СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»»

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Цели урока:

  • систематизировать, обобщить, закрепить изученное по теме;

  • упрочить навыки определения видов придаточных в сложноподчинённых предложениях, расстановки знаков препинания, составления схем и синонимической замены;

  • выявить степень усвоения темы;

  • уметь правильно формулировать своё высказывание;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП;

  • создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.

    • На доске написана тема урока и девиз урока:

«Расставляем знаки препинания в сложноподчиненных предложениях грамотно!»

«Определяем виды придаточных предложений правильно!»

«Составляем схемы сложноподчинённых предложений с пониманием!»



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня на уроке мы  отправимся в лабиринт.

Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения нашего лабиринта по теме «Сложноподчиненные предложения» будут знания, умения и навыки.

А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП.

Ребята, перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту.

У каждого ученика своя нить. Узелок на нити – остановка, чтобы продолжить путь необходимо выполнить задание. Задание считается выполненным только тогда, когда все участники закончили его выполнение.

- А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации)

Сегодня вашей путеводной нитью также будут слова : «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство».

Надеюсь, вы обладаете такими качествами.

Ну что же, в путь, дорогие друзья!


Подготовка к обобщению понятий и правил

Препятствие №1 «Теоретическое»

«На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»



Задания по группам:

  1. Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?
    [ ], [ ].
    [ ], ( который…)
    [ ], и [ ].



  1. «Закончи предложение».

  1. Независимое предложение в составе СПП называется __________.

  2. Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.

  3. Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.

  1. Заполнить таблицу и озвучить её.

Виды СПП

определительные

? косвенных падежей

[ ], (с. слово, союз )















Учитель: Мы успешно прошли первое испытание. Проверили ваши знания. Теперь проверим умения.

Препятствие № 2. «В мире мудрых мыслей».

Задания по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните как вы понимаете афоризмы?

1 группа.

  1. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой) (СПП с придаточным цели)

  2. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (М. Шолохов) (СПП с придаточным определения)

2 группа.

  1. День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

  2. Основное зло нашей жизни состоит в том что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку. (М. Пришвин).

3 группа.

    1. Нет предела силы человечьей, если эта сила – коллектив. (В. Маяковский). (СПП с придаточным условия).

    2. Хотя у совести нет зубов, она может загрызть насмерть. (пословица) (СПП с придаточным уступки).

Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.

Препятствие № 3. Cоюзы и союзные слова.

Распределите предложения в 2 столбика (Союз или союзное слово?). Обоснуйте свой ответ:

  1. Живу заботой Родины, заботой родной земли, что так ко мне щедра. (В. Фирсов) (что – союзное слово, местоимение, является членом предложения), СПП с придаточным определительным.

  2. Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. (А. Пушкин) (Что – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.

  3. Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное, радостное, любимое.
    (К. Паустовский) (Когда – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным времени

  4. Мы не знаем, когда наступит прекрасное завтра. (В. Солоухин) (когда – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.

  5. Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло. (Н.Некрасов) (Как – союз, не является членом предложения), СПП с придаточным сравнения.

  6. Распахни глаза, хоть на миг ощути, как прекрасна жизнь и Земля. (Р. Рождественский) (Как – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с  придаточным изъяснительным.


Препятствие №4. «Блеф-клуб» (физкультминутка)

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, то приседаете, если не согласны с утверждением, прыгаете.

1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.

2. Слово «пунктуация» произошло от пунктуальный.

3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.

4. Придаточное предложение может стоять только после главного.

5. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

6. В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, - придаточное определительное.

7. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека,- придаточное предложение находится перед главным.

8. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

9. Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

10. Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

Ответы: 0010110001.


Препятствие № 5. Творческое

Конструктор « По страницам народной мудрости»

Преобразуйте следующие синтаксические конструкции в сложноподчиненные предложения.

- Добро, сделанное втайне, вознаграждается явно (японская)

Если тайно сделаешь добро, то оно вознаграждается явно.

- Для добра величиною с зерно нужен хозяин величиною с папаху (украинская)

Чтобы сделать добро величиною с зерно, нужен хозяин величиною с папаху.

- Добрую славу потеряешь – плохую славу не уничтожишь (монгольская)

Если добрую славу легко потерять, то плохую славу не уничтожишь.

Составляем «словарь доброты»: внимание, забота, человечность, сердечность т.п.

«словарь зла»: хамство, грубость, безразличие, равнодушие, жестокость и т.п.

Препятствие № 6 «Синтаксический разбор»

Выполнить синтаксический разбор предложения и расставить знаки препинания.

Если ты дружишь с хорошим человеком, то стараешься во всем походить на него

Препятствие № 7. Тестовая работа (Приложение)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Препятствие № 8. «Золотой ключик»

Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё, над чем работали во время урока.

Вопросы для самоконтроля

  1. Отличительные черты СПП.

  2. Как соединяются придаточные предложения с главным?

  3. Как отличить союз от союзного слова?

Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь.

А теперь оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».

Вид работы

Оценка ученика

Оценка учителя

Препятствие №1 «Теоретическое»



Препятствие № 2. «В мире мудрых мыслей».



Препятствие № 3. Cоюзы и союзные слова.



Препятствие №4. «Блеф-клуб»



Препятствие № 5. Творческое

«По страницам народной мудрости»



Препятствие № 6 «Синтаксический разбор»



Препятствие № 7. Тестовая работа



Домашнее задание

Текст на листочках.

Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений Онегин» мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.

Н. Доризо.

  1. Определить тему и идею текста, тип и стиль. Найти средства выразительности. Списать текст , расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы, указать вид подчинения. (5)

  2. Списать, расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных предложений, построить схемы. (4)

  3. Списать, расставить знаки препинания, найти СПП, построить схемы. (3)

Ребята, сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме «Сложноподчиненное предложение». Вы неплохо потрудились. А данные «Маршрутного листа» каждого ученика и итоги я учту при выставлении оценок, которые вы узнаете на следующем уроке. Всем большое спасибо за проделанную работу!

«От сердца к сердцу»

Цитатой нашего урока были слова: «Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство».

— Что такое внутреннее богатство? Каким должен быть внутренне богатый человек? (Ответы учащихся). Воспитывайте в себе эти качества, чтобы стать внутренне богатым человеком. Внутреннее богатство — это внутренняя красота человека.

Закончим урок словами Н. Заболоцкого:

А если так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Желаю, чтобы в вас всегда мерцал огонь внутренней красоты. Спасибо за урок!





















Приложение. ТЕСТ


1- В каком ряду все перечисленные слова являются подчинитель­ными союзами?

  1. который, куда, также;

  2. если, так как, чтобы;

  3. и, однако, откуда.

2.Укажите сложноподчиненное предложение:

  1. Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку .

  2. Безгранично лоснится пшеница, зеленеют покосы, либо без конца шуршат камыши над болотами .

3.Укажите, какая часть сложного предложения является придаточной

1)Пока старик растоплял печь, (2) уже рассвело.

4.Составьте предложение по схеме:

  1. [… сущ. ], (который…).

  2. […глаг.], (что…).

  3. (Когда…), [ ] и [ ].

5. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не яв­ляется определительным?

  1. У самого закоренелого человека бывают минуты, когда за­гнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

  2. Из его рассказов он выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции .

  3. Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и та­щат что-то тяжелое.

  4. Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

6. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не яв­ляется изъяснительным?

  1. На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда до­неслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя .

  2. Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус -это прежде всего чувство меры.

  3. Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

  4. Я начинаю подозревать, что вы склонны к преувеличению .

7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели ?

  1. Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в уще­лье мрачного Дарьяла меня с измученным конем .

  2. Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки .

  3. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют .

  4. Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад .

8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?

  1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись за­навески.

  2. Как только стало светать, мы двинулись дальше .

  3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко .

  4. Редки и счастливы посещающие нас мгновенья, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

9. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?

  1. В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался .

  2. Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось .

  3. Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае .

  4. Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно гневно .

10.Расставьте знаки препинания. Какой пример является простым предложением со сравни­тельным оборотом?

  1. После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли юры и равни­ну подмели .

  2. Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды .

  3. Иней лежал даже на палубе как белая крупна соль и хру­стел под ногами .

  4. Многие русские слова само по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск .





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!