Тема: Назывные предложения.
Цель: Дать понятие о назывных предложениях. Поупражнять в чтении назывных предложений, в распространении назывных предложений. Вяснить цель употребеления назывных предложений.
1. Постановка цели урока
2.Самостоятельная работа
Определить тип простого предложения в составе сложного. Подчеркнуть главные члены, поставить запятые.
Мне стало душно, и я открыл окно.
Ожидалась интересная игра, и на стадионе было много народу.
Смеркалось, и на улице зажгли фонари.
3. Слово учителя
Мы изучали предложения с одним главным членом в форме сказуемого, сегодня познакомимся с предложениями с одним главным членом в форме подлежащего. Это назывные предложения. Запишем тему.
4. Анализ предложения ( в параграфе, упр.)
Найти предложения с одним главным членом. Какое время выражается в предложении с одним главным членом в форме подлежащего?
Смысл назывных предложений в том, что явление происходит в настоящем времени. Сл-но, назывные предложения не могут быть ни в прошедшем, ни в будущем времени.
5. Обратимся к учебнику
6. Назывные предложения широко распространены в литературном языке.
Литература знает произведения, состоящие только из назывных предложений. Так, поэт 19 века А.Фет писал:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца...
Ряд волшебных изменений милого лица.
А вот так нарисовал картину стройки поэт Твардовский:
У котлованов люди, повозки,
Черные, красные с цифрами доски.
Радиоупор, сигнальные
Шумный рабочий и праздничный лагерь
Трактор и тачка.
Лом и лопата
Бабий платок и пилотка солдата.
7. Каждое назывное предложение, пусть даже состоящее из одного слова, надо читать с законченной интонацией( упр.).
8. Преобразование личных( двусоставных) предложений в назывные.
Наступила зима.
Выпал глубокий снег.
Деревушки утонули в сугробах.
Укутались инеем и притихли леса.
Уснули под снегом поля.
Природа накапливает силы для новой жизни.
Сл-но, назывные предложения делают нашу речь лаконичной, точной, но ими нельзя злоупотреблять, особенно в письменной речи.
Один начинающий поэт написал слабенькие стихи из назывных предложений. Редактор сказал ему, что это перечисление того, что он увидел: Магазин. Полы. Прилавий. Покупатель. Чулки. Сорочек ряд. Такие "стихи" писать легко.
9. А вот в журналистской практике для создания очерка можно использовать назывные предложения. Составьте начало спортивного репортажа.
10. Итог урока.