СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не с причастием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не с причастием»

Требования к оформлению задания:


ФИО ______________________________________________________________


Место работы ______________________________________________________


Предмет ____русский язык____________________________________________




1. Тема (содержательная единица вашего предмета). Название задачи

Слитное и раздельное написание не с причастием.

Знать правило слитного и раздельного написания не с причастием.



2. Результаты, которых можно достичь, работая с вами подобранными текстами и вами сформулированными заданиями (предметные результаты и читательские умения)

1. Знать условия слитного и раздельного написания не с причастием

2.Преобразовывать информацию (составлять алгоритм)

3. Находить информацию в явном виде


3. Комплекс текстов (составной текст)


Текст 1. Грамматическая сказка.


Есть в русском языке такое семейство частиц не. В ней живут: не с существительными, не с прилагательными, не с глаголами, не с наречиями, не с местоимениями и одна одинокая не. Ей всегда было очень грустно, поэтому один раз она решила отправиться искать себе друзей по стране причастий. Идёт она, идёт… И вдруг видит причастие бегающий с существительным ребёнок. Частица не решила познакомиться с этим причастием:

- Здравствуй, причастие бегающий!!!

- Здравствуй, частица не!!! – ответило ей причастие

- Причастие бегающий, у меня совсем нет друзей. Можно мне с тобой дружить?

- Конечно!!! – ответило ей причастие бегающий, - Ведь я одиночное причастие! Я умею только зависеть от слов! Они попили чай, и частица не попрощалась и отправилась дальше. Проходит она мимо домика причастия сделана и стучится в дверь. Открывает ей причастие сделана и говорит:

- Что тебе надо! Наша частица не, смущённая таким грубым тоном, ответила:

- Я просто… хотела подружиться с тобой.

- Уходи отсюда! Я краткое причастие! Мне не позволено дружить с тобой! Частица не извинилась за беспокойство и снова отправилась в путь. Идёт она дальше. Вдруг видит: сидит на пеньке и плачет причастие навидящий. Вежливая путница подошла к нему и спросила:

- Здравствуй, причастие навидящий! А почему ты плачешь?

- Здравствуй, частица не-! Я плачу потому, что не могу существовать без тебя! – ответило ей причастие навидящий,

- Ты можешь стать моим другом, а то надо мной все смеются.

- Конечно! – обрадовано вскрикнула не,

- Я за этим к тебе и пришла! Я сейчас хожу, ищу себе друзей! Они вместе посмеялись ещё десять минут, и частица не отправилась дальше. Долго она плутала, но вдруг частица увидела причастие прочитанная, которое играло с наречием вчера и существительным книга. Не- решила подойти к ним: - Здравствуй, причастие прочитанная! И вы, наречие вчера и существительное книга, тоже здравствуйте!

- Здравствуй, частица не-! – ответило причастие,

- Я знаю, что ты пришла сюда, чтобы подружиться со мной. Но я хочу тебя огорчить! У меня есть зависимое слово: наречие вчера. Поэтому я с тобой дружить не хочу!

- Хорошо, причастие прочитанная, извини, что пришла!

- В добрый путь, частица не-!

- Спасибо. До свидания, - сказала частица не- и отправилась дальше. Идёт она по стране наречий и вдруг видит причастие законченная с частицей а и причастием начатая.

Наша не- подошла к ним и сказала:

- Здравствуй, причастие законченная! Здравствуй, причастие начатая! Можно я буду с вами дружить? - Здравствуй, частица не-! – ответило ей причастие законченное,

- Извини, но я с тобой дружить не могу. У меня есть противопоставление: причастие начатая.

- Да! Я тоже не могу, – присоединилось к разговору причастие начатая,

- у меня тоже есть противопоставление: причастие законченная.

- И нас связывает частица а, - добавило причастие законченная.

- Ой! Извините. Я не знала.

- Да не за что извиняться! – подбодрило её причастие начатая.

- Хорошо! До свидания! – попрощалась не.

- До свидания! – хором ответили ей причастие законченная с частицей а и причастием начатая. Когда уже не одинокая частица не- вернулась домой, её стали расспрашивать: с какими причастиями она подружилась, и она ответила: Я поняла, что не могу дружить с теми причастиями, у которых…


Текст 2. Таблица


Слитно

Раздельно

Причастие не употребляется без не

Краткое причастие

Причастие не имеет зависимых слов

Есть противопоставление с союзом А


Есть зависимые слова


Текст 3.


Не пишется раздельно:

1) с полными причастиями (кроме образованных от глаголов, без НЕ не употребляющихся)

  • Если они имеют зависимые слова, то есть образуют причастный оборот:

Лекарство, не прописанное доктором.

  • Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

История не_ выдуманная, а подлинная.

2) с краткими причастиями:

Рассказы не_ напечатаны


Не пишется слитно:

1) если причастие образовано от глагола, который не употребляется без не:

Негодующая толпа

2) если причастие образовано от глагола с приставкой недо-:

Поэт недооценен

3) если полное причастие в предложении не имеет зависимых слов:

Неотправленное письмо


3. Комментарий о том, как связаны тексты.

Во втором тексте изложены основные тезисы, в первом и третьем есть примеры, подтверждающие их; третий текст дополняет информацию, представленную во втором и в первом тексте.



Задание 1. Формулировка задания/вопроса

Что ответила причастие? Продолжите сказку


Модельный ответ.

  • есть или подразумевается противопоставление;

  • есть зависимое слово;

  • которые являются краткими.

Так же я поняла, что мои друзья – это те причастия, которые:

  • не употребляются без не-;

  • являются одиночными.

Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)

Интерпретация и обобщение информации


Задание 2. Формулировка задания/вопроса

Верно-неверно.

Если утверждение верное, отметьте знаком «+»; если утверждение неверное, то отметьте знаком «-«

1. НЕ с причастием всегда пишется слитно.

2. С кратким причастием НЕ всегда пишется раздельно.

3. Причастие негодующий пишется слитно, потому что без НЕ причастие не употребляется.


Модельный ответ.

1. НЕ с причастием всегда пишется слитно. -

2. С кратким причастием НЕ всегда пишется раздельно. +

3. Причастие негодующий пишется слитно, потому что без НЕ причастие не употребляется. +


Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)

Находить и извлекать информацию (определять наличие\отсутствие информации)

оценить достоверность информации


Задание 3. Формулировка задания/вопроса

Восстанови текст.


Не с причастием может писаться как _____________, так и ____________________.

НЕ пишется слитно, если полное причастие в тексте не имеет ______________слов.

Но как только появляются зависимые слова, так НЕ с причастием пишется __________.


Модельный ответ.

Не с причастием может писаться как слитно, так и раздельно.

НЕ пишется слитно, если полное причастие в тексте не имеет зависимых слов.

Но как только появляются зависимые слова, так НЕ с причастием пишется раздельно.


Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)


Находить и извлекать информацию


Задание 4. Формулировка задания/вопроса

Какие правила слитного и раздельного написания с не объединяют причастие с другими частями речи?


Модельный ответ.


Написание не с причастием похоже на правило написания не с прилагательными в следующих случаях:

Не употребляется без не; противопоставление с союзом а; в краткой форме слова


Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)

Осмысление информации. Сопоставление и сравнение информации.


Задание 5. Формулировка задания/вопроса

Какие правила слитного и раздельного написания с не характерны только для причастия?


Модельный ответ.

Для причастия характерны следующие правила слитного и раздельного написания: причастие не имеет зависимых слов; причастие образует причастный оборот; причастие образовано от глагола с приставкой недо-

(Обучающиеся также могут указать на связь с существительным и глаголом)


Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)


Осмысление информации. Сопоставление и сравнение информации.


Задание 6. Формулировка задания/вопроса

Составьте алгоритм слитного и раздельного написания не с причастием


Модельный ответ.

1. Слово образовано от глагола с приставкой недо-?

Да-слитно; нет- раздельно

2. Слово без не употребляется?

Нет Да


Слитно 3. Есть зависимые слова?

Да Нет


Раздельно 4. Есть противопоставление?


Да Нет


Раздельно 5. Причастие краткое или полное?


Краткое Полное


Раздельно Слитно



Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)


Интерпретация информации. Преобразование «сплошного» текста в «несплошной».


Задание 7. Формулировка задания/вопроса

Подберите примеры ко второму тексту из первого текста.


Модельный ответ.


Слитно

Раздельно

Причастие не употребляется без не

ненавидящий

Краткое причастие

Не сделана

Причастие не имеет зависимых слов

Небегающий ребенок

Есть противопоставление с союзом А

Не законченная, а начатая


Есть зависимые слова

Книга, не прочитанная вчера


Читательское умение (читательские действия в группах читательских умений)

Интерпретация и обобщение информации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!