СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О ЛОГИЧЕСКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

О ЛОГИЧЕСКОМ СТРУКТУРИРОВАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В настоящее время всё более активно изучаются возможности и эффективность применениясистемного подхода в учебном процессе, в частности делаются попытки рассмотрения с позиции системного подхода содержания учебного материала. Выдвигаемые при этом разными исследователями требования к этому содержанию и способам его организации для изучения исходят из разных дидактических задач. Например: с позиции организации ориентировки в профилирующем предмете как системе, распределения учебного времени, видов действий и операций с разными частями материала при его усвоении, анализа логической структуры учебного материала как коммуникативной системы, представления в учебном материале структуры теории: понятий, фактов, законов – как способа формирования системных знаний. Системный подход – это качественный более высокий, нежели просто предметный, способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному и т. д. При любом системном исследовании приходится оперировать понятием «система». В самом смысле подсистемой понимается любая совокупность, состоящая из взаимосвязанных элементов и обладающая новыми интегративными свойствами, отличными от свойств составляющих элементов. Понятие «система» тесно связано с понятием целостности, поэтому как философская категория система представляет собой целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, которые не содержатся в образующих её элементах, а внутренние связи между элементами преобладают над внешними воздействиями на них. Для любой системы характерна взаимосвязь и взаимообусловленность как черты целостности. Но целостность системы подразумевает не только некоторую её устойчивость и обособление от окружающих систем, но и иерархию, означающую, что каждый элемент системы может быть в свою очередь рассмотрен как система, а исследуемая система может быть элементом более широкой или высокой по степени организованности системы. Физика занимает одно из центральных мест в системе научных знаний об окружающей действительности. Структурирование содержания дисциплины «физика» как учебного предмета зависит от объёма, определяемого учебными часами, отводимыми на его изучение. Чтобы сохранить системность и целостность изложения физики при уменьшении количества часов, автор использует логическое структурирование учебного материала. Структурирование производится в виде таблиц и графовых схем. Основательное исследование, в котором была сделана попытка решить исключительно важную и сложную проблему логической структуры учебного материала, провёл А. М. Сохор [1]. Логическая структура учебного материала трактуется им как структурная система внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в него. С точки зрения психологии мыслить – значит оперировать понятиями, а овладение понятиями означает владение всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, к которым эти понятия относятся. Решение любой познавательной задачи связано с ориентировкой в структурной системе знаний ученика, выделением необходимых элементов знания и связей между ними. Современный курс физики – это весьма сложная и достаточно хорошо согласованная система понятий, законов, выводов, технических приложений, исторических справок и т.д. Основой содержания и структуры курса физики являются физические теории, т.е. те самые структурные единицы науки, которые должны быть сформированы в сознании учащихся как целостные объекты. Автором уже давно проводится работа по логическому структурированию учебного материала по физике. При этом уделяется внимание, полноте и целостности, лаконичности и наглядности структур. При изучении механики используются логические структуры механики [2], (см. 1.2 – 1.7). Разрабатываются и используются структуры для решения задач по физике [3]. При формировании понятия «электрический ток» используется структура «Электрический ток в различных средах» [4]. В электродинамике разработана структура «Явление электромагнитной индукции и его частные случаи», которая активно используется на практических занятиях Как показывает практика, использование логических структур повышает эффективность проводимых занятий. Некоторые структуры приведены ниже.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!