СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для проведения обобщающего урока в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Односоставные предложения"»

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Цель: закрепить знания, умения и навыки по определению типов односоставных предложений.

Цель:

закрепить знания, умения и навыки по определению типов односоставных предложений.

Алгоритм определения типа односоставного предложения 1. Определите состав грамматической основы предложения Один состав: сказуемое ? Один состав: подлежащее  Два состава: подлежащее и сказуемое 2. Определите тип предложения  Односоставное с главным членом - сказуемым ? Двусоставное  предложение Односоставное с главным членом - подлежащим 3. Определите тип односоставного предложения  ? ? ? Неопределённо-личное Обобщённо- личное Определённо- личное Безличное Назывное

Алгоритм определения типа односоставного предложения

1. Определите состав грамматической основы предложения

Один состав:

сказуемое

?

Один состав: подлежащее

Два состава:

подлежащее и сказуемое

2. Определите тип предложения

Односоставное с главным членом - сказуемым

?

Двусоставное

предложение

Односоставное с главным членом - подлежащим

3. Определите тип односоставного предложения

?

?

?

Неопределённо-личное

Обобщённо-

личное

Определённо-

личное

Безличное

Назывное

Проверь себя! 1. Вот море, вот пермские дремучие места. 2.На пр … горке то сыро, то жарко. 3.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. 4.Глухая полночь. Всё молчит. 5.Смотри, как днём туманисто-бело; чуть брезж … т в небе месяц светозарный. 6.Чуть брезжило, фонарь, поставленный на землю, осв…щал тихо падавшие снежинки. 7.В кузнице молот стучит, мельницу выстроят скоро. 8.Ш … л ноч … ю снег, густой и белый, от снега в комнате светло. 9.Иду и радуюсь. Легко мне. Дождь прош … л. 10.Рожь, рожь… Дорога полевая ведёт неведомо куда.

Проверь себя!

1. Вот море, вот пермские дремучие места.

2.На пр … горке то сыро, то жарко.

3.Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.

4.Глухая полночь. Всё молчит.

5.Смотри, как днём туманисто-бело; чуть брезж … т в небе месяц светозарный.

6.Чуть брезжило, фонарь, поставленный на землю, осв…щал тихо падавшие снежинки.

7.В кузнице молот стучит, мельницу выстроят скоро.

8.Ш … л ноч … ю снег, густой и белый, от снега в комнате светло.

9.Иду и радуюсь. Легко мне. Дождь прош … л.

10.Рожь, рожь… Дорога полевая ведёт неведомо куда.

Проверь себя! 1. Назывное. 2. Безличное. 3. Определённо-личное. 4. Назывное. Двусоставное. 5. Сложноподчинённое: первая часть – определённо-личное; вторая часть – двусоставное. 6. Бессоюзное: первая часть – безличное; вторая часть – двусоставное. 7. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – неопределённо-личное. 8. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – безличное. 9. Определённо-личное. Безличное. Двусоставное. 10. Назывное. Назывное. Двусоставное.

Проверь себя!

1. Назывное.

2. Безличное.

3. Определённо-личное.

4. Назывное. Двусоставное.

5. Сложноподчинённое: первая часть – определённо-личное; вторая часть – двусоставное.

6. Бессоюзное: первая часть – безличное; вторая часть – двусоставное.

7. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – неопределённо-личное.

8. Бессоюзное: первая часть – двусоставное; вторая часть – безличное.

9. Определённо-личное. Безличное. Двусоставное.

10. Назывное. Назывное. Двусоставное.

Определите тип предложений Ночная тень над городом. Звёзды в вышине. - Назывное. - Назывное.

Определите тип предложений

Ночная тень над городом.

Звёзды в вышине.

- Назывное.

- Назывное.

Определите тип предложений. Не решишь ли эту задачу? Эту задачу не решишь. - Определённо-личное. - Обобщённо-личное.

Определите тип предложений.

Не решишь ли эту задачу?

Эту задачу не решишь.

- Определённо-личное.

- Обобщённо-личное.

Определите тип предложений. Сегодня у нас встречают почётных гостей. По платью встречают, по уму провожают. - Неопределённо-личное. - Обобщённо-личное.

Определите тип предложений.

Сегодня у нас встречают почётных гостей.

По платью встречают, по уму провожают.

- Неопределённо-личное.

- Обобщённо-личное.

Определите тип предложений. Не могу достать щура. Замечательная птица! - Безличное. - Неполное двусоставное.

Определите тип предложений.

Не могу достать щура.

Замечательная птица!

- Безличное.

- Неполное двусоставное.

Орфографическая работа. Объяснить пропущенные орфограммы. Синтаксический разбор выделенного предложения. Определите тип предложений.  Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. Купаться в этом месте опасно. - Безличное. - Полное двусоставное.

Орфографическая работа. Объяснить пропущенные орфограммы.

Синтаксический разбор выделенного предложения.

Определите тип предложений.

Грустно нам слушать осеннюю вьюгу.

Купаться в этом месте опасно.

- Безличное.

- Полное двусоставное.

Синонимические синтаксические варианты. Я читаю книгу с удовольствием. Читаю книгу с удовольствием. Книга! Её нельзя читать без удовольствия. Читая книгу, получаешь удовольствие. Книга читается с удовольствием. Книгу читают с удовольствием. Мне сегодня хорошо читается: книга интересная.

Синонимические синтаксические варианты.

  • Я читаю книгу с удовольствием.
  • Читаю книгу с удовольствием.
  • Книга! Её нельзя читать без удовольствия.
  • Читая книгу, получаешь удовольствие.
  • Книга читается с удовольствием.
  • Книгу читают с удовольствием.
  • Мне сегодня хорошо читается: книга интересная.
Задание. Составить синтаксические варианты. Погода, кажется начинает портиться. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. Эти строки я пишу в самолёте, который пролетает над Атлантическим океаном. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. Лирический герой не может быть не похож не поэта.

Задание. Составить синтаксические варианты.

  • Погода, кажется начинает портиться.
  • Мне хотелось бы провести выходной с друзьями.
  • Эти строки я пишу в самолёте, который пролетает над Атлантическим океаном.
  • Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться.
  • Лирический герой не может быть не похож не поэта.
Тестовые задания 1.Укажите односоставное предложение.  1) Грустно было уезжать с родной земли.  2) Была лунная морозная ночь.  3) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. 2. Укажите определённо-личное предложение.  1) Книга написана искренне и правдиво.  2) С особенным чувством вспоминаю первое  охотничье путешествие.  3) Голос слепого нищего был слаб и дрожал. 3. Укажите неопределённо-личное предложение.  1) В дверь сильно постучали.  2) И, действительно, в эту ночь выпал снег.  3) Двое пошли рубить кусты для шалаша.

Тестовые задания

1.Укажите односоставное предложение.

1) Грустно было уезжать с родной земли.

2) Была лунная морозная ночь.

3) Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

2. Укажите определённо-личное предложение.

1) Книга написана искренне и правдиво.

2) С особенным чувством вспоминаю первое

охотничье путешествие.

3) Голос слепого нищего был слаб и дрожал.

3. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) В дверь сильно постучали.

2) И, действительно, в эту ночь выпал снег.

3) Двое пошли рубить кусты для шалаша.

Тестовые задания. 4. Укажите обобщённо-личное предложение.  1) Без совести и при большом уме не проживёшь.  2) Нужно было подумать о ночлеге.  3) Яркое солнце струится в окошко. 5. Укажите безличное предложение.  1) Пахло холодом с востока.  2) Хочешь увидеть солнце – встань пораньше.  3) Струйки дыма вились в воздухе, полном влаги и  свежести моря. 6. Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении.  1) безличным глаголом.  2) безличной формой личного глагола.

Тестовые задания.

4. Укажите обобщённо-личное предложение.

1) Без совести и при большом уме не проживёшь.

2) Нужно было подумать о ночлеге.

3) Яркое солнце струится в окошко.

5. Укажите безличное предложение.

1) Пахло холодом с востока.

2) Хочешь увидеть солнце – встань пораньше.

3) Струйки дыма вились в воздухе, полном влаги и

свежести моря.

6. Определите, каким способом выражено сказуемое в безличном предложении.

1) безличным глаголом.

2) безличной формой личного глагола.

Итог урока Какие односоставные предложения вы знаете? Где чаще употребляются назывные предложения? Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными?

Итог урока

Какие односоставные предложения вы знаете?

Где чаще употребляются назывные предложения?

Чем отличаются неполные предложения от односоставных?

Могут ли быть односоставные предложения неполными?

   Домашнее задание Подобрать примеры сложных предложений (3-5), в состав которых входят односоставные, определить тип односоставных предложений.

Домашнее задание

Подобрать примеры сложных предложений (3-5), в состав которых входят односоставные, определить тип односоставных предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!