СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-игра "Счастливый случай" (Повторение по теме "Имя существительное " в 6 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данныйматериал можно использовать как при обобщающем повтореении темы "Имя существительное", так и при изучении отдельных тем данного раздела.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Имя существительное.Повторение»

Урок-игра по теме «Имя существительное. Обобщение». 6 класс


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи;

  2. Совершенствовать навыки морфологического разбора;

  3. Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

  4. Воспитывать интерес к русскому языку с помощью игровых технологий.

1.Оргмомент:

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда,

Мы начнём урок тогда.


Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Учитель:С давних времён существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название. Эти части- части речи. А правит этой страной Морфология. Почему же ей дано такое право? (Слайд №1: Морфология - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи). Морфология- в переводе с греч. «форма» и «учение».В самой древней части этой страны есть часть речи, в гости к которой мы сегодня отправимся.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

-О какой же части речи идёт речь? Кто даёт название всем предметам? (Имя существительное)

-А разве мы не изучили эту тему? (Да). Тогда что же мы будем сегодня делать на уроке? (Повторять всё об имени существительном, готовиться к контрольному диктанту)

-Запись темы урока: Имя существительное. Обобщение.

Обучающиеся формулируют для себя цели урока.(Учитель сообщает цели урока. (Слайд№2)

Урок у нас будет непростой, а в виде игры «Счастливый случай»(Слайд№3,4)

-Ребята, имена существительные активно используются в нашей речи. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных. А что же такое имя существительное? (Учащиеся рассказывают правило об имени существительном как части речи).

-Итак, начнём нашу игру. (Учащиеся выбирают цифру на слайде и отвечают на вопросы по теме. Весь класс играет в игры по разным темам)


  1. Слайд №5

1)Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2)Собственные и нарицательные имена существительные. (Слайд №6 о собственных именах существительных)

3) Игра «Мешки со словами» (Компьютер)

4) Игра «Кто быстрее?»

  1. Слайд№7

1)Род имён существительных

2)Имена существительные общего рода (сущ.с окончанием -а,(-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к ж.р., если обозначают лиц жен. пола. Имена прилагательные с ними согласуются либо в м.р., либо в ж.р. Некоторые существительные м.р., называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц муж. пола, так и лиц жен. пола. Глагол-сказуемое в прош. времени при них ставится в м.р. и в ж.р. Определение-прилагательное при них употребляются в м.р.

3)Игра «Кто больше?» (Учитель говорит значение слов, учащиеся записывают. При проверке высвечиваются на слайде№7 картинки)

-Послушный ребёнок, которого все хвалят (умница).

-Непослушный ребёнок, который не сидит на месте (непоседа).

Драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

-Ненасытный, прожорливый (обжора).

-Безобидный, тихий (тихоня).

-Лентяй, бездельник (лежебока).

-Тот, кто постоянно на кого-то жалуется (ябеда).

-Тот, кто не следит за своими вещами, всё разбрасывает и теряет (неряха)



  1. Слайд №8

1)Склонение существительных (Учащиеся называют, какие существительные относятся к какому склонению, потом таблица на этом же слайде.

2)Разносклоняемые существительные(После ответов учащихся слайд №9)

3)Несклоняемые имена существительные (После ответов учащихся слайд №10)

4)Род несклоняемых имён существительных (неодушевлённые им. Сущ. иноязычного происхождения относятся преимущественно к ср. роду; некоторые к м.р. и к ж.р. Например, слова: пенальти(досадный), кофе (чёрный), кольраби (свежая), авеню (широкая).Одушевлённые им. сущ. иноязычного происхождения относятся к ж.р., если обозначают лиц жен. пола, и к м.р., если обозначают лиц муж. пола или животных)

Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе сочетания

4. Слайд №11

1) Морфологический разбор имени существительного (1 учащийся работает у доски: морфологический разбор выделенного существительного (см. слайд №11), остальные- играют в игру «Корректор»

2)Игра «Корректор» слайд №12(Найди ошибки в морфологическом разборе)

5. Слайд №14

1) НЕ с именами существительными (учащиеся отвечают, потом на слайде- правило)

2) Игра «Эрудит» (по значению слова написать слова с НЕ и объяснить правописание)

-Грубый, невоспитанный человек (невежа)

-Человек, которому не сидится на месте (непоседа)

-Недоучившийся, малознающий человек (неуч, недоучка)

-Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа)

-Горе (несчастье)

-Ложь (правда)

-Враг (недруг)

Физминутка. Слайд №13 Игра «Ванька-встанька»

(Ребятам заранее дано задание подобрать по7-10 существительных каждого рода. Ведущий- любой из обучающихся (по желанию). Если ведущий называет сущ. ж.р., встают девочки; если сущ. м.р.- встают мальчики, сущ. ср.р.- все качают головой)

6. Слайд №15

Счастливый случай! Вся группа учащихся, выбравших данное задание, получают оценки «5»

7. Слайд №16

1) Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК) (Ответы обучающихся)

2) Игра «Самый догадливый». (1 уч-ся пишет на доске и объясняет орфограмму)

Тот, кто рассказывает что-нибудь

Рассказчик

Специалист по переводам с одного языка на другой

Переводчик

Музыкант, играющий на барабане

Барабанщик

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь

Смазчик

Стрелок из пулемёта

Пулемётчик

Тот, кто подстрекает начать что-нибудь

Зачинщик

Работник, занимающийся раздачей чего-нибудь

Раздатчик


8. Слайд № 17

1)Гласные в суффиксах –ЕК (-ИК) (учащиеся рассказывают правило)

2)Игра «Лесенка) (См. слайд №18)

9. Слайд № 19

1) Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

2) Игра «Крестики- нолики» Слайд № 20 (по аналогии детской игры на бумаге учащиеся играют в парах в данную игру, вставляя буквы О-Е в суффиксах существительных. См. Приложение)

10. Слайд №21

1)Гласные Е-И в падежных окончаниях существительных. (1 учащийся заполняет таблицу на доске «Гласные Е-И в падежных окончаниях существительных», остальные играют в игру.)

2) Игра «Четвёртое лишнее» Какое слово лишнее и почему? Слайд №22


11. Слайд №23

Тест (1-2 учащихся работают за компьютером, остальные на листочках выполняют тест)

12. Рефлексия. (слайд №24): Выскажите своё отношение к данному уроку с помощью фраз- подсказок:

-Я повторил на уроке….

-Было интересно….

-Особенно понравилось….

-Вызвало затруднение…

-Я ухожу с …. настроением

- Нужно выучить…

Домашнее задание: вопросы с.108, упр. 263

Просмотр содержимого презентации
«урок- игра.счаст.случ.сущ.6кл»

раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. Образовано от греч. слов «форма» и «учение».

раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. Образовано от греч. слов «форма» и «учение».

Тема урока: Имя существительное  (обобщение) Цели урока: Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи; Совершенствовать навыки морфологического разбора; 3. Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных.

Тема урока: Имя существительное (обобщение)

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи;
  • Совершенствовать навыки морфологического разбора;

3. Повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных.

Счастливый случай 1 2 4 3 5 7 6 8 9

Счастливый случай

1

2

4

3

5

7

6

8

9

1.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные  2. Собственные и нарицательные имена существительные   3. Игра «Мешки со словами» (компьютер)   4.Игра «Кто быстрее?»

1.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2. Собственные и нарицательные имена существительные

3. Игра «Мешки со словами» (компьютер)

4.Игра «Кто быстрее?»

Имена собственные пишутся с большой буквы!

Имена собственные пишутся с большой буквы!

  • Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
об ж ора

об ж ора

  • Род имён существительных
  • Имена существительные общего рода
  • Игра «Кто больше?»
1.Склонение существительных 1  сущ. М. р. и Ж. р. на -а, -я 2  сущ. М. р. с мужчин а 3 дяд я   сущ. Ж. р. с  туч а   улыбк а  малыш  дом   сущ. Ср. р.  морковь   мышь   ель солнц е  облак о

1.Склонение существительных

1

  • сущ. М. р. и Ж. р. на -а, -я

2

  • сущ. М. р. с

мужчин а

3

дяд я

  • сущ. Ж. р. с

туч а

улыбк а

малыш

дом

  • сущ. Ср. р.

морковь

мышь

ель

солнц е

облак о

2. Разносклоняемые существительные  10 существительных на –мя среднего рода:  имя, бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, семя, стремя, темя  + сущ. муж. рода ПУТЬ Существительные на –МЯ берут окончания у существительных: 1 склонения в И.п и В.п - Я  2 склонения в Т.п.  –ем   3 склонения в Р.п.  Д.п .  -и  П.п.

2. Разносклоняемые существительные

10 существительных на –мя среднего рода:

имя, бремя, время, вымя, знамя,

пламя, племя, семя, стремя, темя +

сущ. муж. рода ПУТЬ

Существительные на –МЯ берут окончания у существительных: 1 склонения в И.п и В.п - Я

2 склонения в Т.п. –ем

3 склонения в Р.п.

Д.п .

П.п.

3.Несклоняемые существительные: Существительные иноязычного происхожде-ния, собственные и нарицательные, с конеч-ными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и ударным – а   Например : пальто, кафе, такси, кенгуру, Дюма Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный.   Например :  Алигер, Войнич, мисс 3.  Русские и украинские фамилии на –о, -их(-ых) 4.  Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера 4.Род несклоняемых существит.

3.Несклоняемые существительные:

  • Существительные иноязычного происхожде-ния, собственные и нарицательные, с конеч-ными гласными -о, -е, -и, -у, -ю и ударным – а Например : пальто, кафе, такси, кенгуру, Дюма
  • Иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный.

Например : Алигер, Войнич, мисс

3. Русские и украинские фамилии на –о, -их(-ых)

4. Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера

4.Род несклоняемых существит.

Морфологический разбор  Дубовый листок оторвался от ветки родимой…   (М.Ю.Лермонтов)

Морфологический разбор

Дубовый листок оторвался от ветки родимой…

(М.Ю.Лермонтов)

Жёлтый листок медленно поплыл в воздухе . В воздухе – им.сущ.;  где? в чём?; предм.  Нач. ф.- 2. Пост.-нариц.,неодуш.,   м.р., непост.- в ед.ч.,  3. В предложен.-обстоят.   поплыл в воздухе воздуха воздух  2 скл. 1 скл.  в П.п. в Т. п.  где? Найди ошибки!

Жёлтый листок медленно поплыл в воздухе .

  • В воздухе – им.сущ.;

где? в чём?; предм.

Нач. ф.-

2. Пост.-нариц.,неодуш.,

м.р.,

непост.- в ед.ч.,

3. В предложен.-обстоят.

поплыл в воздухе

воздуха

воздух

2 скл.

1 скл.

в П.п.

в Т. п.

где?

Найди ошибки!

Физминутка

Физминутка

1.  НЕ с существительными    Слитно: 1) не употребляется, 2) синоним  Раздельно:  противопоставление с союзом А 2. Игра «Эрудит»

1. НЕ с существительными

Слитно:

1) не употребляется,

2) синоним

Раздельно: противопоставление с союзом А

2. Игра «Эрудит»

Счастливый  случай   5

Счастливый случай

5

1. Буквы Ч и Щ в суффиксах  -ЧИК (-ЩИК) 2.Игра «Самый догадливый»

1. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК (-ЩИК)

2.Игра «Самый догадливый»

1.  Гласные в суффиксах  существительных   -ЕК  и  -ИК   2. Игра «Лесенка»

1. Гласные в суффиксах

существительных

-ЕК и -ИК

2. Игра «Лесенка»

ключ …к кусоч…к дружоч …к ларч …к мяч…к замоч …к

ключ …к

кусоч…к

дружоч …к

ларч …к

мяч…к

замоч …к

Гласные О и Е после  шипящих в суффиксах существительных
  • Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

2. Игра «Крестики- нолики»

жуч…к    замоч…к    точ…чка    крюч…к    петуш…к    пирож…к    галч…нок    ноч…нька    кулач…к

жуч…к

замоч…к

точ…чка

крюч…к

петуш…к

пирож…к

галч…нок

ноч…нька

кулач…к

Гласные Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Гласные Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Игра «Четвёртое лишнее»  Объясните, почему? 1. В рощ.., у дач.., о мяч.., по крыш… 2. В реч.., у печ.., о грач.., из деревн… 3. О задач…, с крыш.., в тиш.., о мыш..

Игра «Четвёртое лишнее» Объясните, почему?

1. В рощ.., у дач.., о мяч.., по крыш…

2. В реч.., у печ.., о грач.., из деревн…

3. О задач…, с крыш.., в тиш.., о мыш..

Домашнее задание Вопросы на стр. 108, упр.263 (266)

Домашнее задание

Вопросы на стр. 108, упр.263 (266)

Подведём итоги!

Подведём итоги!

  • Я повторил…
  • Было интересно…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…
  • Ухожу с ... настроением


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!