Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
Цели урока:
Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;
Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы с использованием СПП.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
владение всеми видами речевой деятельности;
проведение различных видов анализа;
осознание эстетической функции родного языка;
2. Метапредметные :
овладение приемами выделения необходимой информации;
использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
формирование навыков управления поведением партнера;
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3.Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
Тип урока : повторение знаний и умений
Ход урока
Организационный момент
Включение детей в деятельность.
- Школьный прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу глазами. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Присаживайтесь.
- Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Поэтому я предлагаю:
- Давайте сочиним урок!?
-- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в лабиринт.
Слайд №1-2. Однажды Минос - царь Крита поместил Тесея и его спутников в лабиринт, где жил Минотавр. Древнегреческому герою выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. И с давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Вашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и навыки.
Слайд№3.А потому девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием».
Но перед тем как отправиться в путешествие по лабиринту, я предлагаю вам определить тему сегодняшнего урока по данному предложению.
Слайд №4. Записано предложение: Только тот предмет, который используется в практике, получает наименование.
1.Определите вид предложения. Докажите своё мнение урока).
Слайд №5 Итак,тема нашего урока : СПП. (Учащиеся формулируют цели урока ).
Слайд№6 ЦЕЛИ. Итак, на уроке мы повторим основные сведения о СПП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и единому государственному экзамену.
Запишите в тетрадях число, тему урока и его девиз.
Слайд № 7. Перед проверкой д/з повторим, что такое диаманта. (Читает ученик) 2.Проверка д/з: (составление диаманты по синтаксису ). Дома мы должны были составить д. по теме СИНТАКСИС. Посмотрим, что у вас получилось. ( Чтение д. у доски ). Мы с вами уже работали с д. на уроках л-ры, но вы успешно справились с этим же видом работы и на уроке р.яз.
В ходе урока на отдельных листах каждая группа, как результат своей работы составит и защитит триоманту или кватраманту или даже квинтоманту по теме урока.
А сейчас мы с вами повторим те необходимые сведения из различных разделов лингвистики, которые помогут вам при сдаче экзаменов.
При проверке отдельных заданий консультанты- лингвисты, которые работали с дополнительной литературой, окажут нам консультации.
1. Устный тест-минутка.
1.Исправьте грамматическую ошибку:
а) едь вперед;
б) жгёт траву;
в) оратор охрипнул;
г) ляжьте на коврик.
2. Поставьте ударение правильно: камбала,облегчить,зубчатый,кухонный,тефтели,сливовый,заиндеветь,ржаветь,августовский,щепоть.(Слово консультанту. Консультант проверил по словарю Розенталя- правильная запись на обратной стороне доски).
3. В написании комбинированного д. вам поможет наш сайт ПИШИ ПРАВИЛЬНО. Комбинированный диктант (по вариантам) – 1 в – пол-,полу;2 в.- с удвоенными согласными;3.в.- одна согл. в слове, в кот слышатся удвоенные согл.; 4 в- е.э в словах;5 в..- пре- при-.( Слово консультанту ).Запишите 2 слова, значение которых вы не знали.
Перед вами листы бумаги, на которых вы проверите свои знания по изобразительно-выразительным средствам языка.
СЛАЙД №8-19.
4.Тест по языковым средствам языка(со взаимопроверкой ). После написания текста обменяйтесь по часовой стрелке листиками. По ключам проверьте работу и поставьте оценку товарищу.
Слайд №20-21 ПРОВЕРКА.
Ребята, после небольшой разминки вы сами проложили маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по лабиринту
Итак,
У нас три группы – три отряда. У каждого своё название, свои лидеры и координаторы, своя нить Ариадны. Узелки на нити – Гордиевы узлы – остановки с препятствиями, чтобы продолжить путь необходимо выполнить задание, т.е. разрубить Гордиев узел. (Сообщение консультанта- лингвиста о фразеологизма).
Задание считается выполненным только тогда, когда все участники команды закончили его выполнение.
У вас на столах лежат оценочные листы «По труду и честь « ,которые необходимо заполнить в ходе урока. На выполнение каждого задания командам будет отведено определённое количество времени.
- А какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.
Ну что же, в путь, дорогие друзья!
Подготовка к обобщению понятий и правил
Слайд №22.
Препятствие №1 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»
Задания по группам:
Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока и почему?
1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА
[ ] ;[ ]
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].
2 «Закончи предложение».
ГРУППА Независимое предложение в составе СПП называется __________.
ГРУППА Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
ГРУППА Простые предложения в составе СПП связываются при помощи _____.
Заполнить таблицу на доске и озвучить её.
Типы придаточных обстоятельственных…..
Учитель: все команды успешно прошли первое испытание и разрубили первый узел.
Слайд №23. Препятствие № 2. «Знаете ли вы?»
Опрос «Ты — мне, я — тебе». Вопросы группы задают по очереди.
Всегда ли придаточное предложение следует за главным? Приведите пример.
Может ли придаточное предложение стоять перед главным? Приведите пример.
Можно ли иногда менять местами главное и придаточное предложения? Приведите пример
И это испытание позади.
Учитель: Итак, мы проверили ваши знания. Теперь проверим умения.
Cлайд №24. Препятствие №3
Задание: найти и выписать из данных предложений СПП.
Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.
Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
Проверка: каждая группа читает одно предложение и доказывает свой выбор.
И этот узел разрубили все команды.
Слайд №25. Препятствие № 4. «В мире мудрых мыслей».
Работа по карточкам. Задания по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните, как вы понимаете афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.
1 группа.
Нет величия там, где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).
2 группа.
Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
День, когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).
3 группа.
1.Мы радуемся, попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
2.Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).
Мудрые мысли и высказывания помогли вам справиться и с этим заданием.
И в следующем задании мы повторим виды придаточных предложений.
Слайд №26. Препятствие № 5. Виды придаточных предложений.
Каждая группа получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все задания. При проверке задания проецируются на доске,
1. Работа с изъяснительными предложениями.
1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
Замените прямую речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Выполните анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как ), (как ) и (как ).
2. Работа с придаточными определительными.
Замените, где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.
Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся
перелётные птицы!
Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов,
был разлит в утреннем воздухе.
3.Работа с придаточными обстоятельственными.
Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Молодцы, все успешно продвигаются дальше. Усложняем задание.
Слайд №27.Препятствие № 6. Конструирование СПП
Составить памятку из пяти СПП, используя советы Карнеги:
Если вы хотите понравиться людям,
1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
Практически все препятствия позади. Мы подошли к заветной двери. Осталось совершить ещё один шаг.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Слайд №28.Препятствие № 7. «Золотой ключик»
Чтобы открыть дверь из лабиринта мы должны вспомнить всё, над чем работали во время урока.
Слайд № 29. Вопросы для самоконтроля
Отличительные черты СПП.
На какие виды делятся СПП.
Каково место придаточного по отношению к главному?
Как соединяются придаточные предложения с главным?
Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?
Учитель: Мы успешно прошли последнее препятствие и вышли из лабиринта. Путеводной нитью были ваши знания, умения и навыки. Они освещали ваш путь.
А сейчас посмотрим, что явилось результатом общего труда в группах.
Презентация сотворчества групп. Большое спасибо всем за творчество.
Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Выберите высказывания, которые в данный момент выражают ваши чувства.
Cлайд № 30.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
-Ах, как я устал от этой суеты…
-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
-Готовиться к экзамену не так-то просто.
Слайд № 31. Домашнее задание : Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем, используя СПП.
Дорога к успеху— это то, что…
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
Я хочу получать знания…, потому что…
Я полностью согласен с тем, что знания…
Настоящий друг обязательно скажет тебе, если…
Стремись, чтобы …
А теперь оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».
Вид работы | Оценка ученика | Оценка учителя |
Теория | | |
Пунктуация в СПП | | |
Составление схем | | |
Распознавание видов придаточных предложений | | |
СПП с изъяснительными придаточными | | |
СПП с определительными придаточными | | |
СПП с обстоятельственными придаточными | | |
Конструирование предложений | | |
После выставления оценок в листы,я выставлю свои оценки и…..??????
Желаю, чтобы ваша дорога на пути к знаниям и успеху была бы без узлов- препятствий, а если они и будут вам попадаться, уверена, что вы справитесь.
РЕЛАКСАЦИЯ.
Сядьте, пожалуйста, удобнее, руки положите на колени, закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:
Я отправляюсь в путешествие по Лингвистике…
Медленно и спокойно погружаюсь в языковой океан… Я радуюсь этому…
Память моя крепка…
Перед моими глазами проплывают Фонетика,Графика,Морфология,Орфоэпия,Орфография,Синтаксис,Пунктуация.Я готовлюсь к единому государственному экзамену, меня ждёт успех…
Внимание моё растёт, голова мыслит ясно…
Я хочу много знать, я буду много знать и уметь…
Я готов в путь…