Цель | Формирование представлений о режиме питания, о необходимости соответствия калорийности пищи энергетическим затратам, о необходимости сбалансированности питания по составу белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. |
Задачи | сформировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи, познакомить с основными правилами составления пищевых рационов; Воспитательная: разъяснить роль питания в поддержании здоровья; Развивающая: научиться анализировать соответствие калорийности пищи энергетическим затратам человека |
Планируемые образовательные результаты | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Обучающиеся научатся: составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать общий и основной обмен, нормы питания. | Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач. Концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. | Обучающиеся сформируют представление о значимости сохранения здоровья, бережном к нему отношении, значимости режима питания и здорового образа жизни. |
Технология проведения | Ход занятия |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин) | Русский народ всегда отличался мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких фразах – пословицах и поговорках. Объяснить смысл поговорок: – “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. – “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек не работал, а только поел – стало теплее.) Почему? | (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.) (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.) |
2. Формулирование темы урока, постановка цели. | Ребята, вы уже знаете, что с пищей вы получаете энергию. Сформулируйте цель нашего занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему и цель урока. |
Изучение нового (20 минут) | Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада. Просмотр анимации | Просмотр анимации |
| Обмен веществ и энергии – совокупность протекающих в живых организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм. | Записывают определение, составляют схему. |
|
| Этапы обмена веществ Название этапа | Какие процессы происходят | Место протекания процессов | Подготовительный | Переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам. | Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы. | Основной | Процессы пластического и энергетического обмена. | Клетки организма. | Заключительный | Удаление продуктов распада. | Дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | | Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы |
| Бытует поговорка: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Она подходит к общим правилам питания, которые должен знать человек. Как вы понимаете смысл этой пословицы? | Для взрослых людей питание должно быть трехразовым. Обязательно завтракать, т.к. впереди целый рабочий день. На ночь - легкое питание. Организм отдыхает. |
| Для детей и подростков питание должно быть четырехразовым. Режим питания. Завтрак – 30% суточного рациона Обед – 40% Полдник – 10% Ужин – 20% Какое количество ккал подросток должен потреблять на завтрак, обед, полдник и ужин. | Запись в тетрадь. Завтрак | 782 ккал | Обед | 1043 ккал | Полдник | 261 ккал | Ужин | 522 ккал | | | |
| Итак, вы убедились, что между энерготратами организма и калорийностью пищи должно быть определенное соответствие (баланс), который учитывается при составлении пищевых рационов. Сейчас вы будете выполнять практическую работу по составлению пищевого рациона. | |
Закрепление изученного материала (10 минут) | Задача: Ольга, мастер спорта по большому теннису, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение четырёх часов (утром и вечером), активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушки решили пообедать в ресторане быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Ольге оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать свои энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. При выборе учтите, что Ольга любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Ольгу потреблять блюда с наибольшим содержанием белка. В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём. (таблицы прилагаются) | Решение задачи на подсчет энерготрат, составление меню с учетом (минимального или максимального) содержания углеводов(жиров или белков). |
Рефлексия. (5 минут) | Было ли вам интересно? Я сегодня узнал, что… Для меня важным на уроке было то, что… | |