СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не с существительными (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не с существительными (6 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Кошехабльский район»

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



Конспект урока

по теме:

«Правописание НЕ с именами существительными»

(русский язык, 6 класс)











Работу выполнила:

Смотрова Наталья Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10



х. Игнатьевский









2021 г.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………..4

Конспект урока «Правописание НЕ с существительными» (русский язык, 6 класс)………………………………………………………………………………5 Приложения к уроку…………………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованных источников и литературы:………………………….24


































Аннотация

Данный урок разработан для учащихся 6-х классов. Может быть применен в учебном процессе, по планированию, в курсе изучения русского языка.

В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся учатся писать НЕ с существительными.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений.

Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.

Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.

Урок разработан на основе школьного учебника для 6 класса под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской в соответствии с ФГОС.





























Введение

Тема «Не с существительным» даётся впервые в шестом классе. Она является основой для изучения правописания НЕ с другими частями речи: прилагательным, причастием, наречием, потому что условия слитного и раздельного написания с НЕ опирается на данное правило и дополняется в соответствии с особенностями каждой части речи.

Актуальность выбранной темы:

Приобретенные знания станут теоретической основой для изучения на последующем этапе орфограмм, связанных с правописанием НЕ со словами различных частей речи.

Также, актуальность выбранной темы по русскому языку определяется малым количеством методических разработок по теме: «Правописание НЕ с существительными». В сети «Интернет» имеется много конспектов урока по выбранной теме, но именно методических разработок мало.

Цель урока: изучение правила написания НЕ с существительными

Задачи урока:

  1. Обучающие: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, развивать умение правильно писать слова на данную орфограмму, вырабатывать умение различать приставку не-, частицу не и не- часть корня.

  2. Развивающие: развитие логического мышления, внимания, воображения, умения сравнивать анализировать, обобщать, делать выводы, правильно строить свое высказывание. Воспитательные: способствовать совершенствованию культуры общения, речи, поведения, умения поддерживать заинтересованность в получении знаний по предмету, обеспечить нравственное воспитание учащихся 

Для реализации целей и задач были выбраны следующие средства обучения (с учетом возрастных особенностей):

1) словарно-орфографическая работа;

2) игра «Собери пословицы»;

3) загадки;

4) презентация (как наглядное средство обучения).

Конспект урока по теме:

«Правописание НЕ с именами существительными»

(русский язык, 6 класс)

Цель: изучение правила написания НЕ с существительными.

Задачи:

  • Обучающие: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными, развивать умение правильно писать слова на данную орфограмму, вырабатывать умение различать приставку не-, частицу не и не- часть корня.

  • Развивающие: развитие логического мышления, умения сравнивать анализировать, обобщать делать выводы, правильно строить свое высказывание, развитие внимания, воображения, совершенствование развития познавательного интереса к предмету.

  • Воспитательные: способствовать совершенствованию культуры общения, речи, поведения, умения поддерживать заинтересованность в получении знаний по предмету, обеспечить нравственное воспитание учащихся 

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

 Метапредметные:


Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными


Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы и формы обучения:  методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный; формы: беседа, индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

- чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

- чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

- контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Оборудование: доска, ИКТ

Учебник: Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М. : Просвещение, 2015. – 191 с.

Раздаточный материал: карточки с пословицами, алгоритм действий, искусственная елка и елочные игрушки трех цветов (желтый, синий, красный), призы (медали и ручки)







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)

(СЛАЙД 1)

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

- Желаю нам сегодня успешной и плодотворной работы на уроке! Удачи на пути получения новых знаний!

(Урок начала с организационного момента, целью которого было позитивно настроить детей на работу).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.

 Формирование эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин)


Задание 1. Вставить в слова пропущенные буквы и объяснить орфограмму.

К…сание, , з…рька, заг…р, (не)вежа, (не)правда, (не)книга, а тетрадь

( Актуализация знаний позволила обучающимся обобщить знания по изученному материалу).

Один ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и объясняет орфограммы

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

(СЛАЙД 2)


Беседа с учащимися.

- Какие слова вызвали у вас затруднение? (невежа, неправда, не книга, а тетрадь)

—Посмотрите на эти слова. Что между ними общего? (Все слова являются именами существительными).

- Что еще общего между этими именами существительными? (Все слова начинаются на НЕ).

- А что нам нужно сегодня сделать на уроке, чтобы правильно написать эти существительные? (Научиться понимать, когда НЕ пишется с существительными слитно, а когда раздельно.)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Правописание НЕ с именами существительными)

-Давайте запишем тему урока: (СЛАЙД 3)


«Правописание НЕ с именами существительными»


(С помощью проблемной ситуации была поставлена задача для дальнейшей работы на уроке и самостоятельного определения темы урока. Эта проблемная ситуация помогла обучающимся активно включиться в работу по изучению нового материала и заинтересовала их).

 Учащиеся отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения

  1. Открытие новых знаний (10 мин)

(СЛАЙД 4)


































































































































4.Применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений















5.включение в систему знаний и повторения

 Задание 1.

-Отгадайте загадки! Подсказка: отгадки начинаются с НЕ.

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)

3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)

4. Неизвестный человек. (Незнакомец)

- Как пишется НЕ с этими словами? Чтобы вам было легче понять, как правильно писать НЕ с сущетвительными, попробуйте представить эти существительные без НЕ. Что получилось? (Ряха, доучка, поседа, знакомец) (СЛАЙД 5)

-Как вы думаете, эти слова существуют? (НЕТ!)

- Тогда как мы их напишем слитно или раздельно?

(Слитно, потому что эти существительные не употребляются без НЕ) (СЛАЙД 6)


ПРАВИЛО. Не с существительным пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ.


Задание 2. А) От данных слов образуйте слова с НЕ (СЛАЙД 7)

О б р а з е ц : Счастье –  несчастье

Внимательность (невнимательность)

Воля (неволя)

Друг – (недруг)

Правда – (неправда)

Б) К образованным словам подберите синонимы (СЛАЙД 8)

(не)счастье (горе).

(не)внимательность (рассеянность).

(Не)воля (рабство).

(не)друг (враг).

(не)правда (ложь).


-Как пишется не с этими существительными?


ПРАВИЛО. Не с существительными мы будем писать слитно, если к существительным можно подобрать синоним без НЕ.(СЛАЙД 9)


несчастье (горе).

невнимательность (рассеянность).

Неволя (рабство).

недруг (враг).

неправда (ложь). (СЛАЙД 10)

Записывают слова в тетради.


- Мы разобрали два случая слитного написания не с существительными. Теперь нам предстоит узнать, когда НЕ с существительными пишется раздельно. Для этого случая существует правило.

ПРАВИЛО. Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то не с существительным пишется раздельно.


Задание 3.

-Посмотрите на эти предложения. Как НЕ с существительными пишется в этих предложениях? (СЛАЙД 11)

(Не)лето, а зима.

(Не)утро, а вечер.

(Не)река, а море.

(СЛАЙД 12)

После рассуждений учащиеся приходят к выводу, что в данных предложениях НЕ с существительными пишется раздельно, затем записывают предложения в рабочие тетради.

Ответ.

Не лето, а зима.

Не утро, а вечер.

Не река, а море

(Задания направлены на ознакомление учащихся с новой темой. С помощью наводящих вопросов подводила детей к самостоятельному выводу о слитном и раздельном написании НЕ с существительными)


Орфографическая физминутка (СЛАЙД 13)


-Ребята, после долгой напряженной работы давайте немного подвигаемся. Я сейчас буду произносить слова, ваша задача - выполнять определенные движения при этом.

Я буду читать существительные с НЕ, а вам нужно внимательно послушать и выполнить следующие действия: если вы думаете, что НЕ с существительным пишется СЛИТНО, вы хлопаете в ладоши, а если НЕ с существительным пишется РАЗДЕЛЬНО – поднимаете руки вверх.

Ненависть (хлопнуть в ладоши)

не добро, а зло (поднять руки вверх)

незабудка (хлопнуть в ладоши)

не правда, а ложь (поднять руки вверх)

нелепица (хлопнуть в ладоши)

неряха (хлопнуть в ладоши)

недруг (хлопнуть в ладоши)

(В проведении урока орфографическая физминутка играет важную роль: во-первых, она снимает эмоциональное и физическое напряжение учащихся; во-вторых, участвует в первичном закреплении нового материала).


Работа с учебником, составление алгоритма действий (СЛАЙД 14)

Чтение материала для самостоятельных наблюдений, разбор правила и составление алгоритма действий.


Алгоритм действий:

1.Найдите существительное с частицей не;

2.Посмотрите, употребляется ли существительное без частицы не. Если не употребляется, то не существительным пишется слитно;

3. Если употребляется, то посмотрите, можно ли подобрать синоним без частицы не. Если можно подобрать синоним, то не с существительным пишется слитно.

4. Если есть противопоставление с союзом а, то не с существительным пишется РАЗДЕЛЬНО.



(Составление алгоритма позволит детям лучше ориентироваться в новом материале и поможет применять правило на практике.)

Игра «Собери пословицы» (СЛАЙД 16)

Учитель. Ребята, давайте поиграем! Мы разделимся на три команды. Каждой команде я дам конверт, в котором будут карточки с пословицами, разделенными на две части. Вам нужно правильно собрать пословицы. Победители читают полученные пословицы и объясняют их смысл.

1). (Не) печь кормит, а руки.

2). Глупость (не) порок, а беда.

3). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

4) Друзья в (не)счастье познаются (СЛАЙД 17)



(Целью работы в  группах является формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им  в дальнейшем успешно обучаться, сотрудничать друг с другом.)


- Ребята, а ваш класс можно назвать дружным? Вы готовы в трудной ситуации прийти друг к другу на помощь? ( Примерные ответы: Да, мы очень дружный класс. Мы всегда говорим друг другу правду, уважаем друг друга и в любой момент готовы прийти на помощь.)

(Поднимая вопрос о дружбе, я решаю важную воспитательную задачу: обеспечиваю нравственное воспитание учащихся) 


- Да, ребята, в жизни очень важно найти настоящего друга, который будет говорить правду, принимать тебя таким, какой ты есть, и который никогда не оставит тебя в трудной ситуации. Цените дружбу и уважайте друг друга!


В конце игры учитель награждает все команды.


Самостоятельная работа

-Перепишите пословицы, раскрывая скобки

1).(Не)печь кормит, а руки.

2). Глупость (ну) порок, а беда.

3). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

4) Друзья в (не)счастье познаются


(Данное задание позволяет определить степень освоения новым материалом)

Ответ.

1). Не печь кормит, а руки.

2). Глупость не порок, а беда.

3). Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

4) Друзья в несчастье познаются (СЛАЙД 18)


Появление Незнайки (СЛАЙД 19)

-Здравствуйте! Вы меня узнали? (НЕЗНАЙКА)

-Мне послышалось или вы говорили обо мне? (Мы говорили о правописании НЕ с существительными).

- Мне всегда было интересно, как правильно пишется мое имя!

Учитель. Итак, объясните Незнайке почему его имя пишется слитно?

Дети. «Незнайка» пишется слитно, потому что, это существительное, которое без НЕ не употребляется.

Незнайка. Вы знаете, мне очень нравится одно стихотворение, но смысл его я понять не могу. Вот послушайте.


Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?


Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.


Прослушав стихотворение, дети приходят к выводу, что в стихотворении не хватает НЕ. Далее Незнайка читает это же стихотворение, но уже добавляет НЕ, а после прощается с классом и убегает.


Учащиеся, разгадывают загадки, образовывают существительные с НЕ.

Разбирают вместе с учителем все случаи написания НЕ с существительными























































Опираясь на правило, объясняют правописание НЕ с данными существительным и записывают предложения в тетрадь


























Выполняют орфографическую физминутку.



























Работают с учебником и составляют алгоритм применения правила






























Обучающиеся делятся на 3 команды и собирают пословицы









































Работают самостоятельно

















Приветствуют Незнайку, объясняют слитное написание НЕ с существительным

Личностные:

Осознают свои возможности в учении

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного.

Коммуникативные:

Строят небольшие монологические высказывания

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье  
















Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения































Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения






















































Личностные:

Желают

приобретать новые знания, совершенствуют

имеющиеся

Познавательные:

Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы





















































Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения









Познавательные:

устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи  операции сравнения, анализа, синтеза

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения














  1. Домашнее задание и выставление оценок.

1) Придумайте сказку под названием «Имя Существительное и его подруга НЕ». Начало у всех будет одинаковое: «Жило-было Имя Существительное, и была у него подруга НЕ….». Это должна быть небольшая сказка, объемом на одну страницу.

2) Составить словарь существительных, которые не употребляются без НЕ. Это задание нужно выполнить в рабочей тетради.

Далее учитель выставляет оценки. (СЛАЙД 20)


Слушают домашнее задание, если что-то непонятно, задают вопросы

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  1. Рефлексия учебной деятельности

-Ребята, вы молодцы! Мне кажется, мы с вами очень хорошо поработали. (СЛАЙД 21)

-Посмотрите, у меня есть Елочка Знаний и Настроения. Рядом стоит коробочка, в которой находятся игрушки: желтые, синие, красные. Вам нужно взять одну игрушку, цвет которой передает ваше настроение, и украсить елочку. Желтая игрушка – вам понравился урок, и все было понятно; синяя игрушка – в целом, урок вам понравился, но что-то было непонятно; красная – вам было скучно и неинтересно, урок вы не поняли. Выходите по 2 человека и начинайте украшать.



Ученики по очереди подходят к Елочке и вешают на нее выбранную игрушку.

- Спасибо за прекрасный урок. Мне очень понравилось работать с вами. До свидания, ребята! (До свидания, Наталья Андреевна!)

(Проведение рефлексии  позволяет учащимся самостоятельно оценивать свое состояние, результаты своей деятельности, а учителю – проследить степень осведомленности по изученному материалу).

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

























Приложения к уроку



Приложение 1.

Алгоритм действий:

1.Найдите существительное с частицей не;

2.Посмотрите, употребляется ли существительное без частицы не. Если не употребляется, то не существительным пишется слитно;

3. Если употребляется, то посмотрите, можно ли подобрать синоним без частицы не. Если можно подобрать синоним, то не с существительным пишется слитно.

4. Если есть противопоставление с союзом а, то не с существительным пишется РАЗДЕЛЬНО.








Приложение 2.

Пословицы для игры

Команда № 1

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не)порок, а беда.

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

(Не)друг поддакивает, а друг спорит.


Команда № 2

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не)порок, а беда.

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

(Не)друг поддакивает, а друг спорит.


Команда № 3

(Не) печь кормит, а руки.

Глупость (не)порок, а беда.

Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

(Не)друг поддакивает, а друг спорит.




Приложение 3.

Презентация

Заключение

В ходе урока должны быть достигнуты следующие результаты обучения:

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

 Метапредметные:

Коммуникативные: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов

Планируемые результаты должны быть достигнуты в течение урока:

1) при формировании темы и целей урока;

2) во время работы в группе;

3) при работе с источниками информации;

4) при выполнении заданий учителя;

5) при обсуждении проблемного вопроса (главного вопроса урока) и поддержание диалога с учителем, участниками совей группой и другой группы.

Список использованных источников и литературы:
  1. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2 частях.  Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Москва «Просвещение» 2013 г.

  2.  Бакулина Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 6 класс / Г. А. Бакулина. -1гадос, 2014.

  3. Леонидова М.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, 6 класс. Изд. «Экзамен» - М. 2008




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!