СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит познакомить учащихся 8 класса с темой "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения. 8 класс

Цели урока:

1.анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах;

2 формировать умения употреблять обобщающие слова, обогащение словарного запаса учащихся. 3.воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи. А.П. Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Тип урока: открытие новых знаний

Учитель: Богачева Л. А.


Ход урока

1. Орг. момент

2.Психологический настрой 
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. 
Индивидуальный опрос.

- 2 ученика будут работать на карточках

Карточка № I

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.

2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].

Карточка № 2

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.

2. Составьте предложение по схеме:

[О: и О, и О].

3. «Мозговой штурм» 
- Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) 
- Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления) 
4.Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение? Какой ставить знак после обобщающего слова

5. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие).

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.

Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.

Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.

Что объединяет эти предложения? (Обобщающие слова при однородных членах предложения.)

Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. 1.Исследовательская работа.

На примере опорных схем и примеров учащиеся сами формулируют правило.

В человеке все должно быть красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов)

О: и О,и О,и О, и О. (О – обобщающее слово)

Лесную тишину, твои поля и вросший в землю хутор – я помню все

О, О, и О – О.

Всюду: среди птиц, насекомых, в сухой траве -чувствовалось приближение осени.

О: О, О, О -

Найдите в предложениях слова, объединяющие однородные члены предложения.

(все, все, всюду )

Сделайте вывод.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Как вы понимаете это высказывание?

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему сегодняшнему уроку?

- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять. Сейчас мы запишем эпиграф.

- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?

(Учащиеся объясняют постановку знаков.)

- Теперь запишем без ошибок эпиграф. -Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? 
(Знать понятия : обобщающие слова, однородные члены. 
Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.) 
6.Физкультминутка.

7Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

1. О: О, О и О

2. О, О –

3. О: О и О, О и О - …

1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)

2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)

3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)

- Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.

- Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? (В одних случаях ставится запятая, в других - нет)

8. Закрепление изученного.

1.Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений:

1 И гам лесной, и шум нагорный- все вторит весело громам.

2. Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.

3. Все: и деревья, и трава, и цветы –дышало свежестью.

4.В корзинке была дичь: два тетерева и утка.

5. Звезды тускнеют и тлеют в синем небе.

1.и О, и О - О

2 О : О и О -

3. О : и О, и О, и О -

4. О и О

5. О и О

9. Самостоятельная тестовая работа.

1) Укажите предложения с однородными членами:

А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.

Б) Цветы издавали резкий, но приятный запах.

В) Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.

Г) Дядя обращался с Цыганком ласково, дружески.

Д) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.

2) В предложении Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. Однородными членами являются:

А) подлежащие;

Б) сказуемые;

В) дополнения;

Г) определения;

Д) обстоятельства.

3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Я помню лес, палатку, песни у костра.

Б) Тучи ползли по небу медленно, скучно и однообразно.

В) Снег падал медленно и бесшумно.

Г) Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.

4) Однородные члены – это члены предложения:

А) одного рода;

Б) одного падежа, числа, лица;

В) отвечающие на один и тот же вопрос;

Г) выражающиеся только словами одной и той же части речи.

5) Синтаксически однородные члены:

А) являются разными членами предложения;

Б) являются одним членом предложения;

В) не являются членами предложения;

Г) являются грамматической основой.

6) Однородные члены предложения относятся:

А) к грамматической основе предложения;

Б) одновременно к разным членам предложения;

В) они независимы;

Г) к одному и тому же члену предложения.

Ключ: 1 -А, Б, Г; 2-В; 3- В; 4-В; 5- Б; 6- Г.

10. Домашнее задание. Итоги урока
Индивидуальные карточки для работы.

Карточка №1

Распространите предложения однородными членами. Подчеркните обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.

1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …

2.У меня есть все инструменты ... … …

3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …

4. В лесу растут разные деревья … … …


Карточка № 2

Расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения , начертите схемы.

1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.

2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.

3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.


Карточка №3

Составьте предложения по схемам на тему «Книги»,чтобы получился текст.

О: О, О, О.

О и О.

О: О, О , О

О, О,О,О.






















Карточка № I

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.

2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].


Карточка № 2

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.

2. Составьте предложение по схеме:

[О: и О, и О].



Карточка №1

Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.

1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …

2.У меня есть все инструменты ... … …

3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …

4..В лесу растут разные деревья … … …


Карточка № 2

Расставьте знаки препинания,найдите однородные члены предложения , начертите схемы.

1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.

2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.

3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.


Карточка №3

Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.

О: О, О, О.

О и О.

О: О, О , О

О, О,О,О.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!