СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николай Семенович Лесков. Урок литературы в 6 классе по повести "Левша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит краткое описание жизни и творчества писателя. Понятие о сказе. Тема, идея и коммпозиция сказа "Левша".

Просмотр содержимого документа
«Николай Семенович Лесков. Урок литературы в 6 классе по повести "Левша"»

Вопросы по содержанию: 1)Имя Левши? 2)Происхождение Матвея Платова? 3)Какой музей редких вещей мечтал посетить император? 4) На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»? 5) Что умеет делать блоха? 6) Из чего был сделан футляр? 7) Сколько заплатил император за блоху? 8) Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу? 9)Сколько тульских мастеров работали над блохой? 10) Почему мастер Левша на подковинке свое имя не выставил? 11)Что предлагали Левше англичане, чтобы он остался у них? 12)Где умер Левша? 13)Последние слова Левши ?

Вопросы по содержанию:

1)Имя Левши?

2)Происхождение Матвея Платова?

3)Какой музей редких вещей мечтал посетить император?

4) На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?

5) Что умеет делать блоха?

6) Из чего был сделан футляр?

7) Сколько заплатил император за блоху?

8) Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

9)Сколько тульских мастеров работали над блохой?

10) Почему мастер Левша на подковинке свое имя не выставил?

11)Что предлагали Левше англичане, чтобы он остался у них?

12)Где умер Левша?

13)Последние слова Левши ?

Николай Семёнович Лесков Сказ «Левша»

Николай Семёнович

Лесков

Сказ «Левша»

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с  народом был свой человек…»

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»

В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма  Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник.

В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник.

Тульский мастер Левша – это символ русского народа.

Тульский мастер Левша – это символ русского народа.

Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами.

Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами.

Сказ «Левша» (1881г) СКАЗ «ЛЕВША»

Сказ «Левша» (1881г)

СКАЗ «ЛЕВША»

 Сказ — эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.  Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира. В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события. Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.

Сказ — эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.

Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира. В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.

Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.

Идея сказа :  • показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров • вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев

Идея сказа :

• показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров

• вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев

Николай I Александр I

Николай I Александр I

Платов Матвей Иванович 1818) (1751 - – граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном. Атаман Платов

Платов Матвей Иванович

1818)

(1751

-

граф, генерал, атаман донских

казаков, герой войны с Наполеоном.

Атаман Платов

 Объясните, что означают слова…  тугамент бюстры мелкоскоп преламут нимфозория  керамида мерблюзьи мантоны

Объясните, что означают слова… тугамент бюстры мелкоскоп преламут нимфозория керамида мерблюзьи мантоны

Значения выражений Буреметры морские – барометры морские Нимфозории – инфузории Мелкоскоп – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида Долбица - таблица Аболон полведерский  – Аполлон Бельведерский

Значения выражений

Буреметры морские – барометры морские

Нимфозории – инфузории

Мелкоскоп – микроскоп

Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто

Преламут – перламутр

Огромные бюстры – огромные бюсты

Верояции – вариации

Египетская керамида – египетская пирамида

Долбица - таблица

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский

Император Александр Павлович «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми». «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». «Государь на все это радуется». «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может». «Пожалуйста, не порть мне политики». «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».

Император Александр Павлович

  • «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
  • «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся». «Государь на все это радуется».
  • «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
  • «Пожалуйста, не порть мне политики».
  • «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
  • «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Император Николай Павлович верил в свой народ «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают». «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал». «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».

Император Николай Павлович верил в свой народ

  • «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
  • «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
  • «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
  • «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
Герой войны казак Платов Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.

Герой войны казак Платов

Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.

Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера Левшу.   Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.

Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации     Левша в государевом дворце

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Левша в государевом дворце

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Левша и император возле мелкоскопа

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Левша и император возле мелкоскопа

Левша среди англичан

Левша среди англичан

Русское оружие •  Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. •  А внутри-то — резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.

Русское оружие

• Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.

• А внутри-то — резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Смерть Левши

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации

Смерть Левши

В этом сказе два главных героя: блоха и левша.   Сравните их. Что общего? Чем отличаются?   Общее: -у обоих имени нет  -оба бесправные мелкие существа  -обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия оба представляют национальное мастерство (английское и русское)  - каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей) -оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)

В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?

Общее:

-у обоих имени нет

-оба бесправные мелкие существа

-обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия

  • оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
  • - каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
  • -оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
Разное: - свой секрет(подковки и тайна чистки ружей) - оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается) - левша –живой человек, блоха –вещь блоху сделали, левша - сам мастер левша живёт чувством, блоха – продукт точного расчёта они представляют разные культуры(европейскую и русскую) отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)

Разное:

- свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)

- оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)

- левша –живой человек, блоха –вещь

  • блоху сделали, левша - сам мастер
  • левша живёт чувством, блоха – продукт точного расчёта
  • они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
  • отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
Левша – это … • главный герой • талантливый мастер • герой с

Левша – это …

• главный герой • талантливый мастер

• герой с "человечкиной

душой“ • душа народа, его совесть

• рыцарь добра • олицетворение народного

таланта

• собирательный образ народа • выразитель русского народа

• талантливый мастер • безымянный мастер

• на нем держится Россия • носитель трудовой

доблести

• носитель всемирной

славы России • символ русского народа

Качества главного героя -  патриотизм -  талант -  усердие -  настойчивость -  целеустремлённость -  неприхотливость  скромность  трудолюбие

Качества главного героя

- патриотизм

- талант

- усердие

- настойчивость

- целеустремлённость

- неприхотливость

  • скромность
  • трудолюбие
Главная идея произведения Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.

Главная идея произведения

Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!