СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные уроки литературы в практике работы учителя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые подходы к изучению литературы в современной средней школе дали учителю возможность проводить как обычные уроки, как и уроки развития речи и контроля более интересно и разнообразно. Оценить уровень знаний учащихся, мобилизуя их творческий потенциал, при этом делая работу интересной и увлекательной. Возможно? Да.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные уроки литературы в практике работы учителя»

Нетрадиционные уроки литературы в практике работы учителя

Обычная средняя школа. Обычные уроки. Традиционные формы обучения. Инновационные методы преподавания не спеша приходят на урок. 5- 6 классы. Ученики, которые ещё не разучились играть, воспринимать мир в ярких радужных красках. Для них игра – это ещё и форма познания мира. Воспользуемся этим.

Начинаем с уроков творчества: уроки-посиделки по устному народному творчеству, уроки-инсценирование отрывков литературного произведения, бинарные уроки (литература – изобразительное искусство, литература - музыка), уроки – заочные путешествия. А когда осваиваем эти формы работы, пробуем соединить, казалось бы несоединимое: контроль знаний и игровые методы. Сначала соединение этих форм работы происходит на уроке мировой литературы. Вот что из этого получилось…

Итак, всё начинается со сказки. С обычной волшебной сказки… Подходит к финалу изучение темы. Остаются только уроки повторения и обобщения, урок внеклассного чтения и контрольная работа. А пятиклассники такие восторженные, такие маленькие «мудрецы», что возникает учительское желание продлить их удовольствие и дать ещё одну возможность эмоционального общения со сказкой. Нет, не просто и обыденно: вопрос - ответ, чтение – пересказ. А дать возможность почувствовать себя сказочным персонажем, перевоплотиться в него. Мои ученики достойны стать теми литературными героями, которые так полюбились им.

Значит, обобщать будем играя. А говорить о сказках, прочитанных к уроку внеклассного чтения, словами литературных персонажей. Находим и форму проведения такого урока: карнавал литературных героев – карнавал знаний. Отобраны отрывки из прочитанных учениками сказок. Распределены роли. И вот он, урок… (Здесь приведен только фрагмент урока)


1 ведущий Много лет тому назад известный писатель-сказочник Вильгельм Гауф написал историю о Сказке. Вот она…

2 ведущий В далекой прекрасной стране, о которой гласит предание, будто в её вечнозелёных садах никогда не заходит солнце, царствовала, с незапамятных времён и до наших дней, королева Фантазия. Щедрой рукой наделяла она с давних пор своих подданных всяческими благами и была любима и почитаема всеми, кто её знал. Она сама, в царственной красе своей вечной молодости и прелести, слетала на землю. Ибо она слышала, что там обитают люди, которые проводят жизнь в суровой печали, среди забот и трудов. Им принесла она прекраснейшие дары из своего царства, и с тех пор, как прекрасная королева прошла по земным домам, люди стали радостней за работой, беззаботней в своей печали.

1 ведущий Своих детей она тоже послала на землю дарить счастье людям. Однажды Сказка, старшая из дочерей королевы, возвратилась с земли. Мать заметила, что Сказка грустна, мало того, ей даже показалось, будто у той заплаканы глаза.

2 ведущий - Что с тобой, душенька Сказка, - обратились к ней королева, - отчего со времени путешествия на землю ты так печальна и грустна?

-Ах, милая мама! – отвечала Сказка. – Ты знаешь, как охотно я провожу время среди людей. Люди обычно очень радостно приветствовали меня, когда я приходила, и, весело улыбаясь, глядели мне вслед, когда я шла дальше; но в последний раз всё было по-иному!

1 ведущий - Бедная Сказка! – сказала королева и погладила её по голове. – Но, может быть, тебе так только показалось?

- Верь мне, я не заблуждаюсь, - возразила Сказка, - они меня разлюбили. Повсюду, куда я прихожу, меня встречают холодные взгляды: нигде мне не радуются; даже дети смеются надо мной и отворачиваются от меня.

2 ведущий Королева склонила голову на руку и умолкла в задумчивости.

- Но чем же объяснить, Сказка, - спросила королева, - что люди там, на земле, так изменились?

- Видишь ли, они расставили повсюду мудрых сторожей, которые зорко следят за всем, что появляется из твоего царства, о королева Фантазия! И если тот, кто приходит, им не по душе, они поднимают громкий крик и убивают его или так порочат его перед людьми, которые верят им на слово, что у тех не остаётся ни любви, ни искорки доверия. Ах, если бы ты знала, как они со мной поступили! Они пригрозили в следующий раз совсем не впустить меня.

1 ведущий - Как! Не впустить мою дочь? – воскликнула королева, и гнев залил краской её щеки. – Но сделай ещё одну попытку, дочь моя: кто творит добро, тому не пристало унывать.

- Ах, мама! А если они меня просто прогонят или так опорочат, что люди на меня и глядеть не станут, а то ещё с презрением забросят и позабудут в углу?

- Если взрослые пренебрегут тобой, обратись к детям, - вот поистине мои любимцы.

- Будь по-твоему, попытаюсь обратиться к ним, - растроганно воскликнула Сказка.

- Ступай, - сказала королева дочке, - благословляю тебя. А если они станут глумиться и насмехаться над тобой, вернись ко мне; может быть, последующие поколения снова обратятся сердцем к тебе.

2 ведущий Так говорила королева Фантазия.

И Сказка спустилась на землю. Сердце колотилось у неё, когда она подходила к месту, где распоряжались мудрые стражи; она низко склонила голову, плотнее запахнулась в свой прекрасный наряд и робкими шагами приблизилась к воротам.

- Стой! – крикнул хриплый грубый голос. – Стражи, сюда!

Услышав это, Сказка задрожала; навстречу ей ринулась толпа пожилых мужчин мрачного вида. Один из них подошёл к Сказке и схватил её за подбородок.

- Голову кверху! – закричал он. – Мы по глазам прочтём, чего ты стоишь.

1 ведущий Покраснев, подняла Сказка голову кверху и раскрыла тёмные глаза.

- Сказка! – закричали стражи и громко расхохотались.- Сказка! А мы-то думали, невесть какое чудо явилось. Нет, шалишь, убирайся отсюда! – закричали стражи.

- Я хочу только к детям, умоляюще произнесла Сказка, - ведь к ним вы можете меня пустить?

2 ведущий - Посмотрим, что она знает на этот раз, - сказал другой.

- Верно! – воскликнули все. – Расскажи, что ты знаешь, но поторопись, мы не станем терять на тебя время.

Сказка вытянула руку и принялась указательным пальцем чертить в воздухе какие-то знаки. И перед зрителями замелькали пёстрые картины: караваны, прекрасные кони, разряженные всадники; бесчисленныё шатры в песках пустыни; птицы и рыбы в бурных морях; тихие леса и многолюдные площади и улицы; битвы и мирные кочевья,- все они пёстрой вереницей, в живых образах, проносились мимо. Сказка с таким усердием вызывала к жизни лёгкие видения, что и не заметила, как стражи, охраняющие ворота, уснули один за другим. Но когда она собралась чертить новые знаки, к ней подошёл какой-то приветливый человек и схватил её за руку.

1 ведущий - Взгляни-ка, милая Сказка, сказал он, указывая на спящих, им твои пёстрые картинки не нужны; проскользни скорей в ворота; они не узнают, что ты на земле, и ты мирно и незаметно пойдёшь, куда пожелаешь. Если хочешь, я поведу тебя, к своим детям; у меня в доме я дам тебе тихое и уютное местечко, там ты можешь поселиться и жить спокойно. Если мои дети будут прилежно учиться, они после занятий станут приходить к тебе со своими сверстниками и слушать тебя. Хочешь?

- О, как охотно последую я за тобой к твоим детям, как я буду стараться доставить им порой весёлый часок!

2 ведущий Добрый человек ласково кивнул ей и помог перешагнуть ей через ноги спящих стражей. Улыбаясь, оглянулась Сказка и быстро скользнула в ворота.

1 ведущий Давайте и мы последуем вслед за героиней Вильгельма Гауфа…


Об эмоциях учеников говорить не буду. Их было много. И урок удаётся: тему ещё раз обсудили, материал повторили, на контрольную работу настроились. Такая нестандартная форма урока нравится ученикам. Возникает желание продолжить совместное творчество. Но… программа есть программа: её надо выполнять. Элементы инсценирования включаются, конечно, и в последующие уроки (где это было уместно). Но эти фрагменты уже не так ярки, не так эмоциональны, как на состоявшемся уроке-карнавале.

Был освоен процесс проведения театрализованного урока. Воплощён в жизнь. А мировая литература, пришедшая на уроки в среднюю школу полноправным предметом, дала толчок ещё к одному виду урока литературы – уроку – заочному путешествию. Принцип проведения такого нестандартного урока был общим. Только содержание отличалось обращением к тем литературным произведениям, которые изучаются по программе. Тем более в некоторых сказках есть не только момент путешествия, а вся сказка – само путешествие.

В курсе мировой литературы легко найти героев, которые помогут заочно путешествовать моим ученикам. По условиям игры учащиеся становятся персонажами только что прочитанной сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». Знакомство с жителями сказочной страны осуществляется от имени этих литературных героев. И путешествовать они будут по Стране Сказок, но с выполнением обязательных творческих, исследовательских, поисковых заданий.

Путешествуя по Стране Сказок, по её городам, улицам и площадям, по её островам, учащиеся выполняют творческие задания, пересказывая сказку, её эпизоды от имени литературного персонажа. Вот фрагмент такого урока…


Учитель. Мы попали на остров Мечты к его жителям. Один из них нас встречает. Узнали героя? /Кот в сапогах/ Это герой какой сказки? Кто её автор?

Жителям острова интересно узнать и о путешественниках – героях сказки «Бременские музыканты». Кто перескажет эпизод этой сказки?

/Пересказ эпизодов сказки 1 – 2 уч-ся/.

А от имени одного из бременских музыкантов сможете? Выберите персонаж и скорее делитесь своими знаниями и умением рассказывать.

/Пересказ эпизодов сказки 2 – 3 уч-ся/

Учитель. Путешествуем дальше. Идя по улице Мастеров, можем попасть на площадь Мечты. Здесь встречаем старую знакомую. Узнали её? Как её зовут? /Золушка/ Почему её так зовут? Кто дал это имя нашей героине? Почему именно тут она живёт? Знаете?

А что можете рассказать Золушке о себе, путешественники?

/Пересказ сказки от имени литературного персонажа 2 – 3 уч-ся/


Обратившись к видам работы, которые учащиеся должны освоить а процессе проведения уроков развития речи, обсуждения прочитанных произведений, выбираем довольно интересный – устный рассказ от имени литературного героя. Беря на вооружение эту форму работы, проводим урок расширения учебных творческих умений и навыков учащихся (эту форму работы также можно сделать всего лишь этапом урока.) Провести урок такого типа в 5 классе опять-таки можно на материале сказки. Хорошо, когда в классе творческие, талантливые, читающие ученики. Тогда все учительские задумки легко осуществить.

Изучая произведения интегрированного курса «Литература» (русская и зарубежная), находим персонаж – героя сказки «Синдбад - мореход» - Синдбада (эта история прочитана учениками к уроку внеклассного чтения). Синдбад поможет ученикам и путешествие морское совершить, и пересказ от своего имени предложить к оцениванию. Таким образом, уместны задания на этом уроке развития речи – устном пересказе сказки от имени литературного персонажа – и составление плана прочитанной истории, и пересказ сказки по составленному плану от имени Синдбада. Рассказываем, показываем (элементы инсценирования и тут присутствуют)…

И вот, наконец, добираемся до урока контрольной работы. И проводим её не совсем обычно. Знания, компетентности учащихся в предмете проверяем… в игр! Да, не обычными тестовыми заданиями (хотя и такое задание предусматривается), не ответами на вопросы (и это задание включаем), и не сочинением-миниатюрой. По сути, работа представляет собой комплексную контрольную работу. Но проведенную в увлекательной форме.


Тематическое оценивание по литературе5 класс

Литературная игра-путешествие по Стране Сказок (разноуровневые задания)


1 задание. Какие качества характера присущи Синдбаду-мореходу:

  • жадность;

  • любознательность;

  • коварство;

  • трусость.

Ответ запишите. (Правильный ответ – 1 балл.)

2 задание. Распределите прочитанные вами сказки по книгам:

  • Волшебные сказки: …

  • Сказки о животных: …

  • Бытовые сказки: …

(Правильный ответ – 1 балл.)

3 задание. Викторина «Верни в сказку»:

  • перину;

  • воловью кожу;

  • огромную рыбу;

  • высокий сундук;

  • топор;

  • ягоды.

(Правильный ответ – 2 балла.)

4 задание. Разгадайте кроссворд.






4



3





2




5













1

















6











  1. Что уронила падчерица в колодец (сказка «Госпожа Метелица»)?

  2. Что хотел сделать Мороз красный нос с девушкой (сказка «Морозко»)?

  3. Кто носил записочки царевны к отцу-матери (сказка «Никита Кожемяка»)?

  4. Кто захотел отобрать волшебную кисть у Ма Ляна (сказка «Волшебная кисть Ма Ляна»)?

  5. Какой братец месяц разрешил Марушке собрать фиалки (сказка «Двенадцать месяцев»)?

  6. Что попросил солдат у хозяйки добавить в кашу?

(Правильный ответ – 3 балла.)

5 задание. Закончите мысль.

Меткое выражение поучительного характера – это …

Устное народное творчество – это …

Самыми древними являются сказки …

Сказки чаще всего начинаются …

(Правильный ответ – 2 балла.)

6 задание. Напишите сочинение-миниатюру «Зачем читателю ХХІ столетия нужны народные сказки?» (Полный ответ – 3 балла.)

Ученики получают удовольствие, работая творчески, раскрепощенно. А результаты такой контрольной работы оказываются выше, чем контрольной, проведенной в традиционной форме. Соединяя, казалось бы, несоединимое в формах проведения урока контрольной работы, получаю свой стиль проведения этого вида контроля.

И ещё об одной форме проведения нестандартных уроков. Итоговые уроки конца учебного года. Как обычно мы их проводим? Списки литературы на лето. И всё? Нет, ещё говорим о прочитанном в уходящем учебном году. И строим планы на будущее. Пробуем перенести игровую форму и на эти уроки.

Сценарий некогда популярной телепередачи наполняем изученным литературным материалом. И вот итоговый урок литературы – урок повторения и обобщения изученного в конце учебного года. Здесь мы подводим итоги, играя, используя знания прочитанных произведений.

Литературная игра «О, счастливчик!» 7 класс

Отборочный тур:

  • Что означает слово «миф»?

а) повесть; б) пересказ; в) поэма; г) история.

Тестовые задания

  1. Кто автор популярной книги «Всадник без головы»?

а) Майн Рид; б) Дж. Свифт; в) Марк Твен; г) Эдгар По.

  1. Кто автор строк «Мы вольные птицы, пора, брат, пора!»

а) А. Пушкин; б) Н. Гоголь; в) М. Лермонтов; г) Ф. Тютчев.

  1. «Последний дюйм» Дж. Олдриджа – это …

а) отрывок из романа ; б) новелла; в) рассказ; г) повесть.

  1. Артур Конан Дойл – представитель литературы:

а) американской; б) австралийской; в) французской; г) английской.

  1. «На полупьяном лице его как бы написано «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы». В этом человеке Очумелов узнаёт:

а) золотых дел мастера Хрюкина;

б) генерала Жигалова;

в) станционного смотрителя Вырина;

г) купца Пичугина.

  1. «В простенке между окнами стояло трюмо. Вам никогда не приходилось смотреться в трюмо восьмидолларовой меблированной квартиры?» Кто живёт в этой квартире:

а) Ассоль и Лонгрен; в) Шерлок Холмс и доктор Ватсон;

б) Делла и Джим Юнг; г) Джордж и Омани.

  1. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их». Из какого произведения взят этот пейзаж?

а) рассказа «Последний дюйм»; в) повести «Тарас Бульба»;

б) новеллы «Вождь краснокожих»; г) повести «Алые паруса».

  1. Что привиделось героине баллады В. А. Жуковского «Светлана» во время гадания:

а) «Вот Светлане мнится, в) «… Под окном Светлана;

Что под белым полотном Из окна широкий путь

Мёртвый шевелится»; Виден сквозь туманы»;

б) «… У зеркала одна г) «Вот в светлице стол накрыт

Посреди светлицы; Белой пеленою;

В тонкий занавес окна И на том столе стоит

Светит луч денницы»; Зеркало с свечою…»

  1. «Однажды, снедаемый отчаянной скукой, Джордж попросил какую-нибудь книгу. Омани, который сам постоянно что-то читал, поднял голову и широко улыбнулся. Не желая доставлять им удовольствия, Джордж чуть было не взял назад свою просьбу, но потом подумал…» О чём подумал Джордж?

а) Мне не всё равно; в) мне всё равно;

б) а не всё ли равно?; г) неизвестно о чём.

  1. Чей портрет?

«Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

а) станционного смотрителя Вырина; в) Лонгрена;

б) Тараса Бульбы; г) Бена.

  1. «От него отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. Он смотрел на неё с улыбкой, которая грела и торопила». Кто герой этого отрывка?

а) Лонгрен; б) Летика; в) Эгль; г) Грэй.

  1. Композиция художественного произведения – это …

а) содержание произведения; в) заключительная часть произведения;

б) построение произведения; г) портрет главного героя.


Практика работы показала, что разнообразные формы урока не только увлекают их участников, но и позволяют повысить интерес учащихся к предмету, мотивацию учеников к выполнению задания и качеству своей работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!