СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : Обобщающие слова при однородных членах предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения; узнать о том, что такое обобщающее слово при однородных членах предложения, научиться находить обобщающее слово, расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения; узнать о том, что такое обобщающее слово при однородных членах предложения, научиться находить обобщающее слово, расставлять знаки препинания в предложениях с обобщающим словом; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

На слайде написаны утверждения, нужно выбрать те утверждения, которые являются верными (обсуждение в парах)

а) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

б) Однородными по отношению друг к другу могут быть разные члены предложения. 

в) Однородные члены зависят от разных слов в предложении.

г) Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. 

д) Однородные члены предложения могут связываться с помощью сочинительных союзов. 

е) Однородные члены предложения произносятся с перечислительной интонацией.

ж)  Однородные члены распространяют простое предложение.

з) В предложении может быть только один ряд однородных членов, например, только однородные подлежащие или только однородные определения. 

и) В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. 

к) Однородные члены предложения произносятся с перечислительной интонацией

3.Этап мотивации и целеполагания

Задание: прочитать предложения, записанные на доске, расставить знаки препинания (1 человек работает у доски)

1.На луга ложится не то туман не то синеватый дымок с лесных гарей.

2.Мал золотник да дорог.

3. Игра оказалась непростой и заинтересовала как детей так и взрослых.

4.Мы побывали с классом и в Эрмитаже и в Кунсткамере и в Русском музее.

5.На цветах на траве и листьях всюду блестела и дрожала утренняя заря.

6. Липы тополя каштаны клёны деревья разных пород украшают улицы города.


Слово учителя:

Во всех ли предложениях вам удалось расставить знаки препинания?

В каких предложения возникли затруднения?

В чём особенность предложений 5 и 6?

Укажите имеющееся при однородных членах явление, которое до сих пор не встречалось вам при изучении данной темы. Подумайте, какое значение оно имеет и как в связи с этим может называться. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её.

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: уточнить и расширить знания…

учиться ставить …

4. Изучение нового материала (самостоятельная работа в течение 7 минут)

Откройте учебник, параграф 33, поработаем с текстом и составим опорный конспект. Используя стратегию ИНСЕРТ, предлагаю осмыслить информацию и отметить на полях свои наблюдения.

«плюс» - знаю,

«минус»- не знаю,

«вопрос» - не понимаю

Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:

Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.

Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания.

Обобщающее слово это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.

Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые;

4) О, а именно, например, как-то: о, о, о.

5) о, о, о – словом, О

5. Закрепление материала, применение знаний и умений

Подберите к данным существительным обобщающие слова, составьте предложения (раздаточный материал)

1) Кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна –

2) Золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий –

3) Фортепиано, виолончель, скрипка, фагот, валторна –

4) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие –

5) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс –

6) Биссектриса, медиана, уравнение, теорема, лемма –

6. Запишите предложения, расставьте знаки препинания:

1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

2)  Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.

3)  Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

4)  Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.

5)  На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде были изморозь.

(Самопроверка, ответы записаны на слайде)

7. Подведение итогов урока:

Расскажите об обобщающих словах при однородных членах и знаках препинания при них. Выполнять эту работу будем по вариантам. Один вариант воспроизводит пункты нового правила. Учащиеся другого варианта приводят к ним соответствующие примеры.

8.Рефлексия

Закончите фразу:

-сегодня я узнал…

-я понял(а), что…

-теперь я могу….

9. Домашнее задание

Задание для базового уровня: выучить правила постановки знаков препинания при обобщающих словах (§ 33), упр № 323.

Задание повышенного уровня сложности: выписать из произведений художественной литературы 5 предложений с однородными членами и 3 предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения обобщающим словом; составить схемы предложений.

Найди и исправь ошибку

Выпишите только те предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

  • И тополь, и потемневшая от влаги кровля, и ноздреватый снег: все дышит первыми весенними запахами.

  • В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

  • Из под снега виднелись разные предметы: самовар, кадка и еще кой-какие коробочки.

  • Все: и товарищи, и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!