СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Углеводороды», 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: уточнить уровень знаний обучающихся,  осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов темы; реализовать дифференцированный подход к обучающимся, чем создать психологически благоприятную ситуация для каждого. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Углеводороды», 10 класс»

Обобщающий урок по теме «Углеводороды», 10 класс

Задачи урока: уточнить уровень знаний обучающихся, осуществить контроль за качеством усвоения основополагающих вопросов темы; реализовать дифференцированный подход к обучающимся, чем создать психологически благоприятную ситуация для каждого.

Оборудование: контрольные карты, чистые листы бумаги для ответов

Ход урока.

1.Организационный момент урока.

2.Мативация учебной деятельности сообщение темы, цели, задач урока

3.Объеснение, что задания урока подразделяются на четыре блока, походу урока они поблочно высвечиваются на экране. Каждый блок включает теоретические вопросы и практические задания: на вопросы отвечают устно и свой положительный ответ записываете в личные карты ( в виде +). Практические задания выполняются на отдельных листах. К концу занятия карты и листы с ответами сдаются. Отметка выставляется каждому обучающемуся, учитывая все виды работ.

Задания первого блока:

  1. Обобщение сведений о строении углеводорода

1.Как объяснить четырехвалентность углерода в органических соединениях с точки зрения представлений о строении атома?

2. Что понимают под гибридизацией атомных орбиталей?

3. Какие особенности гибридизации атомных орбиталей проявляются в строении молекул метана, этилена, ацетилена? В чем сходство и различие между sp^2- и sp- гибридизацией?

4. Основные характеристики связей в молекулах этана, этилена, бутадиена, ацетилена, бензола: тип гибридизации, валентный угол, длина связи, геометрия молекулы.

5. В чем различие между σ-и π-связью в этилене?

6. Почему невозможно свободное вращение атомов углерода при кратной связи?

7. Этилен вступил в реакцию с бромоводородом . Изменится ли при этом тип гибридизации атомов углерода? Если да, то как?

8. В чем суть π- π-сопряжения в диенах -1,3?

9. Как образуется 6-электронов π-облако в бензоле?







Задания второго блока:

II. Обобщение сведений о видах изомерии углеводородов

  1. Заполнение таблицы 2 «изомерия углеводородов».







Таблица

Изомерия углеводородов



Вид изомерии


Класс углеводородов

алканы

алкены

алкадиены

алкины

арены

Углеродного скелета

Положении кратной связи

Межклассовая

Геометрическая







Задание к таблице: отметьте знаками «+» или «-» наличие или отсутствие данного вида изомерии у данного класса углеводородов. 2.На примере бутана и изобутана охарактеризуйте признаки понятия «изомерия». 3.В чем суть изомерии углеродного скелета? Какие правила применяют при составлении структурных формул углеводородов? Составьте структурные формулы всех возможных изомеров состава С₆Н₁₂ и назовите их.

4.В чем причина возможности существования геометрической изомерии? Какие условия необходимы и достаточно для существования веществ – геометрических изомеров?



Задания третьего блока:

  1. Обобщение сведений о химических свойствах углеводородов.



  1. Существует ли зависимость между свойствами вещества и его химическим строением? Что от чего зависит, что – причина, а что – следствие?

  2. Какие свойства должен проявлять этан в связи со строением его молекулы? Ответ мотивируйте.

  3. В чем сходство химических свойств алкенов и алкинов и чем это можно объяснить?

  4. Чем объясняют различие в свойствах алкенов и алкинов.

  5. Какие особенности в химических свойствах алкадиенов определяются наличием сопряженных связей.

  6. Объясните причины того, что в бензоле реакции замещения идут легче, чем в алканах , а реакции присоединения - труднее, чем в алкенах.

  7. Назовите качественные реакции для представлений каждого класса углеводородов.

  8. Существует ли зависимость между свойствами вещества и областями его применения ? Приведите примеры.

  9. Какие общие свойства проявляют углеводороды?



Задания четвертого блока:

IV. Генетические связи между классами углеводородов

  1. Назовите причины, которые позволяют существовать веществам с различными свойствами, состоящими только из атомов углерода и водорода.

  2. Какие взаимосвязи существуют между классами углеводородов?

  3. Проиллюстрируйте примерами возможные переходы: алканалкен; алканалкин; алканарен; алканциклоалкан; непредельный углеводородарен; алкинарен.

  4. Что общего у органических и неорганических веществ? Приведите примеры, как из неорганических веществ можно получить органическое.



4.Самостоятельная работа обучающихся.

  1. выполнение дифференцированных заданий

  2. Обучающиеся выбирают любую из данных контрольных карт с которой они могут справиться (задания разной сложности )





Задания дифференцированных контрольных карт

Контрольная карта уровня С

  1. Укажите выражения, характеризующие строение молекулы бензола.

  1. Тип гибридизации атомных орбиталей атома углерода: а)sp³б)sp² в)sp

  2. Валентный угол в молекуле: а)109˚28; б) 120˚; в) 180˚

  3. Длина углерод - углеродной связи: а) 0,12нм; б)0,131нм; в)0,14 нм; г) 0,148 нм; д) 0,154 нм.

  4. Виды связи в молекуле: а)σ б)π в)3σ и 1 π г)3σ и 2π д) σ-связи и 6- электронная π-система .

  5. Геометрия молекулы: а) зигзагообразная; б) плоская; в) тетраэдрическая.

  1. Укажите признаки, характерные для гомологов:

  1. Одинаковый качественный состав;

  2. Одинаковый количественный состав;

  3. Различный качественный состав;

  4. Различный количественный состав;

  5. Сходные свойства;

  6. Различные свойства;

  7. Сходное строение;

  8. Различное строение.

  1. В промышленности ацетилен подвергают следующими процессам: гидратации, хлорированию, гидрохлорированию, димеризации. Составьте уравнения соответствующих реакций.

  2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

CaC₂C₂H₂C₂H₄C₂H₅OHC₄H₁₀O.

C₆H₆

Контрольная карта уровня В

  1. Охарактеризуйте электронное и пространственное строение алкинов. Укажите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле соединения

CH₃ - C ≡ C - CH₂ - CH ≡ CH -CH₃

  1. Укажите существенные признаки изомеров. Приведите примеры.

  2. Охарактеризуйте свойства алкена состава C₄H₈.

  3. Изобразите схему генетических связей этого углеводорода и составьте уравнения соответствующих реакций.



Контрольная карта уровня А

  1. В чем существенные различия в электронной структуре и пространственной конфигурации между молекулами ацетилена и этана, каковы причины этих различий?

  2. Назовите причины образования структурных и пространственных изомеров.

  3. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений на примерах реакций углеводородов.

  4. Исходя из неорганических веществ получите нитробензол.

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия урока:

Что понравилось на уроке?


Что не понравилось на уроке?


Где пригодятся эти знания?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!