Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Выделянская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по биологии
на экологическую тему
Учитель: Лященко Людмила Егоровна
2018 год
Биология 7класс. Обобщающий урок по теме «Птицы».
Цели:
Образовательные: * обобщить и систематизировать знания по теме « Птицы»; * показать зависимость всего живого от деятельности человека; * обосновать необходимость охраны птиц .
Воспитательные: *воспитание бережного отношения к природе; *экологическое и эстетическое воспитание.
Развивающие: *продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой, краеведческим материалом; *развивать любознательность, познавательный интерес.
Оборудование: презентация « Птицы – это тайна и красота», компьютер, мультимедийный проектор.
Структура урока.
1.Организационный момент. 1)Вступительное слово учителя. 2) Стихотворение о птицах. 3) Музыка О. Мессиан « Пробуждение птиц».
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. 1) Беседа по вопросам. 2) Определение экологических групп птиц. 3) «Живые синонимы».
3. Интересное о птицах.
Всё ли мы знаем об орле… 1) Карта звёздного неба: Созвездие Орла, звезда Альтаир. 2) Биологические особенности орла. 3) Охрана и защита орлов.
3) Герб ( Россия, Польша, США).
4) Картина В.М. Васнецова « После побоища Игоря Святославовича с половцами»( сообщение учащихся).
Интересные факты о лебеде…
Карта звёздного неба: Созвездие Лебедя.
Миф о Леде (сообщение учащихся).
Картина М.А.Врубеля «Царевна Лебедь».
Музыка Сен-Санс «Лебедь».
Биологические особенности лебедя.
Охрана и защита лебедей.
Работа в тетради. Задание №2( проверка выборочно).
Что вы знаете о вороне?
Биологические особенности семейства врановых. Охрана и защита ворон.
Миф о вороне.
Картина В.В. Верещагина « Апофеоз войны»
Музыка В.А.Моцарт «Реквием. Лакримоза»
Интересное о пении птиц… 1) Музыка В.А.Моцарт «Симфония №40». 2)Птицы- лидеры в мире звуков. 3)Опыты Вэрне. 4. Охрана и привлечение птиц.
5. Рефлексия. Подведение итога урока.
6. Задание на дом.
Ход урока.
Организационный момент.( 3мин.)
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Птицы» (слайд 1,2). Ребята, мы не только обобщим ваши знания по теме, но вам сегодня предстоит совершить необыкновенное путешествие , во время которого вы узнаете много нового и интересного о птицах. (слайд 3) Птицы- удивительные создания природы, они широко расселились на всех материках и островах земного шара. Это один из самых многочисленных классов среди позвоночных животных, их около 9000 видов. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьёв. 2) Стихотворение о птицах ( читает учащийся): Отпылала заря на востоке И послышалось в ближних кустах Непролазно-густых, невысоких, Нежно –тихое пение птах… Налетело на птиц вдохновение, В догорающем свете зари… Не спугни их прекрасное пение И душою и сердцем замри! 3)Прослушивание фрагмента из музыкального произведения О. Мессиан « Пробуждение птиц» - Что напоминает этот музыкальный фрагмент? Пусть же этот урок откроет для каждого что-то новое и интересное!
Актуализация знаний и постановка проблемы (4 мин.) 1) Беседа по вопросам: (слайд 4) -Каковы отличительные признаки птиц? (Перьевой покров, теплокровность, размножение яйцами, крылья, клюв) – Какие особенности пищеварения птиц связаны с полётом? (Пища переваривается очень быстро, непереваренные остатки не задерживаясь удаляются из кишечника) -Какие приспособления к полёту характерны для птиц? ( Лёгочные мешки, отсутствие мочевого пузыря, крылья, полые кости) - В чём выражается сложное поведение птиц и с чем это связано? (У птиц хорошо развиты полушария переднего мозга. Перелёты, забота о потомстве, дрессировка).
2) Учитель: По очереди предлагаю названия птиц, а вы должны назвать экологические группы:
1. глухарь - растительноядные,
2. ворона – всеядные
3. дятел – насекомоядные,
4. орел – хищник дневной,
5. гусь – водоплавающие,
6. тетерев – растительноядные
7. сорока – всеядная ,
8. лебедь –– водоплавающие
9. филин – хищник ночной
10. клест – растительноядные
11. утка –– водоплавающие
12. фазан – растительноядные
13. ласточка – насекомоядные
14. чайка – водоплавающие
15. курица – всеядная.
3) «Живые синонимы».
Учитель: Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.
Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Мудрый, как … (ворон)
Задиристый, как … (петух)
Вороватый, как … (сорока)
Важный, надутый, как … (индюк)
Длинноногий, как … (цапля)
Глазастый, как … (филин)
Взгляд хищный, как у … (ястреба)
Взгляд зоркий, как у … (сокола)
Нос с горбинкой, как у … (орла)
Нос приплюснутый, как у … (утки)
Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)
Чтение стихотворения уч-ся:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство...
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички ...
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Стоит в лес углубиться -
И уже как не дома:
Словно мы за границей -
Незнакомые лица,
Языки незнакомы.
Как слепые плутаем,
Будто глухи отроду.
И еще утверждает,
Что мы любим природу. (Автор неизвестен)
Учитель:Мы изучили внешнее и внутреннее строение птиц, размножение и развитие, сезонные изменения и годовой жизненный цикл. Познакомились с многообразием птиц. Все ли мы теперь знаем о птицах?
Интересное о птицах.
Всё ли мы знаем об орле… ( 3 мин.)
Учитель: А сейчас обратимся к карте звёздного неба ( слайд 5). На небе есть созвездия Райской птицы, Журавля, Павлина, но, к сожалению, мы не можем видеть эти созвездия, они расположены в южном полушарии. Зато на нашем родном небе северного полушария парят созвездия Лебедя и Орла. Особенно хорошо они видны летними ночами. Обратимся к созвездию Орла (слайд 6). Самая яркая его звезда – Альтаир (слайд 7).
Учитель: Каковы биологические особенности орла? Примерные ответы учащихся:
Орёл относится к отряду Дневные хищные птицы. Масса орлов до 9 кг, в России распространён орёл степной , который питается сусликами ,зайцами, мышевидными грызунами, мелкими копытными, иногда падалью. ( слайд 8) Уч.: Все хищные птицы полезны для человека:
они поедают большое количество насекомых, наносящих вред сельскому и лесному хозяйствам, и подлежат повсеместно строгой охране. В России повышается численность степных орлов.
Орёл –птица сильная, могучая, с острым клювом и не менее острыми когтями. Символ власти и могущества. Наверное, поэтому некоторые государства поместили орла на свой герб. Какие это государства? ( Россия, Польша, США ( белоголовый орлан) ( слайд 9)).
Учитель: Посмотрите на картину русского художника Виктора Михайловича Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с пловцами» ( слайд 10)
Сообщение уч-ся: Картина написана в1880 году. При написании картины художник опирается на пронизанный этичностью рассказ о битве в « Слове о полку Игореве»:
Пали полки Игоревы
Тут кровавого вина недостало,
Тут пир окончили храбрые русские,
Сватов напоили и сами полегли на Землю русскую…
Торжественное безмолвие картины не могут нарушить даже бьющиеся в воздухе над поверженными воинами орлы. Именно этих птиц художник выбрал, чтобы подчеркнуть силу, величие, героизм картины.
Интересные факты о лебеде… ( 10 мин.)
Учитель: И вновь обратимся к карте звёздного неба. ( слайд 11) Взгляните, как, вытянув шею и широко раскинув крылья, « летит» вдоль Млечного пути созвездие Лебедя. Оно большое и очень красивое, часть его , состоящая из ярких звёзд, известна под названием Северный Крест. Как же Лебедь взлетел на звёздное небо?
Миф о Леде (сообщение уч-ся).
Жила в Этом и красавица Леда. Зевс, пленённый красотой Леды, явился к ней в образе Лебедя, когда она купалась в Эвроте. Древние греки считали, что в образе созвездия Лебедя запечатлён сам громовержец Зевс. Скрываясь от ревности своей жены Геры, летит он на свидание к красавице Леде.
Учитель: Ребята, посмотрите на картину « Царевна Лебедь», написанную великим Врубелем.( слайд 12)
« Гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля влекли поэтические образы Пушкина. Прекрасная «сказка о царе Салтане» и музыка Римского-Корсакова навеяли ему тему одного из самых поэтичных творений художника « Царевны Лебедь».В нем воплощена мечта о счастье, большом человеческом чувстве. Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости и нежной грусти..Потемневший простор моря, нависшие облака подчёркивают розоватый отсвет заката на поверхности белоснежных крыльев. В облике Царевны Лебедь М.А. изобразил свою любимую жену, известную певицу Надежду Забелу»
Прослушивание фрагмента из музыкального произведения Сен-Санс « Лебедь» (слайд 13). Вслушайтесь в звуки музыки. Эти волшебные звуки, действительно напоминают гордую и величественную птицу.
Учитель: А каковы биологические особенности лебедей?
Примерные ответы уч-ся:
Лебеди по праву считаются самыми крупными и красивыми водоплавающими птицами. В нашей фауне встречается три вида: лебедь-шипун, лебедь-кликун, лебедь малый. Лебеди первых двух видов обычно массой от 7 до 13 кг, а третьего вида до 6 кг. Стаи лебеди не образуют, держатся парами, обычно в труднодоступных местах водоёмов. Пары сохраняются на весь период жизни. Самка откладывает 3-5 яиц, насиживание 30-40 суток. Питаются ракообразными, моллюсками, червями, мелкими рыбами. Лебеди – птицы перелётные.
Учитель: К сожалению, многим птицам, в том числе и лебедям, грозит беда – они могут быть уничтожены полностью.
( слайд14) Лебедь-шипун нуждается в особой охране как птица, имеющая большое эстетическое и символическое значение. Вид занесен в Красные Книги Саратовской области и Республики Татарстан. Необходима защита лебедей от браконьеров, прекращение палов прибрежной растительности, соблюдение периода тишины на водоёмах в мае-июне.
( слайд 15) В прошлом лебедей-кликунов было значительно больше. Особенно резко их численность сократилась за последние десятилетия. Причина этого явления лежит, с одной стороны, в уничтожении под влиянием хозяйственной деятельности человека благоприятных мест обитания, а с другой – в интенсивной охоте на лебедей.
( слайд 16) Малый (тундровый) лебедь чувствителен к изменениям в землепользовании и к химическим загрязнениям. Кроме того, серьёзной проблемой является незаконная охота на представителей этого вида в России. Необходимо обеспечить защиту мест остановки перелётных малых лебедей в 30 районах Эстонии.
Учитель: обратимся к тетрадям. Выполнить задание: Кто лишний и почему? (4мин.)(слайд17) 1) Глухарь, дятел, тетерев, рябчик.
2)Дятел, ласточка, воробей, стриж.
3)Ворон, аист, цапля, выпь.
( Подчеркнуть и кратко написать)
Учитель: Что вы знаете о вороне? ( 6 мин.)
Примерные ответы уч-ся:
Вороны относятся к отряду воробьинообразные, семейство врановые. Это довольно крупные птицы весом около 1,5 кг. Ворона встречается у нас в виде двух форм: в Европейской части и в Западной Сибири – серая, а в Восточной и Средней Азии – чёрная. Ворон мы видим в течение всего года и считаем их оседлыми. Однако путём кольцевания удалось установить, что многие из них кочуют на зиму на юг, а на смену им прилетают с севера другие. Питаются вороны животной и растительной пищей. Летом охотно разоряют гнёзда, поедают яйца и птенцов. Селятся далеко друг от друга, живут парами и являются верными спутниками на всю жизнь.
( слайд18) Уч.: Во многих странах принимаются законы, запрещающие уничтожение этих птиц. История знает плачевные примеры уничтожения некоторых видов птиц. Если не будет ворон – санитаров, на человека обрушится череда эпидемий, посевы и сады будут уничтожены насекомыми.
Миф о вороне.
Сообщение уч-ся: Знаете ли вы, что раньше вороны были белыми?
Послал как-то Апполон своего верного ворона к ручью за священной водой. Ворон на дороге заметил смоковницу, усыпанную сочными плодами. Не мог он побороть искушение, задержался полакомиться, опоздал к богу и воды не набрал. Разгневался Апполон, облил ворона чёрной краской и закинул его на небо вместе с чашей. Так на небе появились созвездия Ворона и чаши.
Учитель: Ворона умная и осторожная птица, но издавна на Руси считалась русские художники использовали образ ворона в своих произведениях, чтобы подчеркнуть трагизм, безысходность ситуации.
( слайд 19) Кульминационным является произведение В.В. Верещагина « Апофеоз войны», которая изображает пирамиду из человеческих голов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного города. Стаи голодных птиц кружатся над пирамидой и садятся на черепа. Эти птицы вороны. На раме художник начертал знаменательные слова: « Посвящается всем великим завоевателям – прошлым, настоящим и будущим». А композиторы подчёркивали это музыкой.
Прослушивание фрагмента из произведения В.А. Моцарта « Реквием. Лакримоза»
Интересное о пении птиц…(5 мин.)
Учитель: С наступлением весны мы не раз услышим многоголосие птичьих голосов.
( слайд 20) Птицы- лидеры в мире звуков. Птицы красивы, изящны, многие из них обладают чудесным певчим голосом. И символом птичьего пения является соловей. Прослушайте фрагмент музыкального произведения В.А. Моцарта « Симфония № 40», соло-минор, который напоминает весеннюю песню птиц.
Певчие птицы: овсянка, зарянка ( малиновка) ( слайд 21);
цветная танагра, дрозд ( слайд 21);
иволга, щегол ( слайд 21).
Что же позволяет птицам в подавляющем большинстве быть первоклассными певцами?
В 1686 г французский учёный Вернэ проделал ряд опытов с живым петухом и доказал, что главный звуковой аппарат птиц – СИРИНКС – нижняя гортань. Расположена она на границе между трахеей и бронхами и представляет собой своеобразную камеру. В ней находится система голосовых перепонок. У птиц голосовая щель образуется в каждом бронхе, это преимущество позволяет птице брать сразу две ноты.
Стихотворение « Красная Книга» С. Островой читает учащийся. (1мин.)
Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
Учитель: ( слайд 22).( 4 мин.) Для охраны растительного и животного мира используются разные меры.
Международные организации:
ГРИНПИС;
МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов,1948 г .
СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 г., Лондон.
Красная книга- список животных и растений, нуждающихся в охране.
1.Исчезающие виды – специальные меры для сохранения.
2.Уязвимые виды- численность резко сократилась.
3 Редкие виды – ограниченная численность, могут исчезнуть даже от случайной причины.
4.Неопределённые виды – нет точной информации о численности.
В 1974 году была создана Красная Книга СССР, в числе редких видов в неё вошли 65 видов птиц
Учитель: предложить свои меры по охране птиц.
Примерные ответы учащихся:
1.Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в местах обитания птиц .
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнёзда: скворечники, дуплянки.
Рефлексия.(3мин.) Учитель. Ребята, заканчивается наш обобщающий урок, посвященный прекрасному миру пернатых.
Какие факты вас удивили, поразили?
Почему нужно охранять птиц?
Домашнее задание. (2мин.)
( слайд 23) Найти интересные подборки о птицах.
Используемая литература:
Основная:
Латюшин В. В. Биология 7 класс.-М.Дрофа,2010г.
2. Дополнительная для учащихся:
1.Акимушкин И. Причуды природы. – М., 1981.
2.Беме Р., Динец В., Флинт В., Черенков А. Птицы. – М., 1997.
3.Биологический энциклопедический словарь. – М., 1989.
4.Воробьев К.Л. Записи орнитолога. - М., 1973.
5.Герасимов В.П. Животные нашей родины. - М., 1985.
6.Гладков Н. Тише, птицы на гнездах. - М., 1967.
7.Кэрриген С. Дикое наследство природы. - М., 1960.
8.Морозов В.П. Занимательная биоакустика, рассказы о языке эмоций в мире животных и человека. – М., 1983.
9.Питерсон Р. Птицы. – М., 1973.
10.Ухаткин Н. Друзья птиц. – М., 1976.
11.Уэлти К. и др. Птицы. – М., 1983.
12.Фауна мира. Птицы. – М., 1996.
13.Фройде М. Животные строят. – М.; Мир.
14.Чельзов – Бебутов А.М. Экология птиц. М., 1982.
3.Дополнительная для учителя:
1. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М: Юрайт-М. 2001.С. 607.
2. Пасечник В.В. Программно – методические материалы. Биология 6-
11кл / Пасечник В.В.- М.: Дрофа. 2000. С. 224.
3. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения
биологии. – Дисс….докт. пед.наук. – М. 1994. С.269.
4. Подласый, И.П. Педагогика.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002.
5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э.
Унт. – М: Педагогика. 1990. С. 192.
6. Савинова Е.В. Экспериментальная методика реализации принципа
краеведения на уроках биологии в 7 классе /Е.В. Савинова //
Dynamika naukowych badan-2009. 7-15 lipca 2009 roku. Volume 6.
Przemysl Nauka I studia. 2009. С. 97-99.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»