НОД в средней группе «Помощники на дороге»
Задачи:
- формировать у детей представления о правилах безопасного поведения при переходе через дорогу;
- закреплять понятия «дорога», «тротуар», «проезжая часть», «перекресток», «пешеходный переход», «светофор»;
- закрепить знание сигналов светофора;
- развивать стремление оказывать помощь товарищам в трудной ситуации;
- вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми;
- закреплять навыки наклеивания, воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Материалы: лист ватмана большого размера с наклееным изображением улицы (перекресток дороги, тротуар), вырезанные заранее силуэты различного транспорта, пешеходного перехода, дорожных знаков и светофора, атрибуты для наклеивания (кисти, клей, клеенки, тряпочки), мольберт.
Предварительная работа: просмотр видеопрезентации на тему «Наш друг- светофор», рассматривание иллюстраций и плакатов по правилам дорожного движения, чтение Я. Пишумов «Машины», В. Кожевников «Светофор», М. Пляцковский «Стоп, машина!», С. Михалков «Если свет зажегся красный…», «Шагая осторожно», И.Серяков «Улица, где все спешат, экскурсии и наблюдения «Перекресток», «По дорогам едут машины», «Водители и пешеходы».
Ход НОД:
Воспитатель привлекает внимание детей к помещенному на мольберте листу ватмана с изображением дорожной ситуации. Все вместе рассматривают и уточняют понятие «дорога», «тротуар», «перекресток». На перекрестке у края проезжей части стоят смешарики Ежик и Крош.
- Ребята, Ежик и Крош отправились в гости к друзьям, но похоже, что они оказались в трудной ситуации- не могут перейти дорогу. А по дороге едут машины. Машин много, они спешат по своим делам. Какие машины вы знаете?
Дети называют различные машины. Воспитатель готовые изображения машин (грузовики, легковые, автобусы и др.) и предлагает разместить их на дороге. Дети выбираю машины и наклеивают их на проезжую часть.
- Посмотрите, ребята какое движение на дороге, сколько машин.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Я. Пишумова «Машины»:
На улице нашей машины- машины,
Машины малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат легковые.
Торопятся, мчаться, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы.
Машины выходят с утра на работу.
Физкультминутка «Разноцветные автомобили».
Воспитатель предлагает поиграть и стать шоферами. У каждого в руках руль определенного цвета. У воспитателя флажки таких же цветов.
- Шоферы должны быть очень внимательными и двигаться только тогда, когда увидят сигнал флажков своего цвета. А еще ехать нужно аккуратно, не превышая скорости и не сталкиваясь с другими автомобилями. В конце игры воспитатель хвалит детей за внимательность.
- Ежик и Крош не умеют переходить через дорогу, не знают правил и поэтому совсем растерялись. Как вы думаете, ребята, можем ли мы им помочь?
Воспитатель уточняет у детей, в каком месте надо переходить дорогу? Как называется пешеходный переход и на что он похож? Предлагает сделать пешеходный переход для Ежика и Кроша. Дети наклеивают «зебру» из полосок белой бумаги и дорожный знак, обозначающий переход.
- Ребята, как вы считаете, наши Смешарики могут теперь переходить дорогу? Мы же забыли про главного помощника на дороге. Кто это:
Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья?
- Чтобы не попасть под машину, чтобы не было аварии, стоят на улицах города светофоры. Сколько цветов у светофора? Как вы думаете, что обозначают эти три цвета? Красный цвет заметнее всех, его не спутаешь ни с кем другим. Он сразу бросается в глаза. Не случайно пожарные машины покрашены красной краской. Красный- это опасность. Он призывает к осторожности и останавливает машины и пешеходов. Желтый- как солнышко. Он может быть и другом, и врагом, если перегреться на солнце. Желтый цвет говорит: «Будь внимателен, не спеши, приготовься».
Зеленый напоминает нам травку, листочки, природу. Он нас успокаивает. Зеленый цвет- это безопасность.
Если цвет зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Желтый свет- предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый горит:
«Проходите, путь открыт!»
Воспитатель уточняет у детей, в каком месте дороги устанавливаются светофоры (у края тротуара) и предлагает наклеить светофор для смешариков.
- Ребята, подумайте, какой свет должен загореться, чтобы Ежик и Крош смогли перейти через дорогу?
Наклеивают зеленый кружочек и обобщают правила пешехода:
- переходить можно только на зеленый свет.
- Ура! Ежик с Крошем благополучно перешли дорогу и встретились с друзьями- смешариками.
Переворачивает лист, на обороте Ежик и Крош в окружении друзей.
Литература:
Вострухина Т.Н., Кондыркинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 3- 5 лет. М., 2012.
Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова, А.Ф Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.,2009.
Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Средняя группа.Волгоград,2013.