Нетрадиционные уроки литературы в практике работы учителя
Обычная средняя школа. Обычные уроки. Традиционные формы обучения. Инновационные методы преподавания не спеша приходят на урок. 5- 6 классы. Ученики, которые ещё не разучились играть, воспринимать мир в ярких радужных красках. Для них игра – это ещё и форма познания мира. Воспользуемся этим.
Начинаем с уроков творчества: уроки-посиделки по устному народному творчеству, уроки-инсценирование отрывков литературного произведения, бинарные уроки (литература – изобразительное искусство, литература - музыка), уроки – заочные путешествия. А когда осваиваем эти формы работы, пробуем соединить, казалось бы несоединимое: контроль знаний и игровые методы. Сначала соединение этих форм работы происходит на уроке мировой литературы. Вот что из этого получилось…
Итак, всё начинается со сказки. С обычной волшебной сказки… Подходит к финалу изучение темы. Остаются только уроки повторения и обобщения, урок внеклассного чтения и контрольная работа. А пятиклассники такие восторженные, такие маленькие «мудрецы», что возникает учительское желание продлить их удовольствие и дать ещё одну возможность эмоционального общения со сказкой. Нет, не просто и обыденно: вопрос - ответ, чтение – пересказ. А дать возможность почувствовать себя сказочным персонажем, перевоплотиться в него. Мои ученики достойны стать теми литературными героями, которые так полюбились им.
Значит, обобщать будем играя. А говорить о сказках, прочитанных к уроку внеклассного чтения, словами литературных персонажей. Находим и форму проведения такого урока: карнавал литературных героев – карнавал знаний. Отобраны отрывки из прочитанных учениками сказок. Распределены роли. И вот он, урок… (Здесь приведен только фрагмент урока)
1 ведущий Много лет тому назад известный писатель-сказочник Вильгельм Гауф написал историю о Сказке. Вот она…
2 ведущий В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в её вечнозелёных садах никогда не заходит солнце, царствовала, с незапамятных времён и до наших дней, королева Фантазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто её знал. Она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетала на землю. Ибо она слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как прекрасная королева прошла по земным домам, люди стали радостней за работой, беззаботней в своей печали.
1 ведущий Своих детей она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.
2 ведущий - Что с тобой, душенька Сказка, - обратились к ней королева, - отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна?
-Ах, милая мама! – отвечала Сказка. – Ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей. Люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз всё было по-иному!
1 ведущий - Бедная Сказка! – сказала королева и погладила её по голове. – Но, может быть, тебе так только показалось?
- Верь мне, я не заблуждаюсь, - возразила Сказка, - они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают холодные взгляды: нигде мне не радуются; даже дети смеются надо мной и отворачиваются от меня.
2 ведущий Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчивости.
- Но чем же объяснить, Сказка, - спросила королева, - что люди там, на земле, так изменились?
- Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, которые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остаётся ни любви, ни искорки доверия. Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.
1 ведущий - Как! Не впустить мою дочь? – воскликнула королева, и гнев залил краской её щеки. – Но сделай ещё одну попытку, дочь моя: кто творит добро, тому не пристало унывать.
- Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опорочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то ещё с презрением забросят и позабудут в углу?
- Если взрослые пренебрегут тобой, обратись к детям, - вот поистине мои любимцы.
- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним, - растроганно воскликнула Сказка.
- Ступай, - сказала королева дочке, - благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, последующие поколения снова обратятся сердцем к тебе.
2 ведущий Так говорила королева Фантазия.
И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у неё, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила голову, плотнее запахнулась в свой прекрасный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.
- Стой! – крикнул хриплый грубый голос. – Стражи, сюда!
Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошёл к Сказке и схватил её за подбородок.
- Голову кверху! – закричал он. – Мы по глазам прочтём, чего ты стоишь.
1 ведущий Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тёмные глаза.
- Сказка! – закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Нет, шалишь, убирайся отсюда! – закричали стражи.
- Я хочу только к детям, умоляюще произнесла Сказка, - ведь к ним вы можете меня пустить?
2 ведущий - Посмотрим, что она знает на этот раз, - сказал другой.
- Верно! – воскликнули все. – Расскажи, что ты знаешь, но поторопись, мы не станем терять на тебя время.
Сказка вытянула руку и принялась указательным пальцем чертить в воздухе какие-то знаки. И перед зрителями замелькали пёстрые картины: караваны, прекрасные кони, разряженные всадники; бесчисленныё шатры в песках пустыни; птицы и рыбы в бурных морях; тихие леса и многолюдные площади и улицы; битвы и мирные кочевья,- все они пёстрой вереницей, в живых образах, проносились мимо. Сказка с таким усердием вызывала к жизни лёгкие видения, что и не заметила, как стражи, охраняющие ворота, уснули один за другим. Но когда она собралась чертить новые знаки, к ней подошёл какой-то приветливый человек и схватил её за руку.
1 ведущий - Взгляни-ка, милая Сказка, сказал он, указывая на спящих, им твои пёстрые картинки не нужны; проскользни скорей в ворота; они не узнают, что ты на земле, и ты мирно и незаметно пойдёшь, куда пожелаешь. Если хочешь, я поведу тебя, к своим детям; у меня в доме я дам тебе тихое и уютное местечко, там ты можешь поселиться и жить спокойно. Если мои дети будут прилежно учиться, они после занятий станут приходить к тебе со своими сверстниками и слушать тебя. Хочешь?
- О, как охотно последую я за тобой к твоим детям, как я буду стараться доставить им порой весёлый часок!
2 ведущий Добрый человек ласково кивнул ей и помог перешагнуть ей через ноги спящих стражей. Улыбаясь, оглянулась Сказка и быстро скользнула в ворота.
1 ведущий Давайте и мы последуем вслед за героиней Вильгельма Гауфа…
Об эмоциях учеников говорить не буду. Их было много. И урок удаётся: тему ещё раз обсудили, материал повторили, на контрольную работу настроились. Такая нестандартная форма урока нравится ученикам. Возникает желание продолжить совместное творчество. Но… программа есть программа: её надо выполнять. Элементы инсценирования включаются, конечно, и в последующие уроки (где это было уместно). Но эти фрагменты уже не так ярки, не так эмоциональны, как на состоявшемся уроке-карнавале.
Был освоен процесс проведения театрализованного урока. Воплощён в жизнь. А мировая литература, пришедшая на уроки в среднюю школу полноправным предметом, дала толчок ещё к одному виду урока литературы – уроку – заочному путешествию. Принцип проведения такого нестандартного урока был общим. Только содержание отличалось обращением к тем литературным произведениям, которые изучаются по программе. Тем более в некоторых сказках есть не только момент путешествия, а вся сказка – само путешествие.
В курсе мировой литературы легко найти героев, которые помогут заочно путешествовать моим ученикам. По условиям игры учащиеся становятся персонажами только что прочитанной сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». Знакомство с жителями сказочной страны осуществляется от имени этих литературных героев. И путешествовать они будут по Стране Сказок, но с выполнением обязательных творческих, исследовательских, поисковых заданий.
Путешествуя по Стране Сказок, по её городам, улицам и площадям, по её островам, учащиеся выполняют творческие задания, пересказывая сказку, её эпизоды от имени литературного персонажа. Вот фрагмент такого урока…
…Учитель. Мы попали на остров Мечты к его жителям. Один из них нас встречает. Узнали героя? /Кот в сапогах/ Это герой какой сказки? Кто её автор?
Жителям острова интересно узнать и о путешественниках – героях сказки «Бременские музыканты». Кто перескажет эпизод этой сказки?
/Пересказ эпизодов сказки 1 – 2 уч-ся/.
А от имени одного из бременских музыкантов сможете? Выберите персонаж и скорее делитесь своими знаниями и умением рассказывать.
/Пересказ эпизодов сказки 2 – 3 уч-ся/
Учитель. Путешествуем дальше. Идя по улице Мастеров, можем попасть на площадь Мечты. Здесь встречаем старую знакомую. Узнали её? Как её зовут? /Золушка/ Почему её так зовут? Кто дал это имя нашей героине? Почему именно тут она живёт? Знаете?
А что можете рассказать Золушке о себе, путешественники?
/Пересказ сказки от имени литературного персонажа 2 – 3 уч-ся/
Обратившись к видам работы, которые учащиеся должны освоить а процессе проведения уроков развития речи, обсуждения прочитанных произведений, выбираем довольно интересный – устный рассказ от имени литературного героя. Беря на вооружение эту форму работы, проводим урок расширения учебных творческих умений и навыков учащихся (эту форму работы также можно сделать всего лишь этапом урока.) Провести урок такого типа в 5 классе опять-таки можно на материале сказки. Хорошо, когда в классе творческие, талантливые, читающие ученики. Тогда все учительские задумки легко осуществить.
Изучая произведения интегрированного курса «Литература» (русская и зарубежная), находим персонаж – героя сказки «Синдбад - мореход» - Синдбада (эта история прочитана учениками к уроку внеклассного чтения). Синдбад поможет ученикам и путешествие морское совершить, и пересказ от своего имени предложить к оцениванию. Таким образом, уместны задания на этом уроке развития речи – устном пересказе сказки от имени литературного персонажа – и составление плана прочитанной истории, и пересказ сказки по составленному плану от имени Синдбада. Рассказываем, показываем (элементы инсценирования и тут присутствуют)…
И вот, наконец, добираемся до урока контрольной работы. И проводим её не совсем обычно. Знания, компетентности учащихся в предмете проверяем… в игр! Да, не обычными тестовыми заданиями (хотя и такое задание предусматривается), не ответами на вопросы (и это задание включаем), и не сочинением-миниатюрой. По сути, работа представляет собой комплексную контрольную работу. Но проведенную в увлекательной форме.
Тематическое оценивание по литературе5 класс
Литературная игра-путешествие по Стране Сказок (разноуровневые задания)
1 задание. Какие качества характера присущи Синдбаду-мореходу:
жадность;
любознательность;
коварство;
трусость.
Ответ запишите. (Правильный ответ – 1 балл.)
2 задание. Распределите прочитанные вами сказки по книгам:
Волшебные сказки: …
Сказки о животных: …
Бытовые сказки: …
(Правильный ответ – 1 балл.)
3 задание. Викторина «Верни в сказку»:
перину;
воловью кожу;
огромную рыбу;
высокий сундук;
топор;
ягоды.
(Правильный ответ – 2 балла.)
4 задание. Разгадайте кроссворд.
Что уронила падчерица в колодец (сказка «Госпожа Метелица»)?
Что хотел сделать Мороз красный нос с девушкой (сказка «Морозко»)?
Кто носил записочки царевны к отцу-матери (сказка «Никита Кожемяка»)?
Кто захотел отобрать волшебную кисть у Ма Ляна (сказка «Волшебная кисть Ма Ляна»)?
Какой братец месяц разрешил Марушке собрать фиалки (сказка «Двенадцать месяцев»)?
Что попросил солдат у хозяйки добавить в кашу?
(Правильный ответ – 3 балла.)
5 задание. Закончите мысль.
Меткое выражение поучительного характера – это …
Устное народное творчество – это …
Самыми древними являются сказки …
Сказки чаще всего начинаются …
(Правильный ответ – 2 балла.)
6 задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем читателю ХХІ столетия нужны народные сказки?» (Полный ответ – 3 балла.)
Ученики получают удовольствие, работая творчески, раскрепощенно. А результаты такой контрольной работы оказываются выше, чем контрольной, проведенной в традиционной форме. Соединяя, казалось бы, несоединимое в формах проведения урока контрольной работы, получаю свой стиль проведения этого вида контроля.
И ещё об одной форме проведения нестандартных уроков. Итоговые уроки конца учебного года. Как обычно мы их проводим? Списки литературы на лето. И всё? Нет, ещё говорим о прочитанном в уходящем учебном году. И строим планы на будущее. Пробуем перенести игровую форму и на эти уроки.
Сценарий некогда популярной телепередачи наполняем изученным литературным материалом. И вот итоговый урок литературы – урок повторения и обобщения изученного в конце учебного года. Здесь мы подводим итоги, играя, используя знания прочитанных произведений.
Литературная игра «О, счастливчик!» 7 класс
Отборочный тур:
а) повесть; б) пересказ; в) поэма; г) история.
Тестовые задания
Кто автор популярной книги «Всадник без головы»?
а) Майн Рид; б) Дж. Свифт; в) Марк Твен; г) Эдгар По.
Кто автор строк «Мы вольные птицы, пора, брат, пора!»
а) А. Пушкин; б) Н. Гоголь; в) М. Лермонтов; г) Ф. Тютчев.
«Последний дюйм» Дж. Олдриджа – это …
а) отрывок из романа ; б) новелла; в) рассказ; г) повесть.
Артур Конан Дойл – представитель литературы:
а) американской; б) австралийской; в) французской; г) английской.
«На полупьяном лице его как бы написано «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы». В этом человеке Очумелов узнаёт:
а) золотых дел мастера Хрюкина;
б) генерала Жигалова;
в) станционного смотрителя Вырина;
г) купца Пичугина.
«В простенке между окнами стояло трюмо. Вам никогда не приходилось смотреться в трюмо восьмидолларовой меблированной квартиры?» Кто живёт в этой квартире:
а) Ассоль и Лонгрен; в) Шерлок Холмс и доктор Ватсон;
б) Делла и Джим Юнг; г) Джордж и Омани.
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их». Из какого произведения взят этот пейзаж?
а) рассказа «Последний дюйм»; в) повести «Тарас Бульба»;
б) новеллы «Вождь краснокожих»; г) повести «Алые паруса».
Что привиделось героине баллады В. А. Жуковского «Светлана» во время гадания:
а) «Вот Светлане мнится, в) «… Под окном Светлана;
Что под белым полотном Из окна широкий путь
Мёртвый шевелится»; Виден сквозь туманы»;
б) «… У зеркала одна г) «Вот в светлице стол накрыт
Посреди светлицы; Белой пеленою;
В тонкий занавес окна И на том столе стоит
Светит луч денницы»; Зеркало с свечою…»
«Однажды, снедаемый отчаянной скукой, Джордж попросил какую-нибудь книгу. Омани, который сам постоянно что-то читал, поднял голову и широко улыбнулся. Не желая доставлять им удовольствия, Джордж чуть было не взял назад свою просьбу, но потом подумал…» О чём подумал Джордж?
а) Мне не всё равно; в) мне всё равно;
б) а не всё ли равно?; г) неизвестно о чём.
Чей портрет?
«Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
а) станционного смотрителя Вырина; в) Лонгрена;
б) Тараса Бульбы; г) Бена.
«От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила». Кто герой этого отрывка?
а) Лонгрен; б) Летика; в) Эгль; г) Грэй.
Композиция художественного произведения – это …
а) содержание произведения; в) заключительная часть произведения;
б) построение произведения; г) портрет главного героя.
Практика работы показала, что разнообразные формы урока не только увлекают их участников, но и позволяют повысить интерес учащихся к предмету, мотивацию учеников к выполнению задания и качеству своей работы.