СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен веществ. Питание.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает задания по расчётам норм питания, может использоваться на двух занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Обмен веществ. Питание.»

Класс: 8 Тема урока: Обмен веществ.

Цель

Формирование представлений о режиме питания, о необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам, о необходимости сбалансированности питания по составу белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.

Задачи


сформировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи, познакомить с основными правилами составления пищевых рационов;

Воспитательная:  разъяснить роль питания в поддержании здоровья;

Развивающая:  научиться анализировать соответствие калорийности пищи энергетическим затратам человека

Планируемые образовательные результаты

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Обучающиеся научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания.

Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Обучающиеся сформируют представление о значимости сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни.


Технология проведения

Ход занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников


1.Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин)


Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорок:

– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. 

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? 

(Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)





(При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

2. Формулирование темы урока, постановка цели.


Ребята, вы уже знаете, что с пищей вы получаете энергию.

Сформулируйте цель нашего занятия.


Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему и цель урока.

  1. Изучение нового

(20 минут)

Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада. Просмотр анимации

Просмотр анимации


Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.

Записывают определение, составляют схему.



Этапы обмена веществ

Название этапа

Какие процессы происходят

Место протекания процессов

Подготовительный 

Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам.

Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы.

Основной

Процессы пластического и энергетического обмена.

Клетки организма.

Заключительный

Удаление продуктов распада.

Дыхательная, кровеносная и выделительная  системы.


Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы


Бытует поговорка: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать человек. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Для взрослых людей питание должно быть трехразовым. Обязательно завтракать, т.к. впереди целый рабочий день. На ночь - легкое питание. Организм отдыхает.


Для детей и подростков питание должно быть четырехразовым.

Режим питания.

Завтрак – 30% суточного рациона

Обед – 40%

Полдник – 10%

Ужин – 20%

Какое количество ккал подросток должен потреблять на завтрак, обед, полдник и ужин.

Запись в тетрадь.



Завтрак

782 ккал

Обед

1043 ккал

Полдник

261 ккал

Ужин

522 ккал





Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять практическую работу по составлению пищевого рациона.


Закрепление изученного материала

(10 минут)

Задача: Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му тен­ни­су, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сбо­рах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и ве­че­ром), ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми по­дру­га­ми. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го пи­та­ния. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тре­ни­ров­ки.
При вы­бо­ре учти­те, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным на­пол­ни­те­лем, а также слад­кий на­пи­ток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка.
В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тре­ни­ров­ки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.

(таблицы прилагаются)


Решение задачи на

подсчет энерготрат, составление меню с учетом (минимального или максимального) содержания углеводов(жиров или белков).



Рефлексия.

(5 минут)

Было ли вам интересно?

Я сегодня узнал, что…

Для меня важным на уроке было то, что…


Задача: Ольга, ма­стер спор­та по боль­шо­му тен­ни­су, на­хо­дит­ся на тре­ни­ро­воч­ных сбо­рах, где каж­дый день в те­че­ние четырёх часов (утром и ве­че­ром), ак­тив­но тре­ни­ру­ет­ся со сво­и­ми по­дру­га­ми. В сво­бод­ное время между двумя тре­ни­ров­ка­ми де­вуш­ки ре­ши­ли по­обе­дать в ре­сто­ра­не быст­ро­го пи­та­ния. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ольге оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти и со­от­но­ше­нию бел­ков меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­питков для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать свои энер­го­за­тра­ты утрен­ней двух­ча­со­вой тре­ни­ров­ки.
При вы­бо­ре учти­те, что Ольга любит слад­кое и обя­за­тель­но за­ка­жет мо­ро­же­ное с шо­ко­лад­ным на­пол­ни­те­лем, а также слад­кий на­пи­ток. Од­на­ко тре­нер про­сил Ольгу по­треб­лять блюда с наи­боль­шим со­дер­жа­ни­ем белка.
В от­ве­те ука­жи­те энер­го­за­тра­ты утрен­ней тре­ни­ров­ки, ре­ко­мен­ду­е­мые блюда, ка­ло­рий­ность обеда и ко­ли­че­ство бел­ков в нём.



Дано:

Ольга- 2 ч. Игра в большой теннис

Ольга закажет:

Мороженное с шоколадным наполнителем

Сладкий напиток

Блюда с максимальным

содержанием белка




Решение:

1. Время в минутах: 2ч × 60мин = 120мин

2. Энерготраты (табл 2) при игре в большой тенис: 120мин *7,5 ккал = 900 ккал

3. Составление меню (табл 1)

Блюда и напитки

Калорийность (ккал)

Количество белка

Мороженное с шоколадным наполнителем

325

6

Апельсиновый сок


225

2

Омлет с ветчиной

350

21

Итого

900 ккал

29 г



Энерготраты-?

Меню заказанных блюд-?

Калорийность обеда-?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!