СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объект и предмет изучения социальной педагогики, ее основные функции

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная педагогика(СП)- это отдельная отрасль педагогики, которая исследует воздействие социальной среды на формирование, и конечно же, воспитание личности. Возникает вопрос что же это на самом деле? Ученые на этот вопрос отвечают по-разному. Существует три основные точки зрения, а именно: 1-ая т.з.: СП- это междисциплинарная область человеческого знания, науки. Междисциплинарные науки-это научное сотрудничество специалистов разных научных дисциплин, но с общей научной целью. Что по факту, отрицает соц. пед. как самостоятельную науку. Самостоятельная наука должна иметь личные теоретические основы. В данном случае представлены самые разные объекты действительности, такие как: обучение, воспитание, социум, социализация и так далее; 2-ая т.з: СП- это прикладная дисциплина. Прикладная дисциплина- это область социальной практики, работы, знания, которые заимствовались из других наук, например, психологии, социологии, медицины. Любая прикладная дисциплина строится на теории, которая состоит из надежных и экономичных элементов конструкций; 3-я т.з: СП- это самостоятельная дисциплина; Которая и есть средство соц.пед. образования, имеющее свой объект и предмет изучения. Я, склоняюсь именно к этой точке зрения.  

Просмотр содержимого документа
«Объект и предмет изучения социальной педагогики, ее основные функции»




Российский государственный социальный университет


Факультет дистанционного обучения



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

по дисциплине «Теория и история социальной педагогики»


Реферат


«Объект и предмет изучения социальной педагогики, ее основные функции»






ФИО студента

Ширинова А.А.

Направление подготовки

ДО-ПЕД-Б-01-З-2016-А

Группа

П31






















Москва 2017

Содержание
  1. Введение…………………………………………………..…….……3
  2. Основная часть…………………………………………..…….……4
    1. Задачи социальной педагогики…………………………….…….4
    2. Объект и предмет социальной педагогики……………….……8
    3. Основные функции социальной педагогики……...…………..10
  3. Заключение…………………………………………………………11
  4. Список реферируемой литературы………………….…………..13
Введение
Социальная педагогика(СП)- это отдельная отрасль педагогики, которая исследует воздействие социальной среды на формирование, и конечно же, воспитание личности. Возникает вопрос что же это на самом деле?
Ученые на этот вопрос отвечают по-разному. Существует три основные точки зрения, а именно:
1-ая т.з.:
СП- это междисциплинарная область человеческого знания, науки. Междисциплинарные науки-это научное сотрудничество специалистов разных научных дисциплин, но с общей научной целью. Что по факту, отрицает соц. пед. как самостоятельную науку. Самостоятельная наука должна иметь личные теоретические основы. В данном случае представлены самые разные объекты действительности, такие как: обучение, воспитание, социум, социализация и так далее;
2-ая т.з:
СП- это прикладная дисциплина. Прикладная дисциплина- это область социальной практики, работы, знания, которые заимствовались из других наук, например, психологии, социологии, медицины. Любая прикладная дисциплина строится на теории, которая состоит из надежных и экономичных элементов конструкций;
3-я т.з:
СП- это самостоятельная дисциплина; Которая и есть средство соц.пед. образования, имеющее свой объект и предмет изучения. Я, склоняюсь именно к этой точке зрения.







2. Основная часть 2.1 Задачи СП: Социальная педагогика – это наука, изучающая закономерности и перспективы развития социально-педагогического процесса (обучения, воспитания и развития) во время сложившихся ситуаций на протяжении всей жизни человека. Я педагог начальных классов. По моему мнению, учитель - больше, чем носитель предмета. Ведь никто не поспорит, что дети проводят значительную часть своего дня в школе, а дома анализирует все происходящее за день в школе. Учитель не только каждый день дает знания, но и ведет воспитательную и социальную работу. Следовательно, именно учитель несет большую ответственность, за ребенка, за его знания, настроение, переживания, психологическое и физическое состояние, за его общение со сверстниками, разрешение конфликтов и споров и тд. Большинство конфликтов и проблем в школе имеют социальное происхождение. И именно СП может помочь справится учителю и детям с данными проблемами. Если учитель не может проблему решить сам, то ему на помощь придет социальный педагог или психолог, который должен быть в каждой школе. В моей школе их четыре. Я наблюдала за их работой. Хочу сказать работа не из легких. Мне рассказывали многие истории. С одной из них поделюсь с вами. У нас в начальной школе есть один ребенок, который является копией своих родителей. Ребенок стоит на учете, находясь в четвертом классе. Он постоянно затевает драки, которые доходили до кровопролития, ворует в столовой, матерится и хамит педагогам и тд. А главное ему никогда не бывает стыдно. Некоторые дети из моего класса жаловались на него. Говоря, что он им угрожает без какой-либо причины, обещает подкараулить после школы и избить. Но мои ребята умеют давать отпор словесно, без рукоприкладствия, после чего этот мальчик уходит ни с чем. К моему сожалению, мне так и не удалось поймать его с поличным. А как говорится, не пойман, не вор. Совсем недавно, я узнала, от куда растут ноги. Оказывается, его отец не так давно сидел в тюрьме, по какой причине мне не известно. И отец полностью во всем поддерживает своего сына, считая его поступки защитной реакцией на окружающих людей. Отец сам учит ребенка драться, говоря, что словами никто не понимает. Цитата «Если человек не понял с первого раза, не остается другого выбора, кроме как дать хорошую взбучку». И вот социальный педагог вынужден был проведать семью ребенка (заглянуть в гости). Первый раз, она так боялась идти в чужой дом. В квартиру долго не впускали, не хотели идти на контакт. Когда педагогу все-таки удалось зайти в квартиру, перед ней раскрылась та картина, которую она не ожидала увидеть. Квартира с хорошим ремонтом, все убрано, на своих местах. Мать сидит на кухне, зажавшись в угол, смотря постоянно в пол. Посередине комнаты стоит большого телосложения отец в тельняшке, с расстёгнутым ремнем на джинсах, за его спиной прячется ребенок. Отец разговаривал нецензурной речью с повышенным тоном. Социальный педагог долго пыталась объяснить, что она пришла с миром, просто задать некоторые вопросы. Она подбирала каждое слово. Отец считает, что он правильно воспитывает своего ребенка, в нашем мире, надо уметь постоять за себя. Цитата «Если не ты, то тебя». По словам отца, на ребенка никто дома не поднимает руку, жить есть на что, никаких претензий не должно быть. А то что сын «проказничает», так это потому что он ребенок. Он тем самым проявляет к себе внимание. Не надо его провоцировать, он тогда никого не тронет. Поняв мировоззрение отца, педагог уходила из квартиры, с дрожащими руками. Спустя некоторое время удалось поговорить с мамой ребенка, которая редко шла на контакт, под запретом мужа. Муж считал, что улаживать все проблемы должен он в семье. Мать во всем поддерживает и защищает своего мужа. Говорит, что он старается сделать из ребенка настоящего мужчину, дабы не совершать таких ошибок, который совершал он. Ребенок стал очень похож на своего отца, и мать ничего не может с этим поделать. В разговоре, она проболталась, что часто боится мужа, боится за себя и за сына. Особенно, когда выпьет, он перестает совсем себя контролировать. Одним словом, эта история и семья, наводит ужас и дрожь по спине. Чем закончится эта история, покажет время, будем надеяться на лучшее. Послушав эту историю, я поняла, какая тяжелая задача лежит на хрупких плечах социального педагога. Как помогают знания СП, для разрешения всех сложившихся конфликтов и проблем. Как надо тонко вести беседу с лицами риска. Мало того, что данная работа может угрожать жизни человека, так и самое страшное, зная все происходящее, ты не можешь ничего сделать, никак помочь. Потому что люди отказываются идти на контакт. Как сложно находить компромиссы в конфликтной ситуации, когда человеку кажется, что на него нападают, и он вынужден защищаться, давая такие эмоциональные всплески. Что изучает социальная педагогика, спросите вы- обучения, воспитания и развития человека на всех этапах его жизнедеятельности. Следовательно, обычный процесс обучения является, по сути, социально-педагогическим. Задачи социальной педагогики: 1. Создание условий для благоприятного процесса социализации человека в соответствии возможностей индивида и социума; 2. Изучение методов и форм реализации во всех этапах в процессе социализации человека; 3. Исправление методов и форм развития педагогического потенциала социума с целью совершенствования его возможностей; 4. Раскрытие многообразия видов и условий реализации человеческой деятельности; 5. Создание благоприятных условий для социализации человека и конкурентоспособности в обществе; 6. Реализация и установление связей с другими областями знания научного потенциала в различных сферах жизни человека; К задачам можно отнести решение проблем, помощь учителям, детям, родителям, лицам риска, разрешение проблем социализации человека. 2.2 Объект и предмет социальной педагогики Зачастую мы путаем объект с предметом, допуская при этом глупые ошибки. Сейчас попробуем в этом разобраться. Объектом - это образование человека в процессе его взаимодействий и социализации в социуме. Средством СП и образования детей и взрослых является объект. В последнее время ученые стали еще больше ценить образование, понимая его как целенаправленный педагогический процесс воспитания и обучения в интересах общества. Великий ученый - практик А. С. Макаренко говорил о специфике объекта педагогической науки, что многие незнающие люди считают объектом педагогического исследования человека, который попал в проблему, но это неверно. Объектом исследования является «педагогический факт (другими словами явление)». Но это не означает, что человек не играет никакой роли, напротив, он занимает большую роль. В социальной педагогике изучается развитие и формирование его личности. Люди и организации, которые ведут работу и управляют ею называются субъектами СП. А объект СП- это система педагогических явлений, связанных с его развитием, действительность, которая обусловливает развитие человеческой индивидуальности в течении целенаправленной деятельности общества. Предметом СП может быть обучение, воспитание, развитие, другими словами социально-педагогический процесс. То есть, результат взаимодействия социума и человека отражает его в определенных условиях социализации личности человека. Например, социолог выявляет готовность системы образования по адаптации людей к социальной среде, научно-техническому прогрессу и преобразованиям. Философ выявляет цель и предназначение обучения и воспитания. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Социальный педагог изучает педагогические возможности социума в развитии личности и ищет пути качественного изменения самой личности и восстановления социума на более хорошем уровне его потенциала. Итак, социальная педагогика может встречаться где угодно. Например, в образовательных учреждениях, где даются не только знания, но и культурно-воспитательный навык и умение, в работе философа, экономиста, политолога, да и просто в любой семье. СП помогает решать проблемы социализации личности. 2.3 Функции социальной педагогики Если рассмотреть личность человека в определённом общении и развитии деятельности в социальной ситуации, то можно выделить СП как область и взаимоотношение знания педагога. В социальной педагогике есть несколько функций: теоретическая и технологическая функции. Рассмотрим каждую подробнее. Теоретическая функция делится на 3 уровня: 1. описательный, или объяснительный, – раскрытие и показ путей использования опыта; 2. диагностический – изучение педагогических возможностей личности и социума, разрешение конфликтных и проблем; 3. прогностический- исследования, которые содержат эксперимент. На прогностическом уровне создаются теории обучения, воспитания и развития, которые опережают практику. Технологическая функция также делится на 3 уровня: 1) проективный, связанный с разработкой методических материалов, воплощающих в себе теоретических точек зрения, которые определяют "нормативный, или регулятивный" план социально-педагогической деятельности, ее содержание и характер. Например, учебных планов, программ, учебников, пособий, методик, техник, педагогических рекомендаций; 2) преобразовательный, который показывает достижение социальной педагогики в жизнедеятельности личности для ее совершенствования и саморазвития; 3) корректировочный, который оценивает влияния и коррекцию результатов научных исследований на практику обучения и воспитания во взаимодействии научной теории и практической деятельности. 3. Заключение Для меня, как для учителя, очень важна социальная педагогика. Я преподаю в 3 классе. В моем классе есть два ребенка, для которых требуются знания социальной педагогики и помощь соц. психолога. Один мальчик, который постоянно пропускает учебу, прикрываясь своим здоровьем. За этот год у учащегося несколько двоек в четвертях. На уроках не активен, отвечает только на элементарные вопросы. Дает ответы только на литературе и на окружающем мире, а на главных предметах (русский язык и математика) не может ответить на вопросы из программы первого класса. Большие проблемы с почерком, чтением и речью. Но есть и хорошие стороны. Несмотря на его маленькую худую комплекцию тела, учащийся отжимается и подтягивается лучше всех в классе, любит играть в хоккей. Несмотря на очень расслабленный иммунитет, постоянные проблемы со здоровьем, мальчик в хорошей физической силе. Его родители стоят на учете, в связи с самой распространенной болезнью-алкоголизмом. Сыном никто не занимается, он сам по себе. Много раз проводились работы и беседы с родителями ребенка. По поводу алкоголя "кормят" обещаниями, что бросят, а по поводу успеваемости сына отвечают, что сами не понимают программу 3 класса, поэтому не могут донести до своего малыша пройденный материал. Месяц назад я вместе с социальным работником школы ходили к ребенку домой, смотрели как живет, проводили воспитательные работы с родителями. Родители не работают, живет за счет сдачи двух квартир на протяжении многих лет. Отец говорит, что с учета они слезать не хотят, их все устраивает: малыша бесплатно кормят, возят на бесплатные лагеря, дают билеты на новогодние елки и тд. Но при этом соглашались, с каждым словом, сказанным мной и соц. педагогом, с интересом слушали рекомендации. Удалось поговорить с соседями семьи. Где выяснилось, что семья часто зовет к себе в квартиру нехороших людей (алкашей, скинхедов, наркоманов), после чего устраивают шумные пьянки. И из-за этого хотят написать коллективную жалобу. Буквально на 2 недели подействовали разговоры и психологическое давление, сейчас все по-прежнему. В данный момент стоит вопрос о лишении родительских прав. Еще в моем классе есть девочка. Девочка с особенностями, с большими проблемами в социуме. Ребенок очень эмоционально реагирует на все происходящее вокруг. Она начала разговаривать только с пяти лет, в связи с тем начала впитывать все как губка. Девочка владеет знаниями несколько языков, занимается пением, быстро учит стихотворение и рассказывает их так, как никто никогда не расскажет из ее одноклассников. И так как она с задержкой начала познавать весь мир, контролировать эмоции она не может. Следовательно, это выливается все в постоянные истерики, скандалы, неконтролируемую агрессию, что отталкивает окружающих от себя. С моей стороны проводились многочисленные беседы с ребенком, с одноклассниками и конечно же с родителями. Даны были рекомендации. Проводились классные часы, внеурочные занятия, тренинги, эксперименты. Результаты есть, не такие идеальные, которые бы хотелось, но все же есть заметные изменения. Истерики сократились, девочка научилась признавать и отвечать за свои поступки, различать плохое от хорошего, быть самостоятельной, радоваться за чужие победы, а не только за свои. С каждым днем мы стараемся делать маленький шаг вперед, преодолевать препятствия, стоящие на пути. В данный момент ведется работы с социальным психологом. СП поможет педагогу сформировать способности и умения принимать в практике наиболее эффективные, целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив. Так же СП помогает формированию личности человека, осуществлению защиты и повышения качества жизни человека. Итак, объект СП- это система педагогических явлений, связанных с его развитием. Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации. Предметом социальной педагогики может быть социальное обучение, воспитание, развитие, другими словами социально-педагогический процесс. В СП выделяют теоретическую и технологическую функции. СП- как отрасль знания, включает себя философию социального воспитания, методологические и мировоззренческие вопросы человека. Социальное воспитание исследуется в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала. СП дает помощь тем субъектам (людям), которые нуждаются в индивидуальной педагогической помощи, являются жертвами неблагоприятных условий социализации.







    1. Список реферируемой литературы

Основная литература

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева . - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

  2. 2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

  3. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c.

Дополнительная литература

1. http://www.studfiles.ru/preview/5840883/page:84/

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!