СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые педагогические технологии в географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе описаны педагогические технологии, которые применяются  педагогами на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Новые педагогические технологии в географии»

Новые педагогические технологии в обучении географии


Методика обучения географии, как и вся дидактика, переживает сложный период. Меняются цели образования, разрабатываются новые образовательные стандарты и учебные планы, создаются новые концепции образования, основанные на системно - деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в школьных учебных планах возрастает число дисциплин и соответственно уменьшается число часов на преподавание некоторых классических предметов, в том числе и географии. Данная проблема темно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Концепция обновления образования требует использования новых нетрадиционных методов обучения. Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику преподавания географии. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач. Выделяют два понятия технология:1) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения; 2) технология в обучении.

Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями. В целом, вероятно, технологии беднее методики и алгоритмы деятельности далеки от творчества. Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности. Основная цель педагогических технологий – такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Видов педагогических технологий много, например:

  • технология объяснительно-иллюстративного обучения;

  • технология личностно ориентированного обучения;

  • технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения. Среди них наиболее известна технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Очень широко используется технология листов опорных сигналов (ЛОС).

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания.

Технология деффириенцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При её применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом особенностей школьников. Создаются разноуровневые программы, дидактический и раздаточный материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения этой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта – правильное или кривое зеркало?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Кого на Земле больше – мужчин или женщин?» и т.д. Но, применяя эту технологию, учитель должен помнить, что дискуссию надо вести, иначе это может превратиться в обыкновенный «базар».

Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Учителя географии все чаще стали обращаться и к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, фермерских хозяйств, развития рекреационных зон и зон массового туризма и др.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя есть всегда простор для поиска, педагогического творчества и на уровне традиционной методики, и на технологическом уровне.







ЛИТЕРАТУРА



1 .Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии, М., 1990,

2. Душина Т.М., Понурова Г.А., Методика преподавания географии. М., 1996

3 Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999,

4 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!