Просмотр содержимого документа
«О роли взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе»
Роль взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе
Семья – часть общественной системы, один из шедевров социума. Школа – учебно-воспитательное учреждение, социальный институт, задачей которого является образовательная подготовка подрастающего поколения. Ребёнок – величайшая ценность, к которой имеет возможность прикасаться и то и другое образование.
Семья и школа, находясь в постоянном взаимодействии, ищут пути, методы и формы работы, которые объединили бы их старания и принесли максимальную пользу растущему человеку.
По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Семья является посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.
У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка и расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребёнком и обществом.
Общая цель семьи и школы – воспитать у детей меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из важнейших линий развития и успешного функционирования школы является серьёзное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка. Задача школы – сделать семью помощником и другом как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонения от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации. Воспитание детей в школе должно продолжать родительское воспитание, что возможно в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей (конференции, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания, тренинги), вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и мероприятия, помощь в организации проведении внеклассных дел) и участие в управлении в школе (участие родителей в работе совета школы, участие родителей в работе родительского комитета и комитета общественного контроля, участие в работе общественного совета содействия семье и школе).
Нельзя умалить значимость какого-то из направлений, организующих деятельность школы и семьи, но особенно хочется подчеркнуть роль совместной работы, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс при проведении дней творчества. Результаты этой работы действительно очевидны и неоспоримы. Ведь на самом деле, начиная выстраивать отношения с классным коллективом, родительской общественностью достаточно разумным представляется совершение первого шага со стороны учителя. Недаром же Крошка Енот поёт в своей песенке: «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз ещё вернётся!» Слова из песни этого милого мультипликационного героя постепенно при систематической организации совместной работы, станут одним из принципов жизни каждого из участников взаимодействия.
Поделись, покажи… и всё к тебе пусть не сразу, не массово, но обязательно вернётся, так как такая работа заряжает сердце добром, а ум идеями, вызывает ответную цепную реакцию.
Дни творчества позволяют учителю без болезненного вмешательства в мир семьи достаточно тактично обратить внимание родителей на отдельные стороны воспитания, а ребёнку, если не избавиться от каких-то ложных ценностей, то хотя бы задуматься о формировании внутреннего мира.