Мотивационный этап. 1. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. 2. Личностные УУД: действие смыслообразования 3. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками | -Доброе утро, дети! Меня зовут Елизавета Александровна, и сегодняшний урок литературы проведу я. - Сегодня наш урок литературного чтения я хотела бы начать словами гениального русского поэта А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». - Как вы понимаете эти слова? - Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое нашей многострадальной и героической Отчизны, в X – XI в.в. нашей эры. ( 1 слайд) - Эта лента вам уже знакома. Как она называется? Проследите по ней путь нашего путешествия. Итак, мы начинаем.
- На высоких холмах стоял Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи.… Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот. -За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей . -Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей. (2 слайд) | -Приветствие учителя. - -Лента времени. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявления проблемы: Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процессов и результата деятельности. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. | - О подвигах богатырей русских мы и начнем сегодня наш разговор. И откроем новый раздел учебника «Литературное чтение», который так и называется? «О доблестях, о подвигах, о славе…» - Кого русский народ называл богатырями? - Каких богатырей из истории государства Российского вы знаете? (3,4,5,6,7 слайд) - Что мы сегодня будем читать? -А вы знаете что такое «Былина» - Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором. Сопровождала пение игра на струнном музыкальном инструменте – гуслях. (8 слайд) - Как вы думаете, как произошло слово «былина»?
-Слово «былина» происходит от слова «быль», т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, что происходило на самом деле. (9 слайд)
- Как вы думаете, можно ли считать былины историческим документом? - Объясните, почему так говорят: Былина старину любит. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль за сказкой не угоняется.
( представление картины В. Васнецова «Богатыри».) (10 слайд)
- Подвиги русских богатырей не оставили равнодушным и знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова. Его многие картины основаны на материалах народных сказок и былин. -Посмотрите внимательно, где происходит действие на картине? (на заставе, граница) -Почему ты так думаешь? -Какие богатыри изображены на картине? -Об одном герое Добрыне Никитиче мы и поговорим на уроке | -Людей, которые приходили на помощь и защищали свой дом. -Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, Святогор, Садко. -Былину. -Ответ детей. -Дети отвечают. -нет и да (правда и вымысел) |
Первичное закрепление: Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. | - Вот и представьте себе седовласого старца, вокруг которого собрались внимательные слушатели. Пальцы сказителя сейчас коснутся струн гуслей, польется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начнет былину про Древнюю Русь, про Добрыню и Змея. (11слайд) - Начинаем читать по абзацу и по цепочке. Читаем громко выразительно. - Что вам особенно понравилось? - Какой момент вам показался наиболее интересным? - Были ли слова и выражения, которые вам непонятны? Учеб нам помогает -Прочитайте сноски в учебнике страница и какое слова вам не понятны даже сейчас - Кто является главным героем былины? - Какими чертами наделил его народ? - Из каких строк текста вы сделали такой вывод? | |
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные, личностные результаты.) Познавательные УУД: структурирование материала в процессе выполнения упражнений. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслоопределение. | - Знакомство, с каким разделом учебника мы начали сегодня? - Что такое былина? - Как нужно читать былины? - О каком герое поведала нам былина, прочитанная на уроке? -Оценим себя и одноклассников. (Если осталось время, то работа с иллюстрацией учебника)
-Какой эпизод изображен?
-Как бы вы назвали картину?
-Каким изображен князь и Добрыня? | |