ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГИМНАЗИЯ № 1 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Технология продуктивного чтения
как средство формирования УУД
в рамках реализации ФГОС
Седых В.Н.
руководитель территориального методического объединения
учителей начальных классов
2015 г.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты,
- рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием,
- оценивать прочитанное,
- излагать свои мысли о прочитанном,
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.).
«
Технология продуктивного чтения
включает в себя три этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения.
- Работа с текстом во время чтения.
- Работа с текстом после чтения.
«
1-й этап
Работа с текстом до чтения
Цель : прогнозирование будущего чтения.
Задание : предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- названию,
- имени автора,
- иллюстрациям (перед текстом),
- выделенным словам (просмотровое чтение),
- привлекая предшествующий читательский опыт.
↓
мотивирование чтения
2-й этап
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.).
ПРИЕМ: диалог с автором.
- Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл).
Прогнозировать ответы на эти вопросы.
Проверять свои прогнозы по ходу чтения.
↓
интерпретация текста
3-й этап
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
↓
корректировка собственной интерпретации
объективным авторским смыслом
«
Виды работ над текстом
- Чтение произведения и определение его жанра.
- Чтение и пометка непонятных слов.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.
- Чтение и рисование обложки к рассказу, сказки.
- Чтение текста и сбор пословицы из слов.
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение с последующим инсценированным отрывком.
- Чтение текста голосом героя.
- Чтение и пересказ от лица героя произведения.
- Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение, придумывание продолжение рассказа.
- Чтение и дописывание предложений словами из текста.
«
Формирование УУД
средствами литературного чтения
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации .
Формирование УУД
средствами литературного чтения
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Формирование УУД
средствами литературного чтения
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формирование УУД
средствами литературного чтения
Личностные УУД:
1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Спасибо
за
внимание!