СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»»




Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»

Цели урока:

Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;

Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • проведение различных видов анализа;

  • осознание эстетической функции родного языка;

2. Метапредметные :

  • овладение приемами выделения необходимой информации;

  • использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;

  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;

  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;

  • формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;

  • формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;

  • формирование навыков управления поведением партнера;

  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;



Тип урока : повторение знаний и умений

Ход урока

  1. Организационный момент

Включение детей в деятельность.

- Школьный прозвенел звонок.

Начинается урок.

- Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу глазами. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Присаживайтесь.

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Поэтому я предлагаю:

- Давайте сочиним урок!?

-- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в лабиринт.



Слайд №1-2. Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки.

Слайд№3.А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».

Но перед тем как отправиться в путешествие по лабиринту, я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока по данному предложению.

Слайд №4. Записано предложение: Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.

1.Определите вид предложения. Докажите своё мнение урока).

Слайд №5 Итак,тема нашего урока : СПП. (Учащиеся формулируют цели урока ).

Слайд№6 ЦЕЛИ. Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и единому государственному экзамену.

Запишите в тетрадях число, тему урока и его девиз.

Слайд № 7. Перед проверкой д/з повторим, что такое диаманта. (Читает ученик) 2.Проверка д/з: (составление диаманты по синтаксису ). Дома мы должны были составить д. по теме СИНТАКСИС. Посмотрим, что у вас получилось. ( Чтение д. у доски ). Мы с вами уже работали с д. на уроках л-ры, но вы успешно справились с этим же видом работы и на уроке р.яз.

В ходе урока на отдельных листах каждая группа, как результат своей работы составит и защитит триоманту или кватраманту или даже квинтоманту по теме урока.

А сейчас мы с вами повторим те необходимые сведения из различных разделов лингвистики, которые помогут вам при сдаче экзаменов.

При проверке отдельных заданий консультанты- лингвисты, которые работали с дополнительной литературой, окажут нам консультации.

1. Устный тест-минутка.

1.Исправьте грамматическую ошибку:

а) едь вперед;

б) жгёт траву;

в) оратор охрипнул;

г) ляжьте на коврик.

2. Поставьте ударение правильно: камбала,облегчить,зубчатый,кухонный,тефтели,сливовый,заиндеветь,ржаветь,августовский,щепоть.(Слово консультанту. Консультант проверил по словарю Розенталя- правильная запись на обратной стороне доски).

3. В написании комбинированного д. вам поможет наш сайт ПИШИ ПРАВИЛЬНО. Комбинированный диктант (по вариантам) – 1 в – пол-,полу;2 в.- с удвоенными согласными;3.в.- одна согл. в слове, в кот слышатся удвоенные согл.; 4 в- е.э в словах;5 в..- пре- при-.( Слово консультанту ).Запишите 2 слова, значение которых вы не знали.


Перед вами листы бумаги, на которых вы проверите свои знания по изобразительно-выразительным средствам языка.

СЛАЙД №8-19.

4.Тест по языковым средствам языка(со взаимопроверкой ). После написания текста обменяйтесь по часовой стрелке листиками. По ключам проверьте работу и поставьте оценку товарищу.

Слайд №20-21 ПРОВЕРКА.

Ребята, после небольшой разминки вы сами проложили маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту

Итак,

У нас три группы – три отряда. У каждого своё название, свои лидеры и координаторы, своя нить Ариадны. Узелки на нити – Гордиевы узлы – остановки с препятствиями, чтобы продолжить путь необходимо выполнить задание, т.е. разрубить Гордиев узел. (Сообщение консультанта- лингвиста о фразеологизма).

Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончили его выполнение.

У вас на столах лежат оценочные листы «По труду и честь « ,которые необходимо заполнить в ходе урока. На выполнение каждого задания командам будет отведено определённое количество времени.

- А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.

Ну что же, в путь, дорогие друзья!

Подготовка к обобщению понятий и правил



Слайд №22.

Препятствие №1 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»

Задания по группам:

  1. Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему? 

1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА
[ ] ;[ ]
[ ], ( который…) 
[ ], и [ ].

2 «Закончи предложение».

  1. ГРУППА Независимое предложение в составе СПП называется __________.

  2. ГРУППА Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.

  3. ГРУППА Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.

Заполнить таблицу на доске и озвучить её.

Типы придаточных обстоятельственных…..

Учитель: все команды успешно прошли первое испытание и разрубили первый узел.



Слайд №23.  Препятствие № 2. «Знаете ли вы?»

Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди.

  1. Всегда ли придаточное предложение следует за главным? Приведите пример.

  2. Может ли придаточное предложение стоять перед главным? Приведите пример.

  3. Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения? Приведите пример

И это испытание позади.

Учитель: Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.



Cлайд №24. Препятствие №3

Задание: найти и выписать из данных предложений СПП. 

  • Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

  • Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

  • Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.

  • Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.

Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.

И этот узел разрубили все команды.



Слайд №25.  Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».

Работа по карточкам. Задания по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните, как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.

1 группа. 

  1. Нет величия там, где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).

  2. Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).

2 группа. 

  1. Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).

  2. День, когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

3 группа.

1.Мы радуемся, попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).

2.Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).

Мудрые мысли и высказывания помогли вам справиться и с этим заданием.

И в следующем задании мы повторим виды придаточных предложений.



Слайд №26. Препятствие № 5. Виды придаточных предложений.

Каждая группа получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все задания. При проверке задания проецируются на доске,

1. Работа с изъяснительными предложениями.

  • Найдите «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

  • Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

  • Выполните анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).

2. Работа с придаточными определительными.

  • Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся

перелётные птицы!

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов,

был разлит в утреннем воздухе.

3.Работа с придаточными обстоятельственными.

  • Записать предложение. Определить значение придаточного предложения.

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.


Молодцы, все успешно продвигаются дальше. Усложняем задание.



Слайд №27.Препятствие № 6. Конструирование СПП

Составить памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги:

Если вы хотите понравиться людям,

1. Чаще улыбайтесь(Если …), [то…].

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей[…тем],(чем …).

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)

4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)

5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].



Практически все препятствия позади. Мы подошли к заветной двери. Осталось совершить ещё один шаг.


Подведение итогов урока. Рефлексия

Слайд №28.Препятствие № 7. «Золотой ключик»

Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё, над чем работали во время урока.

Слайд № 29. Вопросы для самоконтроля

  1. Отличительные черты СПП.

  2. На какие виды делятся СПП.

  3. Каково место придаточного по отношению к главному?

  4. Как соединяются придаточные предложения с главным?

  5. Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

Учитель: Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь.

А сейчас посмотрим, что явилось результатом общего труда в группах.

Презентация сотворчества групп. Большое спасибо всем за творчество.

Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Выберите высказывания, которые в данный момент выражают ваши чувства.

Cлайд № 30.

  • Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  • -Ах, как я устал от этой суеты…

  • -Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

  • -Готовиться к экзамену не так-то просто.

Слайд № 31. Домашнее задание : Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем, используя СПП.

  1. Дорога к успеху— это то, что…

  2. Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…

  3. Я хочу получать знания…, потому что…

  4. Я полностью согласен с тем, что знания…

  5. Настоящий друг обязательно скажет тебе, если…

  6. Стремись, чтобы …



А теперь оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».

Вид работы

Оценка ученика

Оценка учителя

Теория



Пунктуация в СПП



Составление схем



Распознавание видов придаточных предложений



СПП с изъяснительными придаточными



СПП с определительными придаточными



СПП с обстоятельственными придаточными



Конструирование предложений






После выставления оценок в листы,я выставлю свои оценки и…..??????




Желаю, чтобы ваша дорога на пути к знаниям и успеху была бы без узлов- препятствий, а если они и будут вам попадаться, уверена, что вы справитесь.

РЕЛАКСАЦИЯ.

Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…

Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…

Память моя крепка…

Перед моими глазами проплывают Фонетика,Графика,Морфология,Орфоэпия,Орфография,Синтаксис,Пунктуация.Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…

Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…

Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…

Я готов в путь…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!