Просмотр содержимого документа
«"Неспособность различать на слух звуки речи"»
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи
Неспособность различать на слух звуки речи. В этом случае некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) детям кажутся одинаковыми и поэтому не различаются на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука?
Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ц, потому что произношение САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ его вполне устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука.
В раннем возрасте такие нарушения внешне похожи на возрастные особенности в произношении звуков, потому что здесь мы тоже имеем дело со звуковыми заменами. Однако это сходство чисто внешнее, поскольку в основе этих замен лежит патологическая причина, без устранения которой овладеть правильным звукопроизношением ребёнок не сможет. Вот почему так важно в возрасте не позднее трёх-четырёх лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае необходимости принять неотложные меры.
Звуковые замены в устной речи, сохраняющиеся у ребёнка и после окончания периода «возрастного косноязычия», особенно коварны тем, что в дальнейшем они
неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет (САПЛЯ
вместо ЦАПЛЯ, ЧЁТКА вместо ЩЁТКА и т. п.), то есть у него возникает «фонематическая дисграфия». В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт прямо противоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает, но даже мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении. Так на основе одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые.