СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы рассказа «Кукла» Е.И. Носова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа «Кукла» Е.И. Носова»

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа «Кукла» Е.И. Носова


Цель урока- выявление нравственного смысла рассказа Е.И.Носова «Кукла», понимание проблемы рассказа
Задачи:
-познакомить учащихся с творчеством писателя,
-раскрыть идейно – художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Кукла»;
-пробудить интерес учащихся к чтению книг Е.И.Носова
-развивать умение анализировать текст, самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, подбирать цитатный материал, аргументировать свою точку зрения
-воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.
-показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;
-формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;
-воспитывать нравственные духовные качества через художественные образы героев произведения.
-находить необходимую информацию в тексте;
-использовать средства Интернета
Методические приемы:словарная работа, чтение текста, беседа по вопросам, работа в группах, тестовая работа


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Нам сегодня предстоит очень серьёзная, взрослая работа на уроке, и поэтому сначала мне захотелось отправиться воспоминаниями в детство (звучит отрывок из песни «Куда уходит детство»).

  1. Целеполагание
    Напишите ассоциативный ряд к слову КУКЛА – приём КЛАСТЕР

Обучающиеся записывают свои ассоциации на листах бумаги, комментируют их, прикрепляя на доске (фронтальная форма работы)

Но … сегодня мы поговорим о другой кукле, и темой нашего урока … (запись темы на доске и в тетрадях)

Не возникло ли у вас чувство некого противоречия между тем, какие ассоциации возникают у человека при виде куклы, и тем, о чём мы прочли в рассказе Е. Носова? Какова будет цель нашего урока? (Приём «Вызов» обучающиеся формулируют цель урока, задачи, задумываются об итогах урока).

Цель урока- выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.Носов.

  1. Актуализация ранее изученного

Прежде, чем мы начнем анализировать произведение, давайте проверим, внимательно ли вы читали текст.


Учитель: Выполните тест и проверьте, насколько внимательно вы читали рассказ. На выполнение вам дается 1 минута.
Тестовая работа
1)Кем в последнее время работал Акимыч?
а) паромщиком
б) никем не работал
в) школьным сторожем
г) рыбаком
2) Где была найдена кукла
а) на дороге
б) возле дерева
в) возле школьной ограды
г) в кювете
3.В какое время года Акимыч нашел куклу
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4) Какие волосы были у куклы
а) светлые
б)темные
в)на голове не было волос
г)рыжие
5) Что объединяло рассказчика и Акимыча
а)были соседями
б)воевали в одной армии
в)работали на паромной переправе
г)были лучшими друзьями
В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»
а)учителей
б) ребятишек

в)влюбленных парочек
г) стариков
7)Где происходили события рассказа?
а) в Серпухове
б)Под Липино
в)близ Углича
г)под Бобруйском
Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, поставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на доске ( оценки и баллы)


  1. Аналитическая работа по тексту.

Давайте обратимся к началу рассказа, где автор вдохновенно описывает картину природы.

(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом»).

Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла».

Почему автор начинает рассказ с этого описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).


Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя.


- Посмотрите на иллюстрацию к отрывкам и ответьте на вопросы:


Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой? (люди мусорят, загрязняют природу, убивают рыбу и других обитателей водоема)
- На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым? (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

V. Проблемные вопросы
1)О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
2)Какой факт помимо случая с куклой говорит о том, что в мирное время проявляется жестокость(Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку).
Зачитайте описание куклы.
В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой.
3. Какое чувство вызывает этот отрывок? (Страх, жалость, возмущение)
4) Как вы думаете, почему описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы - всего 8.?
(Создать контраст, показать, что мы в своей праздности не замечаем серьезных вещей)
5) В какой связи упоминается в рассказе война? Есть ли связь с событиями, возмутившими Акимыча ? Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.
6)Почему Акимыч поражен и возмущен случившимся с куклой? Докажите примером из текста. (Ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
7) Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы.

Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение.


-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.


Что объединяет всех этих людей??? Какие они все???



Какую вторую проблему ставит Носовом перед нами?
«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

А как вы понимаете, что такое равнодушие?

Равнодушиебезразличие к окружающему(словарная работа)

Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте.

Найдите его. ( «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).


- К чему может привести равнодушие?
(к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)

Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, сгорбенно перешагнул кювет…»).


Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?


Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…»

Как вы понимаете эти слова?

(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).


Учитель: Есть ли связь между этим стихотворением и рассказом «Кукла»? В чем она? (Большое зло начинается с малого. Родителям с малых лет важно учить своих детей бережному отношению к игрушкам)


-Какую третью нравственную проблему поднимает Носов?(

Проблема 3 «Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения

Рефлексия.
- Итак, ребята, подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»
Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

Закончите предложение.

Я понял(а), что…


Выставление оценок

Домашнее задание. Творческая работа. Напишите письмо людям от имени куклы. О чем бы она хотела рассказать, попросить нас или призвать к чему-то



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!