Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8 класс
Цели урока:
1.анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах;
2 формировать умения употреблять обобщающие слова, обогащение словарного запаса учащихся. 3.воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи. А.П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Тип урока: открытие новых знаний
Учитель: Богачева Л. А.
Ход урока
1. Орг. момент
2.Психологический настрой
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Индивидуальный опрос.
- 2 ученика будут работать на карточках
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2. Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
3. «Мозговой штурм»
- Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения)
- Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления)
4.Создание проблемной ситуации.
Теперь посмотрите внимательно на слова.
Дуб, береза, дерево, липа
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Какова же будет тема нашего урока?
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.
- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?
- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова
5. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?
Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?
Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?
Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие).
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
Что объединяет эти предложения? (Обобщающие слова при однородных членах предложения.)
Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. 1.Исследовательская работа.
На примере опорных схем и примеров учащиеся сами формулируют правило.
В человеке все должно быть красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов)
О: и О,и О,и О, и О. (О – обобщающее слово)
Лесную тишину, твои поля и вросший в землю хутор – я помню все
О, О, и О – О.
Всюду: среди птиц, насекомых, в сухой траве -чувствовалось приближение осени.
О: О, О, О -
Найдите в предложениях слова, объединяющие однородные члены предложения.
(все, все, всюду )
Сделайте вывод.
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как вы понимаете это высказывание?
- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?
- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф.
- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?
(Учащиеся объясняют постановку знаков.)
- Теперь запишем без ошибок эпиграф. -Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?
(Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены.
Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.)
6.Физкультминутка.
7. Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1. О: О, О и О
2. О, О –
3. О: О и О, О и О - …
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
- Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.
- Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? (В одних случаях ставится запятая, в других - нет)
8. Закрепление изученного.
1.Графический диктант.
Составьте схемы данных предложений:
1 И гам лесной, и шум нагорный- все вторит весело громам.
2. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.
3. Все: и деревья, и трава, и цветы –дышало свежестью.
4.В корзинке была дичь: два тетерева и утка.
5. Звезды тускнеют и тлеют в синем небе.
1.и О, и О - О
2 О : О и О -
3. О : и О, и О, и О -
4. О и О
5. О и О
9. Самостоятельная тестовая работа.
1) Укажите предложения с однородными членами:
А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.
Б) Цветы издавали резкий, но приятный запах.
В) Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
Г) Дядя обращался с Цыганком ласково, дружески.
Д) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
2) В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. Однородными членами являются:
А) подлежащие;
Б) сказуемые;
В) дополнения;
Г) определения;
Д) обстоятельства.
3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А) Я помню лес, палатку, песни у костра.
Б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.
В) Снег падал медленно и бесшумно.
Г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.
4) Однородные члены – это члены предложения:
А) одного рода;
Б) одного падежа, числа, лица;
В) отвечающие на один и тот же вопрос;
Г) выражающиеся только словами одной и той же части речи.
5) Синтаксически однородные члены:
А) являются разными членами предложения;
Б) являются одним членом предложения;
В) не являются членами предложения;
Г) являются грамматической основой.
6) Однородные члены предложения относятся:
А) к грамматической основе предложения;
Б) одновременно к разным членам предложения;
В) они независимы;
Г) к одному и тому же члену предложения.
Ключ: 1 -А, Б, Г; 2-В; 3- В; 4-В; 5- Б; 6- Г.
10. Домашнее задание. Итоги урока
Индивидуальные карточки для работы.
Карточка №1
Распространите предложения однородными членами. Подчеркните обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …
2.У меня есть все инструменты ... … …
3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …
4. В лесу растут разные деревья … … …
Карточка № 2
Расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения , начертите схемы.
1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.
2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.
Карточка №3
Составьте предложения по схемам на тему «Книги»,чтобы получился текст.
О: О, О, О.
О и О.
О: О, О , О
О, О,О,О.
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2. Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
Карточка №1
Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.
1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …
2.У меня есть все инструменты ... … …
3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …
4..В лесу растут разные деревья … … …
Карточка № 2
Расставьте знаки препинания,найдите однородные члены предложения , начертите схемы.
1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.
2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.
Карточка №3
Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.
О: О, О, О.
О и О.
О: О, О , О
О, О,О,О.