Тема: обобщающий урок по разделу: «Русские писатели»
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
Развивать творческое воображение учащихся через слово, живопись, музыку.
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
Формировать навык выразительного чтения.
Прививать интерес к чтению, к художественной литературе.
Задачи: формирование активной читательской позиции; привитие читательского интереса учащимся; воспитание чувства патриотизма посредством музыки, живописи и классической литературы.
Оборудование урока:
выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
портреты писателей,
пословицы;
Ожидаемый результат:
•Обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “Русские писатели”.
•Учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
•Продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
•В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Оценка результатов:
Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.
Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.
Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения).
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске). Солнце вам улыбается. Вот с таким настроением и начнем работать.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. Работа в парах.
- У вас на партах лежат карточки с пословицами, одна часть у вас, а другая у соседа. Для того, чтобы прочитать пословицу, вам нужно соединить две части.
-Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
Д: Из книг можно узнать много нового, интересного, книга учит быть добрыми и умными.
- На протяжении нескольких уроков мы работали с разделом, назовите этот раздел.
Д: «Русские писатели».
-Верно. Сегодня у нас обобщающий урок, и нас ждут интересные задания, в которых мы проверим, как вы усвоили материал.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Д: Закреплять знания по разделу. Повторять и запоминать изученные произведения. И, конечно, же, обобщать.
Учитель. Мы называем писателей великими, потому что все они написали много замечательных произведений, которые известны не только в нашей стране, но и во многих странах мира.
Учитель. Мы называем писателей русскими, потому что все они любили все русское: русский язык, русскую природу, русское искусство, а самое главное - они горячо любили свой русский народ.
Учитель. А сейчас послушайте и скажите, о каком великом русском писателе идёт речь.
Учитель. Родился этот поэт очень давно. С малых лет умел отлично читать и в совершенстве знал французский язык. Была у поэта няня. Звали её Арина Родионовна. Она первая познакомила внука с русской народной поэзией.
Её песни, стихи и сказки будущий поэт запомнил на всю свою жизнь, именно из них отбирал сюжеты для своих сказок. Написал пять замечательных сказок, которые знают и любят взрослые и дети. Кто этот писатель?
Дети. Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. Молодцы, ребята!
- А что интересное из биографии Александра Сергеевича Пушкина вы запомнили?
Учитель. Имя следующего поэта - баснописца хорошо знают и взрослые, и дети. С ранних лет мы знакомимся с его баснями. Басни этого поэта никогда не стареют, они переведены на 50 языков мира, поэтому их знают читатели разных стран.
Учитель. О каком поэте - баснописце идёт речь?
Дети. Этот русский баснописец – Иван Андреевич Крылов.
Учитель. Молодцы, ребята!
- А что интересное из биографии Ивана Андреевича Крылова
вы запомнили?
Учитель. Имя следующего великого русского писателя знает весь мир. Написал очень много произведений и для детей и для взрослых. Всего 90 томов.
Учитель. Кто этот писатель?
Дети. Лев Николаевич Толстой.
Учитель. Верно, ребята! - А что интересное из биографии Л.Н.Толстого вы запомнили?
Дети: Впервые в России открыл школу для бедных, крестьянских детей, написал для них первую учебную книгу - азбуку.
III. Работа по группам.
- Я предлагаю вам поработать в группах. Помните правила при работе: дружба и согласие.
- У нас три группы: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая группа набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.
Задание “Отгадай произведение”.
Каждая группа выбирает карточку с отрывком из прочитанного произведения. Вставьте пропущенные слова из текста, определите название произведения и автора.
Карточка 1.
Стал дед очень … . Ноги у него не ходили, … не видели, … не слышали, … не было. И когда он ел, у него … назад изо рта. Сын и невестка … его за стол … , а давали ему … за печкой.
Снесли ему раз … в чашке. Он … её подвинуть, да … и разбил. Невестка стала … старика за то, что он им всё в доме … и чашки … , и сказала, что теперь она ему … давать обедать в … . Старик только … и ничего не … .
«Старый дед и внучек». Л.Н.Толстой
Карточка 2.
Весной … пропала. Дети искали её … , но не могли … .
Один раз они … подле амбара и услыхали – над … что-то мяучит … голосами. Вася … по лестнице под крышу амбара. А Катя … внизу и всё спрашивала: «Нашел? … ?» Но Вася не отвечал ей. Наконец … закричал ей: «Нашёл! Наша … .И у неё … ;Катя … домой, … молока и … кошке.
«Котёнок» Л.Н.Толстой
Карточка 3.
Пошли раз все … в школу. Филипп взял … и хотел тоже идти. Но … сказала ему: «Куда ты, … , собрался? – «В … ».- «Ты ещё … , не ходи», -и мать … его дома. Ребята … в школу. Отец ещё с утра … в лес, а мать … на подённую работу. Остались в избе … да бабушка на печке. Стало Филипку … одному, бабушка … , а он стал искать … .Своей не нашёл, взял … отцовскую и пошёл в… .
«Филипок» Л.Н.Толстой
Задание 2.
-Прочитайте выразительно отрывок из произведения по ролям, скажите название и автора.
Задание оценивается тремя баллами: правильность – 1балл, выразительность – 1балл, правильный ответ за пословицу.
1.Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец испросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?
2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?
2.Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?
2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?
3.Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.
1) К какому жанру относится это произведение? И почему ты так считаешь?
2) Какую пословицу можно применить к этой сказке? И что она означает?
3.Задание “Объясните значение выражений...”
- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?
- Кто помнит, как они называются?
- Проверим, кто самый внимательный. Я читаю строки из произведений, а вы находите устаревшее слово и постараетесь вспомнить, что оно обозначает.
Злой тоской удручена.(огорчена)
Заедает она пряником печатным. (пряник с отпечатанными рисунками)
Они играли подле амбара. (строение для хранения зерна, муки)
Старик ловил неводом рыбу. (большая сеть)
А если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?
Рефлексия. Итог.
Резерв. Защита своих рисунков
Задание 2.
1.Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет– что-то слаживает. Отец испросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
2.Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? –
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдёшь, поведут по неволе”.
3.Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой,
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.