Учитель русского языка и литературы: Михайлова И. А..
На днях я заночевал на степном озере.
Брожу по набережной снова.
От воды потянуло прохладой.
Цели урока:
- Обучающая : систематизация и контроль знаний по теме «Односоставные предложения».
- Развивающая : развитие речи – обогащение словарного запаса.
- Воспитывающая : формирование глубокого уважения к языку, любви к природе и умение грамотно выражать свои мысли.
Определите тип односоставного предложения, если сказуемое – глагол выражено
1л., ед.ч
мн ч., прош вр
- мн ч., прош вр
- мн ч., прош вр
повелит. накл.
- повелит. накл.
- повелит. накл.
3л, мн ч, н вр.
3л, ед ч, н вр.
безличным глаголом
Неопр форм глагола
- Неопр форм глагола
- Неопр форм глагола
1 лицо ед. число – определенно-личное
Прош. времени – неопред.- личное
Повелит. накл. – определенно-личное
3 лица, мн. числа, наст. времени – неопр.-личное
3 лица, ед. числа, наст. времени – безличное
Безличным глаголом – безличное
Неопр. форма глагола - безличное
Найдите определенно – личное предложение
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Проверка задания:
А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
Б) Волка яблоками не закидаешь.
В) По ниве прохожу я узкою межой.
Г) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю.
Найдите неопределенно- личные предложения
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
Проверка задания:
А) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
Б) Ради розы терпят и шипы.
В) Нигде жилья не видно на просторе.
Г) Со скрипом опустили трап.
Д) Еду - еду в чистом поле.
Найдите безличное предложение .
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
Проверка задания:
А) Ведут ко мне коня.
Б) Не спится, няня.
В) Люблю тебя, моя Россия, за ясный взгляд твоих очей.
Г) Кому-то принесли от мастера ларец
Определить тип односоставных предложений, выделить грамматическую основу.
Брожу по набережной снова. Изба лесничего. Медвежье царство. Дорогу замело. Зарево заката. Забыли о свете вечерних окон. Слышится вдалеке лай собаки.
Проверка задания:
Брожу по набережной снова. (односост., опр-л).
Изба лесничего. Медвежье царство (односост., назывн.).
Дорогу замело. (односост. безл).
Зарево заката. (однос., назыв.).
Забыли о свете вечерних окон. ( одност., неопр-л).
Слышится вдалеке лай собаки. (двусост ).
Диктант «Проверь себя».
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими снегами раскинулось синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают только по утрам. И особенно хороши они сегодня. Свежий снег, краски зеленого бора, первые лучи солнца. В колеях санного следа четким полукругом прочерчено от дороги к дому, тень совершенно синяя. На вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет.
Игорь Эммануилович Грабарь
Сентябрьский снег
Февральская лазурь
музыка
Домашнее задание .
Повторить контрольные вопросы на странице 101, приготовиться к взаимоопросу и подготовить практическое задание из 6 односоставных предложений разного вида.