СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о назывных предложениях. Потренировать детей в чтении назывных предложений.

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Тема: Назывные предложения.

Цель: Дать понятие о назывных предложениях. Поупражнять в чтении назывных предложений, в распространении назывных предложений. Вяснить цель употребеления назывных предложений.

1. Постановка цели урока

2.Самостоятельная работа

Определить тип простого предложения в составе сложного. Подчеркнуть главные члены, поставить запятые.

Мне стало душно, и я открыл окно.

Ожидалась интересная игра, и на стадионе было много народу.

Смеркалось, и на улице зажгли фонари.

3. Слово учителя

Мы изучали предложения с одним главным членом в форме сказуемого, сегодня познакомимся с предложениями с одним главным членом в форме подлежащего. Это назывные предложения. Запишем тему.

4. Анализ предложения ( в параграфе, упр.)

Найти предложения с одним главным членом. Какое время выражается в предложении с одним главным членом в форме подлежащего?

Смысл назывных предложений в том, что явление происходит в настоящем времени. Сл-но, назывные предложения не могут быть ни в прошедшем, ни в будущем времени.

5. Обратимся к учебнику

6. Назывные предложения широко распространены в литературном языке.

Литература знает произведения, состоящие только из назывных предложений. Так, поэт 19 века А.Фет писал:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца...

Ряд волшебных изменений милого лица.

А вот так нарисовал картину стройки поэт Твардовский:

У котлованов люди, повозки,

Черные, красные с цифрами доски.

Радиоупор, сигнальные

Шумный рабочий и праздничный лагерь

Трактор и тачка.

Лом и лопата

Бабий платок и пилотка солдата.

7. Каждое назывное предложение, пусть даже состоящее из одного слова, надо читать с законченной интонацией( упр.).

8. Преобразование личных( двусоставных) предложений в назывные.

Наступила зима.

Выпал глубокий снег.

Деревушки утонули в сугробах.

Укутались инеем и притихли леса.

Уснули под снегом поля.

Природа накапливает силы для новой жизни.

Сл-но, назывные предложения делают нашу речь лаконичной, точной, но ими нельзя злоупотреблять, особенно в письменной речи.

Один начинающий поэт написал слабенькие стихи из назывных предложений. Редактор сказал ему, что это перечисление того, что он увидел: Магазин. Полы. Прилавий. Покупатель. Чулки. Сорочек ряд. Такие "стихи" писать легко.

9. А вот в журналистской практике для создания очерка можно использовать назывные предложения. Составьте начало спортивного репортажа.

10. Итог урока.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!