СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нико-2016 по английскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны  анализ и результаты проведённой ВПР по иностранному языку Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

 

Просмотр содержимого документа
«Нико-2016 по английскому языку 5 класс»

  1. класс


Общие подходы


Диагностическая работа проводилась в рамках Национального исследования качества образования для мониторинга первых результатов перехода на ФГОС. Назначение КИМ для проведения диагностической работы по иностранным языкам – оценить уровень освоения обучающимися 5 классов предметного содержания курса иностранных языков и выявить те элементы содержания, которые вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.


Содержание КИМ определялось на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373)

  • учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) и Примерной основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку (одобрена решением федерального научно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

КИМ были направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

– овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии с целями и задачами;

– умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии

  • задачами коммуникации и создавать устные высказывания;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– приобретение начальных умений общения в устной форме

с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей

  • потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения;

– освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; расширение лингвистического кругозора;


– сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

Посредством диагностики у школьников выявлялся уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся.

Каждый вариант диагностической работы состоял из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержала задания по аудированию, чтению, грамматике

  • лексике. Устная часть включала в себя задания по чтению текста вслух и говорению (монологическая речь).

Диагностическая работа проводилась в компьютеризированной форме.


Общие результаты


В исследовании по английскому языку приняли участие 16 874 обучающихся 5 классов. Поскольку исследование проводилось в начале учебного года, в основу кодификатора проверяемых умений и навыков были положены требования ФГОС начальной школы.


На рис. 1 представлена гистограмма распределения первичных баллов.













Доля участников



Английский язык (16 874 участников)


НИКО – ИН. ЯЗ. 5 класс


Распределение баллов (макс. балл – 30)


6


5


4


3 %


2


1


0


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30



Рисунок 1. Распределение первичных баллов НИКО по английскому языку


Приведенное распределение свидетельствует о том, что уровень иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 5 класса не соответствует требованиям ФГОС к подготовке выпускников начальной школы. Этот вывод подтверждается данными


  • распределении обучающихся по группам в соответствии с полученными отметками по пятибалльной шкале (рис. 2).




















Рисунок 2. Распределение участников по группам в соответствии с полученными баллами


Полученные результаты свидетельствуют о том, что более трети обучающихся не справились с диагностической работой, у них не сформированы базовые умения и навыки в области английского языка, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности обучения в преддверии введения обязательной ГИА по иностранным языкам.


Общие выводы и рекомендации для учителей иностранных языков, родителей и системы повышения квалификации


Полученные результаты Национального исследования качества образования по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому) приобретают особое значение в преддверии введения обязательного ЕГЭ по иностранным языкам и приводят к выводу о необходимости коренной перестройки преподавания этого школьного предмета. Важным фактором является то, что ожидалось улучшение результатов в связи с введением ФГОС НОО, но, судя по материалам исследования, о положительной динамике говорить рано. Участвовавшие в НИКО пятиклассники учились в начальной школе по ФГОС НОО, согласно требованиям которых должны быть сформированы три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные умения и навыки. Однако исследование показало, что ни одна из названных групп не была качественно сформирована, что свидетельствует о не соответствующем современным требованиям качестве преподавания иностранных языков. Необходимо реально перейти на коммуникативно-когнитивную методику обучения, что подразумевает отказ от информационно-рецептивного и грамматико-переводного методов и использование активных проблемных методов обучения (добывание знаний, а не получение их в готовом виде) с вовлечением всех обучающихся в активный учебный процесс, в ходе которого только и возможно формирование и развитие как предметных, так и метапредметных умений и навыков.


Первой проблемной зоной для пятиклассников является устная речь, включающая как чтение текстов вслух, так и создание монологов. Уже в начальной школе учителю следует бóльшую часть урока вести на изучаемом иностранном языке (исключение может составлять объяснение грамматического материала) и по мере овладения учащимися речевыми образцами расширять общение на иностранном языке. Надо создавать на уроке естественные коммуникативные ситуации, повышать мотивацию обучающихся и их интерес к изучению иностранного языка, используя детские песни, игры, мультфильмы. Предложенные речевые ситуации должны быть интересными и доступными детям, при этом важно использовать разные каналы восприятия и разные опоры для говорения. Следует шире использовать на уроке работу в парах и малых группах, что позволяет увеличивать время активного овладения иностранным языком, повышает мотивацию

  • изучению иностранного языка, предоставляет возможность взаимообучения. Для достижения поставленных в ФГОС целей необходимо в полной мере использовать ИКТ.

  • сожалению, до сих не везде и не в должной мере в школах практикуется работа с аудиозаписями на компакт-дисках, которые являются обязательным компонентом всех УМК из Федерального перечня.


Результаты исследования показали, что второй проблемной зоной для большинства обучающихся 5 классов являются лексико-грамматические навыки. В этой области рекомендуется шире использовать функциональный подход, отказавшись от простого заучивания грамматических правил и списков слов и отрабатывая языковые навыки на связных текстах. Кроме того, надо перенести акцент с выполнения репродуктивных заданий на выполнение продуктивных заданий, что не только позволит повысить уровень языковых навыков, но и даст положительный эффект в области говорения и создания письменных текстов.

Система повышения квалификации должна уделять больше внимания развитию иноязычной коммуникативной компетенции самого учителя: не секрет, что многие учителя сами боятся говорить на иностранном языке, не владеют им в достаточной мере. Другая важная задача системы повышения квалификации – внедрение современных методов и технологий обучения в школьную практику, таких как технологии обучения в сотрудничестве, когнитивно-коммуникативные технологии (кейс-метод, проблемный метод, метод проектов, активные методы обучения), здоровьесберегающие технологии,


диагностические технологии и т.д. Выявленное в ходе исследование значительное отставание в формировании продуктивных умений по сравнению с рецептивными – тревожный сигнал о том, что многие учителя не понимают основ коммуникативно-когнитивной методики или не способны применять ее на практике.


При использовании результатов НИКО в системе повышения квалификации необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • исследование показало, что:


– подавляющее число учителей не освоили новую методику работы

с обучающимися в соответствии с ФГОС, так как бόльшая часть учащихся не справились с заданиями элементарной сложности, которые проверяли их базовые навыки и умения английского языка;

– резко вырос рост профессиональных дефицитов учителей иностранных языков в связи с введением ФГОС, и выявлена растущая потребность в перенимании инновационного опыта в овладении новыми технологиями;

– необходимо перестроить методику предъявления учебного материала, перейти от информационно-рецептивного метода, требующего только восприятия и осмысления материала, данного в готовом виде, к продуктивному методу, требующему «добыть знание» (например, вывести правило из предложенных грамматических структур), а при актуализации учебного материала делать акцент не на репродуктивных заданиях, а на учебно-исследовательских, находить время для спонтанного говорения;


  • до начала курса повышения квалификации необходимо выяснить дефициты профессиональной компетенции учителей иностранных языков как в области методической и психолого-педагогической, так и в области предметной компетенции, с тем чтобы обеспечить адресную модель повышения квалификации;


  • при построении содержания курса повышения квалификации необходимо:

– показать учителям на конкретных заданиях, что нового внесли ФГОС НОО и ФГОС ООО в учебный процесс, как формировать и развивать личностные, метапредметные и предметные навыки и умения с учетом требований ФГОС НОО и программ по английскому языку для начальной школы и какие требования будут в основной школе;


– познакомить учителей с современными технологиями, такими как обучение

в сотрудничестве, когнитивно-коммуникативные, здоровьесберегающие, диагностические и др., и показать пути их внедрения;

– больше времени отводить на практические занятия и тренинги, предлагать учителям конкретно-практические и исследовательские задачи с целью научить их создавать условия учащимся для анализа ситуаций и выявления факторов, способствующих выполнению предложенных коммуникативных задач;

– объяснить учителям необходимость постоянно на протяжении всего урока осуществлять рефлексию выполнения всех предложенных задач (что нужно сделать, как, почему, какие языковые средства использовать и т.д.);

– показать учителям возможности интегрирования основного и дополнительного образования детей для овладения разными способами решения конкретно-практических и учебно-исследовательских задач;

  • разобрать со слушателями демоверсию НИКО и рекомендации по обучению видов речевой деятельности и аспектов языка;

  • включить в курс повышения квалификации анализ учебной литературы в целях выявления сильных и слабых ее сторон, соответствия ФГОС НОО и ФГОС


ООО, а также учебных материалов с позиций трудности его усвоения обучающимися, влияния варьирования языковых единиц на его сложность.



Подводя итоги рекомендациям для системы повышения квалификации, следует подчеркнуть важность развития иноязычной коммуникативной компетенции самого учителя. Другая важная задача системы повышения квалификации – внедрение инновационных методов и технологий обучения в школьную практику.


По результатам исследования можно также дать ряд советов родителям. Родители также могут помочь ребенку в освоении иностранного языка, даже если сами не владеют им в полной мере. Можно дать следующие рекомендации родителям:

    • для тренировки произношения рекомендуем давать слушать детям записи диалогов, песен и рифмовок и просить повторять за дикторами тексты;

    • для закрепления новых лексических единиц создавайте вместе с ребенком «копилку слов» – набор карточек, на которых на одной стороне будет слово на соответствующем иностранном языке, а на другой – его русское соответствие, либо словарь в картинках; для введения элемента игры попросите ребенка научить иностранным словам кого-нибудь из членов семьи;

    • для выработки слухо-произносительных навыков попросите ребенка читать вслух тексты, отработанные в классе; поощряйте его, когда он захочет спеть вам песенку, разученную на уроке, или рассказать стишок, никогда не отказывайтесь поиграть в игру, которую ребенок разучил на уроке иностранного языка;

    • при работе над текстами не заставляйте ребенка переводить каждое слово, убедитесь в том, что он понимает смысл текста или предложения, попросите его передать общий смысл прочитанного;

    • не старайтесь работать на опережение – изучая заранее новый материал, ребенок на уроке не будет чувствовать новизну и интерес к незнакомому, это его демотивирует,

  • он начнет скучать на уроке;

    • постарайтесь заинтересовать ребенка с помощью компьютерных игр, обучающих программ и видеофильмов: во-первых, это мотивирует современного школьника младших классов; во-вторых, развивает умение пользоваться компьютером;


    • в случае вопросов или сомнений всегда советуйтесь с учителем.

Только совместными усилиями и большим трудом профессиональное сообщество учителей иностранного языка, сами школьники и их родители смогут подготовиться к обязательному ЕГЭ по иностранным языкам и обеспечить успешное будущее детей.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!