Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Имя существительное"»
Разработка урока русского языка с презентацией
Тема: «Имя существительное» - обобщающий урок. 9 класс
Цели:
Закрепление знаний по теме «Имя существительное», повторение грамматических признаков, умение находить имена существительные в тексте в тексте, выполнять морфологический разбор.
Развитие памяти, мышления.
Воспитание эмоционально-положительного отношения к уроку.
Ход урока.
В начале урока предлагаю поиграть в игру «Собери слово».
Из данных слогов нужно собрать словарные слова, устно поставить ударение, запомнить написание выделенных букв, определить какой частью речи они являются.
тер, то, ри, ри, я (территория)
де, бан, роль (бандероль)
кре, тарь, се (секретарь)
а, род, э, ром (Аэродром)
Какой частью речи являются данные словарные слова? (имена существительные)
Сегодня на уроке ты должен вспомнить все грамматические признаки имени существительного. Для этого я предлагаю тебе посмотреть презентацию.
В данном тексте вставь пропущенные буквы, найди и подчеркни все имена существительные.
Каждый п..ешеход должен:
Х..дить только по тр..туару.
Перех..дить ул..цу только по п..шеходным д..рожкам при з..лёном с..гнале св..тофора.
Сойдя с тр..туара, посм..треть налево, а дойдя до сер..дины ул..цы, - направо.
Уступать д..рогу трансп..рту.
Не играть на м..стовой.
Обх..дить остан..вившийся в..гон тр..мвая только спер..ди.
Выполни морфологический разбор существительных по плану:
по тротуару на мостовой
План морфологического разбора имени существительного.
Начальная форма. (И.п., единственное число)
Собственное или нарицательное.
Одушевлённое или неодушевлённое.
Число. (единственное или множественное)
Род (мужской, женский, средний).
Склонение (1, 2, 3).
Падеж.
(см. презентацию).
Работа с деформированным текстом. Составить предложения из слов, подчеркнуть имена существительные.
Гроза, сильный, начаться
Дым, всё, небо, затянуть
Лягушка, и, замолчать, птица
Лес, прокатиться, первый, через, гром
Дерево, заскрипеть, старый
Треск, раздаться, страшный
Хлынуть, за, капля, ливень, дождь, первый
Дополнительное задание.
«Отгадай кроссворд»
1. | П | | Л | Ь | | |
2. | П | | Л | Ь | | |
3. | К | | Л | Ь | | |
4. | П | | Л | Ь | | |
5. | П | | Л | Ь | | |
6. | Р | | Л | Ь | | |
Южное дерево.
Быстрый танец.
Мелкая рыба.
Одежда.
Часть руки.
Дорога для поездов.
Домашнее задание.
Для проверки полученных знаний по теме: «Имя существительное» предлагается пройти тест.
Имя существительное.
Определите существительное, обозначающее действие как предмет.
Найдите «3-е лишнее».
Город
Кострома
М.И.Кутузов
Укажите имена существительные третьего склонения.
Память, часть, соль
Отец, дедушка, окно
Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Невежество, легкомыслие, певучесть
Кактус, ромашка, пальма
Устройство, утверждение, соглашение
Трудяга – кто он: он или она (по Ф.Кривину)?
Женский род
Мужской род
Общий род
Выберите предложение с именем существительным общего рода.
Выберите правильную форму существительных множественного числа родительного падежа.
Падежов, теленков.
Падежей, телят.
Определите слово с соединительной гласной.
Метромост
Листопад
Мать-и-мачеха
Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби?
Найдите слово в котором перед суффиксом –щик- надо поставить мягкий знак.
Заговор..щик
Угон..щик
Угол..щик
Определите ряд слов с суффиксом –инк-.
Диков..нка, смород..нка, трещ..нка.
Спал..нка, череш..нка, паш..нка.
Определите ряд слов с суффиксом – ец-.
Кресл..це, плать..це, здоровь..це.
Пальт..цо, письм..цо, ружь..цо
Выберите суффиксы.
Сем..чко, Вал..чка, мельн..чка.
-ечк-, -ечк-, -ичк-.
Во всех случаях –ечк-.
Выберите окончания.
Бородищ.., скучищ.., ножищ.. .
Правописание окончаний имён существительных зависит от:
Типа склонения.
Падежа.
Падежа и тина склонения.