СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« О доблестях, о подвигах, о славе» Былины «Добрыня и Змей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока. Тема:« О доблестях, о подвигах, о славе» Былины «Добрыня и Змей»

Просмотр содержимого документа
«« О доблестях, о подвигах, о славе» Былины «Добрыня и Змей»»

Технологическая карта у рока по литературе,

проведенного в СОШ №7


Дата: 19.10.2016

ОУ: СОШ №7

Класс:

УМК: Гармония

Тема: « О доблестях, о подвигах, о славе» Былины «Добрыня и Змей»

Тип урока: Урок освоение новых знаний и способов действий.

Цель: Формирование читательской компетенции в процессе анализа былины «Добрыня и Змей»

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить детей с былинным сказом, понятием «былина»;

  2. Развивающие: развивать речь учащихся, формировать умение выразительно читать былины; умение отвечать на поставленные вопросы, анализировать литературное произведение; способствовать обогащению детской речи, расширению кругозора учащихся;

  3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества( патриотизм, желание защищать слабых (былинных героев.)

Планируемый результат: Дети ознакомлены с былинным сказом, понятием « былина», проявили умения в качествах чтения

( правильность, беглость, выразительность); ученики проявили умения отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение, коммуникативно-речевые умения, мышление, память, продемонстрировали интерес к произведению, нравственные качества патриотизм, желание защищать слабых, эмоционально-личностное отношение к предмету.

Оснащение: Учебник, проектор, презентация к уроку.








Ход урока

Этапы урока, формируемые УУД.

Содержание деятельности.

Содержание деятельности обучающихся.

Мотивационный этап.

1. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2. Личностные УУД: действие смыслообразования

3. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками

-Доброе утро, дети! Меня зовут Елизавета Александровна, и сегодняшний урок литературы проведу я.


- Сегодня наш урок литературного чтения я хотела бы начать словами гениального русского поэта А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое нашей многострадальной и героической Отчизны, в X – XI в.в. нашей эры.

( 1 слайд)

- Эта лента вам уже знакома. Как она называется? Проследите по ней путь нашего путешествия. Итак, мы начинаем.





- На высоких холмах стоял Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи.… Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

-За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей .

-Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. (2 слайд)

-Приветствие учителя.











-











-Лента времени.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявления проблемы:

  1. Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

  2. Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

- О подвигах богатырей русских мы и начнем сегодня наш разговор. И откроем новый раздел учебника «Литературное чтение», который так и называется?

«О доблестях, о подвигах, о славе…»


- Кого русский народ называл богатырями?

- Каких богатырей из истории государства Российского вы знаете?

(3,4,5,6,7 слайд)

- Что мы сегодня будем читать?

-А вы знаете что такое «Былина»

- Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором. Сопровождала пение игра на струнном музыкальном инструменте – гуслях.

(8 слайд)

- Как вы думаете, как произошло слово «былина»?



-Слово «былина» происходит от слова «быль», т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, что происходило на самом деле.

(9 слайд)



- Как вы думаете, можно ли считать былины историческим документом?

- Объясните, почему так говорят:

Былина старину любит.

Быль не сказка, из неё слова не выкинешь.

Быль за сказкой не угоняется.



( представление картины В. Васнецова «Богатыри».) (10 слайд)



- Подвиги русских богатырей не оставили равнодушным и знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова. Его многие картины основаны на материалах народных сказок и былин.

-Посмотрите внимательно, где происходит действие на картине? (на заставе, граница)

-Почему ты так думаешь?

-Какие богатыри изображены на картине?

-Об одном герое Добрыне Никитиче мы и поговорим на уроке










-Людей, которые приходили на помощь и защищали свой дом.



-Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, Святогор, Садко.



-Былину.


-Ответ детей.
















-Дети отвечают.













-нет и да (правда и вымысел)

Физкультминутка.


Видеоролик.


Первичное закрепление:

  1. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

- Вот и представьте себе седовласого старца, вокруг которого собрались внимательные слушатели. Пальцы сказителя сейчас коснутся струн гуслей, польется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начнет былину про Древнюю Русь, про Добрыню и Змея.

(11слайд)

- Начинаем читать по абзацу и по цепочке.

Читаем громко выразительно.

- Что вам особенно понравилось?

- Какой момент вам показался наиболее интересным?

- Были ли слова и выражения, которые вам непонятны? Учеб нам помогает

-Прочитайте сноски в учебнике страница и какое слова вам не понятны даже сейчас

- Кто является главным героем былины?

- Какими чертами наделил его народ?

- Из каких строк текста вы сделали такой вывод?


Информация о домашнем задании.



Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные, личностные результаты.)

  1. Познавательные УУД: структурирование материала в процессе выполнения упражнений.

  2. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

  3. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

  4. Личностные УУД: смыслоопределение.


- Знакомство, с каким разделом учебника мы начали сегодня?

- Что такое былина?

- Как нужно читать былины?

- О каком герое поведала нам былина, прочитанная на уроке?

-Оценим себя и одноклассников.

(Если осталось время, то работа с иллюстрацией учебника)



-Какой эпизод изображен?



-Как бы вы назвали картину?



-Каким изображен князь и Добрыня?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!