СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О методике решении задач с помощью геометрических преобразований

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучении геометрии важное место отводится к формированию пространственных представлений учащихся, поэтому решение  геометрических задач, особенно решение задач на построение. Методы решения таких задач разнообразны, одним из эффективных способов решения задач на построение являются методы, использующие   геометрических преобразований. В этой статье рассматривается две таких методов: метод симметрии и метод параллельного переноса.

Просмотр содержимого документа
«О методике решении задач с помощью геометрических преобразований»


О МЕТОДИКЕ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Останов К.

1. Метод симметрии. Требуемая для построения фигура может иметь симметрические точки относительно прямой или точки. А этом случае необходимо выполнить симметрическое преобразование относительно прямой или точки[1].

Пример 1. Пусть нам дан угол АВС и внутри точка О. Требуется провести прямую делящий в точке О отрезок его между сторонами данного угла.

Решение. Анализ. Предположим, что задача решена и MN-искомая прямая (рис.1).






Рис.1

Принимаем точку О как центр симметрии. Тогда точки М и N будет симметричным относительно точки О. Пусть прямая АВ симметрично прямой АВ относительно точки О. Так как точка М является точкой, симетричной, точке N принадлежащей прямой АВ то прямая АВ должна проходит через точку М. Таким образом, точка М должна быть точкой пересечения прямых ВС и АВ.

Построение.1) Построим прямую АВ симметричной прямой АВ, относительно точки О (для этого найдем точку А симметричной точке А и точку В симметричной точке В относительно точки О); 2) Найдем точку М пересечения прямых ВС и АВ и ее соединим с точкой О. Тогда прямая MN будет искомым прямым. Доказательство вытекает из анализа и построения и поэтому его не приводим.

Исследование. Из анализа и построения видно, что задача всегда имеет только одно решение.

2. Метод параллельного переноса. При параллельном переносе некоторые отдельные части искомой фигуры параллельно переносится с целью для получения новой фигуры, допустимой к построению[2].

Пример 2. Построить трапецию по его основаниям и диагоналям.

Решение. Анализ. Допустим, что задача решена и построена трапеция АBCD. Диагональ BD так параллельно переносим, его вершина В совпала с вершиной С. Теперь у треугольника АСD все стороны известны: две из них являются диагоналями трапеции, третья сторона – сумма его оснований. Отсюда вытекает следующий алгоритм построения.

Построение. 1) По условиям задачи сначала построим треугольник

ACD1;2) Построим точку D (AD- известная сторона трапеции); 3). Через точку С проведем прямую, параллельной прямой СD1. Они пересекаются в точке В. Построенная трапеция АВСD имеет данные основания и диагонали. Доказательство вытекает из анализа и построения.

Исследование. Задача имеет решение только при возможности построения треугольника АСD1. Это возможно только, в том случае когда выполняются условия d1-d21+d2, здесь a, b- основания трапеции, d1 и d2 – диагонали трапеции. Тогда AD1 =a+b, AC=d1 , CD1=d2. Условие вытекает из неравенства треугольника.

Список литературы / References


1. Заславский А.А. Геометрические преобразования.—М.:МЦНМО, 2004. - 86 с. 2-е изд., стереотипное.

2. Понарин Я. П. Элементарная геометрия: В 2 т., Т. 1: Планиметрия, преобразования плоскости. - М.: МЦНМО, 2004.- 312 с.: ил.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!