СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме «Совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике оригами».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме «Совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике оригами».

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме «Совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике оригами».»

Обобщение опыта работы по теме «Совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике оригами».

Воспитатель: Прошина В.П. МБДОУ ДС№38 г.Кузнецка



«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Обоснование разработки проекта.

Затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформированной зрительно – двигательной координацией. Наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьезное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это побудило меня начать работу с дошкольниками по обучению складывания фигурок из бумаги. Одним из наиболее эффективных средств является «Оригами».

Актуальность:

Многие ученые, педагоги, психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность руки отмечал И. Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг».

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. К тому же, оригами развивает мышление, фантазию и открывает богатые просторы для творчества. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, т.е. таких качеств, которые помогут ребенку успешно учиться в школе. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности. Оригами имеет одну важную отличительную особенность от других методов развития мелкой моторики – это тренинг, оставляющий готовый продукт в виде сложенной поделки. Поделка является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости, а самое главное – представляет для него ценность.



Проблема: В основе Программы дошкольного учреждения используется примерная программа «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В конструктивной деятельности предусмотрено обучение технике оригами.

Цель: Совершенствование мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике "Оригами".

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию мелкой моторики рук, выделить ценность материала.

2. Провести диагностику и определить уровень сформированности мелко - моторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами".

3.Разработать перспективный план, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей в процессе обучения технике «оригами».



Гипотеза: Систематическая и целенаправленная работа с бумагой в технике оригами будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активного речевого и умственного развития детей.

Ожидаемые результаты: В результате организации проекта у детей: увеличится уровень развития мелкой моторики;

улучшатся коммуникативные способности и навыки работы в коллективе;

познакомятся с искусством оригами;

овладеют навыками культуры труда;

научатся следовать устным инструкциям.

У родителей – повышение уровня педагогической компетентности.

Ресурсное обеспечение:

1.Хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровная и чистая;

2.Бумага: (непосредственно рабочая) цветная,

(рекомендуемая для фона) чертежно – рисовальная, обойная, картон;

3.Ножницы, клей, рабочая клеенка, кисти, цветные карандаши, фломастеры (для обработки квадрата, аппликативных дополнений);

4.Использование литературы: см. в библиографии.


Этапы и сроки реализации проекта: Долгосрочный (2018 г. – 2019 г.).

1 этап Организационный.

Изучение психолого – педагогической литературы;

Освоение техники складывания поделок из бумаги: термины и знаки в оригами, способы получения базовых форм.

Разработка перспективного плана для работы с детьми, с родителями.

Создание предметно – развивающей среды.

Проведение диагностики по исследованию мелкой моторики рук на начало проекта.

Организация сотрудничества с родителями.

2 этап Основной.

Работа в двух направлениях:

1.Работа с детьми в совместной деятельности педагога и детей, ООД.

2.Вовлечение родителей в пространство «семья – детский сад» посредством проведения мероприятий.

3 этап Заключительный.

Проведение диагностики и уровня мелко - моторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги в технике оригами.

Размещение материала на сайте ДОУ.

Обмен опытом с педагогами ДОУ. Мастер – класс для воспитателей «Волшебные превращения бумажного листа» Цель: овладение методикой использования оригами как средства, направленного на развитие художественного творчества.

План работы.

1.На подготовительном этапе: изучила литературу по развитию мелкой моторики дошкольников посредством оригами. Провела диагностику умений детей. Составила перспективный план.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Прежде чем приступать к занятиям оригами с детьми, сама освоила азбуку оригами: термины, знаки, линии, принятые в схемах и технику изготовления фигурок.

Дети быстрее овладеют техникой, если учитывать несколько правил:

  1. Заготовки должны иметь квадратную форму;

  2. Бумага должна быть упругой, тонкой, хорошо сгибающейся, цветной;

  3. Показ проводиться на столе, заготовка должна быть в 2 раза больше, чем у ребенка;

  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;

  5. Обучение складыванию должна быть поэтапным: показ одного приема - выполнение ребенком, показ второго - выполнение ребенком.

  6. Линии сгибов должны тщательно проглаживаться;

  7. Совмещение сторон в процессе складывания должно быть точным;

  8. После того, как оригами будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок будет полностью должен самостоятельно изготовить фигуру от начала до конца.

2 этап Основной

Цель:

Знакомство с приемами складывания поделок из круга.

Задачи:

1.Познакомить с приемами складывания поделок из простой исходной фигуры - круг.

2.Развивать у детей пространственное воображение, творческие способности, память, мелкую моторику пальцев.

3.Воспитывать у детей аккуратность в работе, желание готовить поделки для окружающих.

Работа с родителями.

  1. Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей».

  2. Выставки детских работ в приемной.

Вывод: Наблюдения и анализ продуктов деятельности, выполнение игр по развитию моторики руки «Пальчики здороваются», «Согни круг пополам», «Нанизывание бусин на шнурок» показал, что многие воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью: 6 детей (25 %) – средний уровень,18 детей (75%) – низкий. И если ее не развивать, число таких детей увеличится. Работа проводилась индивидуальная и по подгруппам. Учила складывать круг пополам, совмещая края, составлять из двух частей целое: яблоко, грибная полянка, снеговик, осенние листья). Создала необходимые условия в предметно – развивающей среде: шнуровки, прищепки, сухой бассейн, контейнеры с крупами, природный материал (ракушки, камушки, желуди, грецкие орехи), счетные палочки, мозаика (напольная, настольная, крупная, мелкая). На следующем этапе:

 Цель: Знакомство с оригами. Выполнение коллективных работ.

Задачи: 1.Познакомить с приемами складывания фигурки из квадрата.

2.Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук.

3.Воспитывать навыки коллективной работы.

Работа с родителями.

1.Индивидуальное консультирование.

2.Памятки, рекомендации «Совершенствование мелкой моторики в домашних условиях».

3.Выставки коллективных работ.

Вывод: с детьми начали делать коллективные работы. («В зимнем лесу», «На улице весна», «Красивые цветы на клумбе», «Конфетница с чайными парами»). Фигурки применяли в театрализованной деятельности.( Теремок, Три поросенка, Колобок). Дети любят своих бумажных героев, и с удовольствием инсценируют с ними, фантазируют.

Для определения уровня развития точности движений использовала методику «Дорожки» по Л. А. Венгеру, наблюдения за совмещением сторон, углов квадрата: 6 детей (25%) – высокий уровень; 8 детей (33%) – средний уровень; 10 детей (26%) – низкий уровень. Первый опыт по конструированию из бумаги – чаще бывает неудачным, чем успешным. Это происходит потому, что ребёнку приходится оперировать сразу с двумя уголками квадрата. Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Наметила дальнейшую работу: использовать раскраски с четким контуром, трафареты, рисование по точкам. На следующем этапе:

Цель: Продолжить знакомство с искусством оригами (основные геометрические понятия, базовые формы).

Задачи: 1.Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить с основными геометрическими понятиями. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

2.Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение, мелкую моторику рук, глазомер.

3.Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.

Работа с родителями.

  1. Мастер – класс по обучению технике оригами.

  2. Оформление альбома с фотографиями детей «Волшебный мир оригами».

  3. Выставки работ.  

Вывод: в начале года я познакомила детей со свойствами бумаги. Экспериментальным путем дети узнали , что бумага рвется, мнется, намокает и меняет структуру при взаимодействии с водой. Для поделок стала предлагать бумагу белого цвета. Создается проблемная ситуация «Что делать, если бумага белого цвета?». Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Провела мастер – класс по обучению технике оригами.

Библиография.

Н.А. Просова «Оригами для малышей от 2 до 5 складываем фигурки из бумаги» М. 2008г.

Е. А. Гайденко. Чудеса из бумаги оригами. Ростов., «Феникс», 2007.

Т. Б. Сержантова. Оригами для всей семьи. М., Айрис - пресс, 2006.

Т. Б. Сержантова. Оригами. Лучшие модели. М., Айрис – пресс, 2010.

С. В. Кирсанова. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. СПб.: ООО «Издательство Детство – пресс», 2013.

С. Соколова. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Изд –во Эксмо, 2004.Интернет – ресурсы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!