команды – пройти боком через обруч, не расцепив руки. Команда, выполнившая задание первой, побеждает.

Метеоритный дождь

Дети собираются на ковре. Включаем музыку и танцуем.  Вдруг раздается стук — стучим по чему-нибудь очень громко — это пошел метеоритный дождь и нужно поскорее спрятаться — забраться на планеты или ракеты. Дождь закончился, все снова гуляют и веселятся.





Список литературы:

  1. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.

  2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).

  3.  Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

  4.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.

  5.  Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»

  6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

  7. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г

  8. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

  9. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.

  10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

  11. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.

  12. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

  13.  Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.

  14.  Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.

  15. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

  16. Интернет ресурсы.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!