СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщающий урок по разделу: Русские писатели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При планировании данного урока учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. Использование различных методов и форм работы вызвало у детей большй интерес. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствовало обеспечению высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщающий урок по разделу: Русские писатели"»

Тема: обобщающий урок по разделу: «Русские писатели»

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;

  • Развивать творческое воображение учащихся через слово, живопись, музыку.

  • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;

  • Формировать навык выразительного чтения.

  • Прививать интерес к чтению, к художественной литературе.

Задачи: формирование активной читательской позиции; привитие читательского интереса учащимся; воспитание чувства патриотизма посредством музыки, живописи и классической литературы.

Оборудование урока:

  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;

  • карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;

  • портреты писателей,

  • пословицы;

Ожидаемый результат:

•Обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “Русские писатели”.

•Учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.

•Продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.

•В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

Оценка результатов:

  1. Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.

  2. Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.

  3. Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.



Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения).

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске). Солнце вам улыбается. Вот с таким настроением и начнем работать.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Работа в парах.

-  У вас на партах лежат карточки с пословицами, одна часть у вас, а другая у соседа. Для того, чтобы прочитать пословицу, вам нужно соединить две части.

  • Книгу прочитал - умнее стал.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Век живи – век учись.

-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?

Д: Из книг можно узнать много нового, интересного, книга учит быть добрыми и умными.

- На протяжении нескольких уроков мы работали с разделом, назовите этот раздел.

Д: «Русские писатели».

-Верно. Сегодня у нас обобщающий урок, и нас ждут интересные задания, в которых мы проверим, как вы усвоили материал.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Д: Закреплять знания по разделу. Повторять и запоминать изученные произведения. И, конечно, же, обобщать.

Учитель. Мы называем писателей великими, потому что все они написали много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Учитель. Мы называем писателей русскими, потому что все они любили все русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - они горячо любили свой русский народ.

Учитель. А сейчас послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь.

Учитель. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила внука с русской народной поэзией.

Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок. Написал пять замечательных сказок, которые знают и любят взрослые и дети. Кто этот писатель?

ДетиАлександр Сергеевич Пушкин.

Учитель. Молодцы, ребята!

- А что интересное из биографии Александра Сергеевича Пушкина вы запомнили?



Учитель. Имя следующего поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.

Учитель. О каком поэте - баснописце идёт речь?

Дети. Этот русский баснописец – Иван Андреевич Крылов.

Учитель. Молодцы, ребята!

 - А что интересное из биографии Ивана Андреевича Крылова

вы запомнили?

Учитель. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов.

Учитель.  Кто этот писатель?

Дети. Лев Николаевич Толстой.

 Учитель.  Верно, ребята!  - А что интересное из биографии Л.Н.Толстого вы запомнили?

Дети: Впервые в России открыл школу для бедных, крестьянских детей, написал для них первую учебную книгу - азбуку.

III. Работа по группам.

- Я предлагаю вам поработать в группах. Помните правила при работе: дружба и согласие.

- У нас три группы: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая группа набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.




  




  1. Задание “Отгадай произведение”.

Каждая группа выбирает карточку с отрывком из прочитанного произведения. Вставьте пропущенные слова из текста, определите название произведения и автора. 

Карточка 1.

Стал дед очень … . Ноги у него не ходили, … не видели, … не слышали, … не было. И когда он ел, у него … назад изо рта. Сын и невестка … его за стол … , а давали ему … за печкой.

Снесли ему раз … в чашке. Он … её подвинуть, да … и разбил. Невестка стала … старика за то, что он им всё в доме … и чашки … , и сказала, что теперь она ему … давать обедать в … . Старик только … и ничего не … .

«Старый дед и внучек». Л.Н.Толстой

Карточка 2.

Весной … пропала. Дети искали её … , но не могли … .

Один раз они … подле амбара и услыхали – над … что-то мяучит … голосами. Вася … по лестнице под крышу амбара. А Катя … внизу и всё спрашивала: «Нашел? … ?» Но Вася не отвечал ей. Наконец … закричал ей: «Нашёл! Наша … .И у неё … ;Катя … домой, … молока и … кошке.

«Котёнок» Л.Н.Толстой

Карточка 3.

Пошли раз все … в школу. Филипп взял … и хотел тоже идти. Но … сказала ему: «Куда ты, … , собрался? – «В … ».- «Ты ещё … , не ходи», -и мать … его дома. Ребята … в школу. Отец ещё с утра … в лес, а мать … на подённую работу. Остались в избе … да бабушка на печке. Стало Филипку … одному, бабушка … , а он стал искать … .Своей не нашёл, взял … отцовскую и пошёл в… .

«Филипок» Л.Н.Толстой

Задание 2.

-Прочитайте выразительно отрывок из произведения по ролям, скажите название и автора.

Задание оценивается тремя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл, правильный ответ за пословицу.

1.Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец испросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

  • Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?

2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?


2.Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

“Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей”.

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”.

“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе”.

1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?

2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?

3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!” –

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.

1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?

2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?

3.Задание “Объясните значение выражений...”

- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?

- Кто помнит, как они называются?

- Проверим, кто самый внимательный. Я читаю строки из произведений, а вы находите устаревшее слово и постараетесь вспомнить, что оно обозначает.

Злой тоской удручена.(огорчена)




Заедает она пряником печатным. (пряник с отпечатанными рисунками)




Они играли подле амбара. (строение для хранения зерна, муки)




Старик ловил неводом рыбу. (большая сеть)




А если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?



Рефлексия. Итог.

Резерв. Защита своих рисунков




































































































































Задание 2.

1.Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец испросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

  • Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.


2.Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

“Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей”.

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”.

“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе”.



3.Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

“Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!” –

“Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?” –

Говорит ей Муравей.




































Скачать

© 2018, 624 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!