СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя химии " В мире интересных фактов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неделя химии проводиться с 5 по 9 класс.

Торжественное открытие недели химии. Конкурс газет на заданную тему

«В Химическом царстве»

Принимают участие учащиеся 5-9 классов.

 

Игра « Химические элементы»

 (  по ПСХЭ Д.И.Менделеева).

 

Игра « Кто хочет стать миллионером ?» «Неметаллы «

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

Радиопередача о великих ученых – химиках.

 Занимательные опыты.

 

Просмотр содержимого документа
«Неделя химии " В мире интересных фактов"»



Неделя химии в школе.

Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

(М. Горький)


С 13 по 17 октября в нашей школе проводится неделя химии

«В мире интересных фактов»

План мероприятий:

п/п

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

1

Понедельник

Торжественное открытие недели химии. Конкурс газет на заданную тему

«В Химическом царстве»

Принимают участие учащиеся 5-9 классов.

Учитель химии Спиридонова Н.И.

2

Вторник

Игра « Химические элементы»

( по ПСХЭ Д.И.Менделеева).


Учитель химии Спиридонова Н.И.

3

Среда

Игра « Кто хочет стать миллионером ?» «Неметаллы «

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

Радиопередача о великих ученых – химиках.

Учитель химии Спиридонова Н.И.

4

Четверг

Занимательные опыты.

Учитель химии Спиридонова Н.И.

5

Пятница

Подведение итогов, награждение участников.

Учитель химии Спиридонова







НЕДЕЛЯ ХИМИИ

«В мире интересных фактов»


Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)

Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Ведь алгебра, музыка ,физика

Намного, наверно, важней.


Ведь алгебра, музыка, физика

Ведут человека вперед

Без них наша жизнь немыслима

Без них человек не живет.


Но химия – самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?


Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.


Она интересна. Загадочна,

Но нужно ее учить,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить!


Пояснительная записка


Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели

предметов естественно-научного цикла. Познавательный интерес к химии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели, которые отражены в Положении о предметной неделе. При планировании и отборе материала для мероприятий предметной недели следует соблюдать следующие принципы:

• целостность, законченность;

• неповторимость каждого дня (своя смысловая направленность, девиз, центральное мероприятие);

• обязательность сквозных мероприятий, задающих общую направленность недели;

• ориентированность мероприятий на весь ученический коллектив;

• необходимость итогового мероприятия, которое охватывает основные положения и смысл недели ;

• важность открытого способа фиксирования итогов каждого мероприятия недели;

• обязательность награждения победителей и поощрения участников недели.


Этапы проведения предметной недели

I. Подготовительный этап. Творческая группа учителей-предметников составляет план недели и подбирает конкурсные вопросы, задания, мероприятия, оформляет экспозиционный

материал, определяет сроки, согласно Положению о проведении недели. На данном этапе желательно подключить учеников старших классов, проявляющих интерес к химии, для помощи в организации и проведении мероприятий, подведении итогов.

II. Объявление о начале недели.

Задача этого этапа – заинтересовать, привлечь участников – решается через яркое,броское, красочное оформление общешкольного стенда, посвященного проведению недели .

III. Основной этап. Проведение недели

п/п

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

1

Понедельник

Торжественное открытие недели химии. Конкурс газет на заданную тему

«В Химическом царстве»

Принимают участие учащиеся 5-9 классов.

Учитель химии Спиридонова Н.И.

2

Вторник

Игра « Химические элементы»

( по ПСХЭ Д.И.Менделеева).


Учитель химии Спиридонова Н.И.

3

Среда

Игра « Кто хочет стать миллионером ?» «Неметаллы «

Конкурс шарад, метаграмм, анаграмм.

Радиопередача о великих ученых – химиках.

Учитель химии Спиридонова Н.И.

4

Четверг

Занимательные опыты

Учитель химии Спиридонова Н.И.

5

Пятница

Подведение итогов, награждение участников.

Учитель химии Спиридонова




IV. Подведение итогов, награждение.

Награждение победителей осуществляется на общешкольной линейке.













Неделя химии «В мире интересных фактов»


Предметные недели – это цикл мероприятий, пронизанных духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.


Цель недели химии: развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.

Задачи.

1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.

2. Предоставить всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.

3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.



Викторина «Неметаллы». (9 классы)

Оформление и оборудование: караоке для «музыкальных пауз».

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!

1) Какой газ образуется при радиоактивном распаде бария?

(Радон)

2) Назовите компонент сплавов для регулирующих устройств ядерных реакторов?

(Бор).

3) Какой инертный газ используется при рентгеноскопических обследованиях головного мозга?

(Ксенон).

4) Какой неметалл получают из руды с помощью бактерий? Он же входит в состав аурипигмента?

(Мышьяк).

5) Какой газ применяют в электровакуумной технике?

(Криптон).

6) Какой неметалл входит в состав светочувствительных слоев в кселографии? (Селен).

7) Самый распространенный химический элемент во Вселенной?

(Водород).

8) Какой газ используют в световых рекламах?

(Неон).

9) Элемент, в обычном состоянии – газ, являющийся необходимой составной частью костей и зубов?

(Фтор).

10) Какой газ впервые «нашли» на Солнце?

(Гелий).

11) Основной элемент органических веществ?

(Углерод).

12) Элемент, названный в честь нашей планеты

(Теллур).

13) Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов?

(Азот).

14) Какой инертный газ используют при производстве сверхчистых веществ?

(Аргон).

15) Самый распространенный химический элемент на Земле?

(Кислород).

16) Соединения, какого химического элемента используются в фотографии?

(Бром).

17) Какой химический элемент является основой неживой природы?

(Кремний).

18) С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях?

(Йод).

19) Один из основных химических элементов, необходимый растениям и входящий в состав минеральных удобрений?

(Фосфор).

20) Соединения, какого химического элемента составляют основу сульфидных руд?

(Сера).

21) Какой газ выделяется при разрушении фреонов?

(Хлор).

22) Как и при каких условиях можно сжечь спичкой стальную иглу или перо?

(В атмосфере кислорода).

23) Как получить воду из огня?

(При горении водорода).

24) О каких химических веществах после химической реакции можно сказать: «Каким ты был, таким остался»?

(О катализаторах).

25) Кто впервые предложил название «кислород»?

(Лавуазье).

26) Какой из жидких оксидов самый распространенный на Земле?

(Вода, H2O).

27) Его назвали «безжизненный газ», но, оказывается, он входит в состав аминокислот и белков?

(Азот).

28) В 670 г. защитники Константинополя сожгли арабский флот с помощью «греческого огня». Что такое «греческий огонь»?

(Смесь серы с селитрой K NO3 и углем).



























Игра « Химические элементы». (8 классы)

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Методы и приемы: словесно – наглядный.

1) Названия, каких химических элементов включают в себя названия других элементов? (Протактиний – актиний, иттербий – тербий, нильсборий – бор).

2) Как название одного химического элемента можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, радий – родий, цезий – церий, таллий – галлий).

3) На какую букву алфавита начинается больше всего названий химических элементов? (На букву «к» начинаются названия 11 элементов).

4) На какую букву алфавита заканчивается больше всего названий химических элементов? (На букву «й» заканчиваются 62 названия элементов).

5) Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).

6) Какой элемент всегда рад? (Радон).

7) Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

8) Какой неметалл является лесом? (Бор).

9) Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).

10) Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

11) Названия, каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово).

12) Названия, каких химических элементов состоят из одинаковых букв? (Тербий – иттербий, тантал – лантан).

13) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).

14) В названии, каких химических элементов:

а) три буквы «и»; б) три буквы «е» в) три буквы «о»; г) три буквы «й». а) иридий, б) менделеевий, в) водород, золото, олово, г) эйн-штейний.

15) Названия, каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).

16) Какой химический элемент имеет самое длинное название?

(Протактиний).

17) В названиях, каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (Калий, калифорний).

18) В названия, каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе).

19) В названия, каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (Кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделеевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, самарий – Мари, нильсборий – Нильс, диспрозий – Рози, лоуренсий – Енс, полоний – Пол, вольфрам – Вольф, рутений – Рут, платина – Тина, никель – Ник, плутоний – Тони).

20) Какие мужские имена полностью идентичны названиям химических элементов? (Радий, гелий).

21) В названия, каких мужских имен входят названия химических элементов? (Серафим – сера, Борис – бор).

22) Названия, каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу? (Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.

Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдаю-щийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятель-ности; г) прибор для нагревания воды).

23) Назовите химические элементы, при чтении которых слева направо, начиная с любой буквы, можно получить наибольшее число слов, имеющих самостоятельное значение? (Протактиний – рот, рота, такт, акт, актиний.Нильсборий – Нильс, Нил, ил, сбор, бор).

24) Название, какого химического элемента спрятано в словосочетании: «Периодическая система»? (Йод).

25) Назовите химический элемент, который дал название музыкальному инструменту? (Хром – хромка (двурядная гармонь).

26) В названии, какого химического элемента надо изменить лишь ударение, чтобы получить вещество, способное преобразовывать поглощаемую энергию в световое излучение? (Фсфор – фосфр).

27) В фамилию какого известного физика и химика, лауреата Нобелевской премии, входит название химического элемента? (Си-борг – бор).

28) Название, какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).

29) Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (Углерод – алмаз – графит).

30) Какой металл может «кричать»? (Олово. При сгибании оловянной палочки слышится характерный треск, получивший название «крик олова». По-видимому, этот факт обусловлен трением и разрушением кристаллов при деформации).

31) Какой расплавленный металл может заморозить воду? (Ртуть.Вода замерзает при 0 оС, ртуть же становится твердой лишь при температуре менее – 39 оС, если при температуре– 20 оС ртуть погрузить в воду, то этого будет вполне достаточно, чтобы превратить воду в лед).

32) Какие элементы в научно-популярной литературе называют элементами жизни и смерти? (Азот и фосфор.Эти элементы крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности живых организмов, но в то же время они входят в состав многих взрывчатых веществ).

33) Какие химические элементы образуют больше всего соединений? (Водород и углерод).

34) Как превратить олово в порошок, не прибегая ни к каким инструментам? (Охладить до – 25 оС

35) Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

36) Какие химические элементы утверждают, что могут «рождать другие вещества»? (Водород, кислород).

37) В название, какого металла входит название дерева? (Никель).

38) Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).

39) Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото).

40) В названия каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром).

41) От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (Серебро).

42) Какая вода мутится от дыхания? (Известковая вода).

43) Как обуглить дерево без огня? (Конц.H2SO4).

44) Какие простые вещества находятся при обычных условиях в жидком состоянии? (Бром, ртуть).

45) Какой металл плавится в руке? (Галлий).

46) Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро).

47) Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? (Цезию или францию).

48) Как называется наука, изучающая поиск руд по растениям? (Биогеохимия).

49) Название, какого химического элемента в переводе с немецкого означает «волчья пена»? (Вольфрам).

50) Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (А.П. Бородин).

51) Какой русский химик организовал первую в России химическую лабораторию? (М.В. Ломоносов).

52) Недостаток, какого химического элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? (Фтор).

53) Где впервые был изобретен фарфор? Где родина фарфора?

(В Китае.В Европу фарфор завез Марко Поло, но секрет его изготовления узнать так и не удалось).

54) Соединением, какого химического элемента был отравлен Наполеон? (Мышьяк).

55) Алхимики утверждали:

«Семь металлов создал свет,

По числу семи планет…»

Назовите эту великолепную семерку. (Солнце – золото, Юпитер – олово; Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Сатурн – свинец, Венера – медь).

56) Два антипода парой ходят,

Первый теряет – второй находит,

Ролью меняясь при этом порой…

Кто ж из них первый и кто же второй? (Окислитель и восстановитель).

57) Какой металл называли в Испании «серебришко»? (Платина).

58) Продолжите слова Н.Д. Зелинского: «Неосуществимых реакций нет, а если реакция не идет, то еще не найден… (Катализатор).

59) Какой металл называют металлом неутомляемости? (Бериллий, пружины из него почти вечны, выдерживают до 20 млрд. циклов нагрузки).

60) В какой воде лучше растворяется поваренная соль? В холодной или в горячей? (Одинаково).

61) В каком платье можно загорать? (Ацетатный шелк пропускает ультрафиолетовые лучи).

Здесь загадки и шарады! За отгадку – две награды!

Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, имеющих самостоятельное значение.

1) Название какого неметалла говорит о радостном состоянии человека. (Радон – Рад он).

2) Первые два слога элемента являются также первыми в названии важнейшего класса органических соединений, широко распространенных в природе; последние три буквы имеются также в названии самого легкого газа; в целом – это название химического элемента, составляющего главную часть всех органических веществ. (Углеводы, водород – углерод).

3) Первый слог названия вещества – это первые две буквы названия производных аммиака, в молекуле которых один или несколько атомов водорода защищены органическими радикалами; второй слог – нота; последний – первый слог названия атома (иона) или группы атомов, принимающих электроны и образующих химическую связь за счет свободной орбитали и не поделенной пары электронов донора; в целом – это бесцветный газ с резким характерным запахом, почти в два раза легче воздуха (амины, ми, акцептор – аммиак).

4) Первые четыре буквы обозначают официальную эмблему государства, изображаемую на печатях, денежных знаках и т.п.; затем следует первая буква химического элемента, образующего при нагревании пары фиолетового цвета; следующие две буквы – первые в названии металла, соединения которого обладают амфотерными свойствами; последняя буква является первой в названии популярной молекулы; в целом – это препарат для борьбы с сорной растительностью (герб, йод, цинк, диполь – гербицид).

5) Первые четыре буквы обозначают орган зрения человека, позвоночных и многих беспозвоночных животных; следующие две буквы являются первыми в названии радиоактивного элемента группы актиноидов; изотопы которого используются как источник энергии в ядерном оружии; последняя буква является также последней в названии блестящего жидкого металла; в целом – это стекловидный слой на керамических изделиях (глаз, уран, ртуть-глазурь).

6) Первые два слога – женское имя, следующие две буквы являются первыми в названии частицы дисперсной фазы золь, окруженной слоем молекул или ионов дисперсионной среды; последняя буква является первой в названии одного из городов Молдавии; в целом – это взрывчатое вещество, содержащее значительное количество нитроглицерина. (Дина, мицелла, Тирасполь – динамит).

7) Первый слог является первым в названии полярной молекулы; второй слог – название галогена; третий – предельный углеводород; в целом – это органический растворитель (диполь, хлор, этан – дихлорэтан).

8) Первые две буквы являются первыми в фамилии советского разведчика, который, находясь в качестве немецкого журналиста в Германии, Китае и Японии, добывал ценную разведывательную информацию в 30 – 40х гг; последние два слога обозначают игру; в целом – это благородный металл желтого цвета. (Зорге, лото- золото).

9) Первый слог обозначает коллоидный раствор синтетических или естественных смол в органических растворителях; последние три буквы являются первыми в названии устойчивых ветров, направление которых резко меняется на противоположное или близкое противоположному два раза в год; в целом – это красящее вещество, добываемое из некоторых лишайников и применяемое как индикатор для определения реакции среды (лак, муссоны – лакмус).

10) Первый слог является первым в названии класса сложных неорганических веществ; последние пять букв обозначают однолетнее овощное растение семейства сложноцветных; в целом – это соль щавелевой кислоты. (Оксиды, салат – оксалат)

11) Первый слог обозначает класс сложных неорганических веществ; 2-й и 3-й слоги – слабо уплотненная масса перепутанных волокон, очищенных от примесей; следующие две буквы являются первыми в названии металла, соединения которого проявляют амфотерные свойства; последняя буква является первой в названии ископаемой смолы хвойных растений третичного периода; в целом – это электростатическое взаимодействие между частицами (ионами, молекулами) растворенного вещества и растворителя (соль, вата, цинк, янтарь – сольватация).

12) Слог мой первый метлой выметают.

Слогом вторым информатор считает.

В целом скажу, дорогие друзья,

Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит).

13) Первый слог – предлог известный.

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать,

Нужно вам металл назвать.

(Натрий).

14) Нота

Плюс женское имя,

В целом напишем …

(Резина).

15) Я – газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

А слог мой первый – божество,

Река – вот слог второй.

(Ра – Дон).

16) К предлогу и ноте

Время года добавьте,

Из полученных букв

Лантаноид составьте.

(Празеодим).

17) Первый мой слог означает крушение,

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь лишь только в зеленых растениях.

Подумайте, кто я такой?

(Крахмал).

18) Основа моя – сухая трава,

С обоих концов – согласные.

В целом я – газ, дорогие друзья,

И кто я, думаю, ясно вам.

(Ксенон)

19)

Первый слог мой – повозка большая.

Моральная сила – слог мой второй.

В целом, важнейшую роль выполняя,

Хоть и невидим, всегда я с тобой.

(Воздух).

20) Слог мой первый – предлог.

Слог второй – сообщение.

Чтоб назвать меня смог,

Вспомни соединение.

(Известь).

21) Напиши, как зовут великана из сказки,

А рядом – названье реки.

Букву поставь между ними для связки –

Диена названье прочти.

(Дивинил).

22)

Найдите две ноты в начале октавы;

Участок, где выросли сочные травы.

Из букв этих слов элемента название,

Подумав, попробуйте сами составить.

Чудесными свойствами он обладает:

То ярко сверкает, то черным бывает.

(Углерод).

23) Первый слог мой – отрицанье

Слог второй – местоименье,

Отгадай мое названье,

Поскорей, я жду решенья!

(Не – он).

24) То, что в облаке сгустится,

Да балканская столица,

Меж собой соединяясь,

Образуют целый класс.

(Парафины).

25) Мы первым подзовем кота,

Вторым измерим толщу вод,

Союз на третье нам пойдет.

А целым станет

(Кислота).

26) Слог первый мой – провала лик,

Но со вторым – страх не велик.

А в целом – я собою горд,

Как всякий важный углевод.

(Крахмал).

Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.

1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото); название инструмента (золото – долото)?

2) Из названия, какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).

3) Из названия, какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).

4) Из названия, какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города-героя, (тулий – Тула); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада); название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?

5) Заменишь букву «й» на «я» –

Увидишь дивные поля.

Узнаешь чудесную страну.

Скажи элемент мне, ну?

(Франций – Франция).

6) А это что за элемент?

В нем изменений сложных нет.

Ты измени в нем ударенье,

Построишь тотчас на реке сооруженье.

(Плтина – плотна).

7) С «ф» – я очень мягкий минерал.

С «н» – я тверд, найдешь меня средь скал.

А теперь я гласную сменю

И себя дороже оценю.

(Графит – гранит – гранат)

Логогриф – это игра, в которой буквы в слове не заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые.

1) Из названия, какого химического элемента можно убрать первую букву и получить название притока Днестра? (Никель – Икель).

2) Из названия, какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название реки? (Радон – Дон).

3) Из названия, какого химического элемента, выбросив первые две буквы, можно получить название одной из распространенных игр? (Золото – лото).

4) Из названия, какого химического элемента можно получить, выбросив последнюю букву, название древнего судна (аргон – Арго); слово – клич, с которым солдаты идут в атаку, а мирные люди – на парад? (Уран – Ура).

5) К названию, какого химического элемента можно добавить в конце две буквы и получить название корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом? (Титан – Титаник).

6) К названию, какого химического элемента нужно прибавить в конце три буквы, чтобы получить имя героя древнегреческого мифа, отправившегося в Колхиду за золотым руном? (Аргон – аргонавт).

7) В название химического элемента третьего периода добавьте букву «ф» и получите название земной оболочки? (Сера – сфера).

8) К названию химического элемента третьей группы прибавьте числительное, чтобы получилась фамилия русского ученого-химика и композитора? (Бор + один = Бородин).

9) Ну-ка, дай-ка мне ответ,

И узнаю я сейчас,

Знаешь химию иль нет,

Все откроется тотчас.

Дам вопрос нетрудный я.

Отними две буквы –

Получается игра

(Зо-лото).

Анаграмма отличается от других буквенных игр – задач тем, что из одного и того же слова, переставляя слоги и буквы, а также при обратном чтении (справа налево), можно получить новые слова.

1) Из названия, какого химического элемента, меняя последнюю букву на другую и читая с конца, можно получить слово, обозначающее название: животного, которое может быть домашним или диким (азот – коза); удлиненного стебля (побега) или ветви некоторых растений, преимущественно, винограда, ивы? (Азот – лоза).

2) Из названия, какого химического элемента, переставляя первую букву в конец, можно получить название полезного ископаемого (фтор – торф); одного из видов четырехугольника? (Бром – ромб).

3) В названии галогена измените порядок букв и получите название твердого топлива, которое часто используется как органическое удобрение. Изменив порядок букв еще раз, получите название долговременного укрепления. (Фтор – торф – форт).

4) В названиях, каких галогенов нужно изменить порядок букв, чтобы получить названия геометрической фигуры и сорта картофеля. (Бром – ромб; хлор – лорх).

5) В названии, какого химического элемента надо изменить порядок букв, чтобы получить изотоп водорода? (Иттрий – тритий).

6) Название, какого взрывчатого вещества нужно прочитать наоборот, чтобы получить прибор для измерения глубины моря? (Тол – лот).

7) Течет здесь вода, орошает поля,

Для этого создали люди меня.

Но быстро могу свою суть изменить;

В парафин меня можешь легко обратить.

(Канал – Алкан).

8) В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если ж буквы переставить,

Гибким стеблем стану я

(Зола – лоза).

9) Я – газ редчайший на Земле.

Мне близки радий и свинец.

Но буквы переставишь мне,

И я – истории творец.

(Радон – народ).

10) Буквы не лежат на столе перед нами.

Расставим их так, чтобы стали словами.

Вот первое слово – фигура одна,

Всего в ней, заметим, четыре угла.

И слово второе сумели собрать,

Его в галогенах пришлось отыскать.

(Ромб – бром).

11) Горючий продукт я,

«Живу» на болотах.

Но есть одна буква

В названьи коротком.

Прыжок ее быстрый –

И все изменилось:

Я стал элементом.

Так чудо свершилось.

(Торф – фтор).

12) Что за чудо – анаграмма!

Четыре слова – целый ряд!

Один смешит нас всю программу.

Второй расколет все подряд.

Третий лезет вон из кожи:

Он всех стремится отклонить.

А четвертый сразу может

Измерить ток и украшать.

(Клоун – колун – уклон – кулон).

13) Противоречий порожденье,

Я возникаю всюду там,

Где материи движенье

С металлом сводит неметалл.

Но если буквы переставить,

Легко найти меня в лесу.

Красуясь мощными рогами,

Я по поляне пробегу.

(Соль – лось).

14) Диктор на футбольном матче

Ведет азартно передачу.

Когда ж на поле будет гол,

Кричит два слова в микрофон…

Первое слово на буквы разбейте,

Новое слово составить сумейте.

Значить должно оно, чтобы вы знали,

То, из чего выплавляют металлы.

(Удар – руда).

15) Как у бога Януса двуликого,

У меня найдете два лица.

Я ведь слово очень необычное –

Читаюсь с начала, а также с конца.

Для поэта – символ вдохновенья,

Меня когда-то Пушкин воспевал.

А для химиков, поверьте,

Я очень важный, нужный радикал.

(Лира – арил).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА, ПОСВЯЩЕННАЯ« НЕДЕЛЕ ХИМИИ».

-Уважаемые ребята! Вот и закончилась «Неделя химии»!

Разрешите подвести итоги.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!