География 5 класс
Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной»
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Применяемые технологии:
коммуникативно-ориентированное обучение;
личностно-ориентированное обучение;
информационные –коммуникационные технологии
Цели урока:
1.Обобщение знаний по теме: “Земля во Вселенной” ( знание фактов, понятий, причинно-следственные связей)
2.Развитие логического мышления, речи, умения работать с картами атласа.
3. Формирование ценностного отношения к миру.
Планируемые результаты УУД:
Познавательные: давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста
Личностные: Осознавать планету Земля как часть Солнечной системы и ее подчинение общим космическим законам. Понимать доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества
Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Основные понятия:
Солнечная система; планеты (планеты земной группы, планеты – гиганты); астероиды, метеорные тела, кометы; спутники планет, (Луна – спутник Земли); солнечные и лунные затмения; парниковый эффект; полюса, ось Земли, часовые пояса, сутки, времена года, дни равноденствия, дни солнцестояния, тропики, полярные круги, пояса освещенности.
Ресурсы: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация, атлас школьника
Раздаточный материал: зачетные листы учащихся, задания (таблица, карта).
Ход урока:
Орг. момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивирование на работу)
2. Актуализация опорных знаний
Как вы думаете, что из изученного в разделе «Вселенная» вам может пригодится в жизни, в дальнейшем обучении?
3. Целеполагание (совместно с учащимися)
1. Обобщить и расширить свои знания по теме «Вселенная»
2. Повторить основные термины и понятия по теме
3. Научиться применять знания в других ситуациях
У вас на столах лежат маршрутные листы, которые вы должны будете последовательно заполнять по итогам выполнения заданий. Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом. За неправильное задание - 0 баллов. Затем все баллы суммируются и вы получаете оценку за урок. Повысить оценку можно устными ответами.
На уроке вы можете пользоваться атласом и учебником.
4. Обобщение, систематизация знаний
Задание 1. Пользуясь атласом, ответьте на вопрос:
Что такое Вселенная, Солнечная система? Что нового вы открыли для себя, изучая данную тему?
Задание 2. Рассмотрим состав и особенности Солнечной системы. У вас на столах лежат кроссворды, вставив необходимые слова, какое слово получилось?
Задание 3.Внимание на экран. Перед вами текст с заданиями, который надо расшифровать. Работаем в парах.
Текст на экране: ( Солнечная система – это часть-…. В центре Солнечной системы находится (…)? Солнце - это (….). Вокруг Солнца вращаются (….) планет, которые делятся на … группы (…..). Вокруг некоторых планет вращаются (….). Спутником Земли является (…). Кроме Солнца, планет и их спутников в Солнечной системы встречаются …... Это (….., …, …...)
Проверяем по ключу (ключ на экране).
Задание 4
Представьте, что я- Солнце, а вы- планеты (планеты –зашифрованное слово в кроссворде )
Давайте смоделируем Солнечную систему.
Представьте, что вы участник большой космической экспедиции. Из-за возникшей неисправности ваш корабль должен совершить вынужденную посадку на Марс. Опишите увиденное (...).
Мы увидели планету такой, потому, что она относится к (...).
Задание 5. Изученная тема содержала большое количество специальных терминов и понятий. Давайте проверим, как вы владеете понятийный материалом. Для этого мы проведем игру. «Волшебный мяч»(проверка определений)
Физкультминутка.
Задание 6. На маршрутном листе у вас нарисована схема «Дни солнцестояния». Подпишите на схеме положение Солнца, полярный день и полярную ночь.
Проведите взаимопроверку. Оцените товарища в зачетном листе.
Просмотр выполненных учащимися презентаций: «Космос», «Гипотезы возникновения Вселенной»
Задание 7 Блиц-опрос.
I. Выберите правильный ответ
В дни равноденствия Солнце находится:
а) над южным тропиком
б) над экватором
в) над северным тропиком
II. Какому климатическому поясу характерно:
а)Максимальное поступление солнечного тепла и света на поверхность Земли
б)Находится между тропиком и полярным кругом
в). Минимальное поступление солнечного тепла и света на поверхность Земли
III. Самая длинная полярная ночь бывает
а) на полюсах
б) на экваторе
в) на тропиках
г) на полярных кругах
IV. Верно ли утверждение:
Земля вращается вокруг своей оси с востока на запад
а) да
б) нет
Проверьте правильность выполнения теста по ключу, выставьте результаты в маршрутный лист
5. Рефлексия
-Мне понравилось….
-Я узнал, что …
-Меня удивило, что …
-Я запомнил, что…
6. Подведение итогов урока, выставление оценок на основе самооценки и взаимооценки. Посмотрите на свой зачетный лист и поставьте себе ту оценку, которую вы заработали нас уроке.
7. Д/задание. Рисунок на тему: «Этот удивительный космос»
Проектная деятельность. Модель Солнечной системы.