СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Односоставные назывные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие назывных предложений;
  • сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать назывные предложения в речи;
  • определять роль назывных предложений в художественной литературе

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Односоставные назывные предложения"»

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

ЦЕЛИ УРОКА дать понятие назывных предложений; сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям; сформировать умение использовать назывные предложения в речи.

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать понятие назывных предложений;
  • сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать назывные предложения в речи.

Добрый день!   На уроке будь старательным,  Будь спокойным и внимательным.  2.Всё пиши, не отставая,  Слушай, не перебивая.  3.Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё понятно.

Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно.

 Добрый день!   4.Если хочешь отвечать,  Надо руку поднимать.  В стране родного языка  Не всё известно нам пока,  Но путешествовать начнём  И сами до всего дойдём .

Добрый день! 4.Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём .

Разми ́ нка         - Что мы называем главными членами предложения? - Что мы называем грамматической основой предложения? -По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения? Какие предложения называются двусоставными, односоставными?

Разми ́ нка

- Что мы называем главными членами предложения?

- Что мы называем грамматической основой предложения?

-По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

  • Какие предложения называются двусоставными,

односоставными?

Цифровой диктант    1-если предложения односоставные, 2-если предложения  двусоставные.

Цифровой диктант

1-если предложения односоставные,

2-если предложения

двусоставные.

Цифровой диктант    1 .За дверью бегают. 2. В переулке пахнет морем. 3.Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 4. Москва. Царские палаты. 5. Будем вместе служить. 6. Мне не хватает нежности твоей. 7. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 8. Установились морозные дни. 9. Береги честь смолоду. 10. Уже совсем рассвело. 11. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 12. Сообщили о резком похолодании. 13. Я помню чудное мгновенье.

Цифровой диктант

1 .За дверью бегают.

2. В переулке пахнет морем.

3.Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

4. Москва. Царские палаты.

5. Будем вместе служить.

6. Мне не хватает нежности твоей.

7. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

8. Установились морозные дни.

9. Береги честь смолоду.

10. Уже совсем рассвело.

11. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом.

12. Сообщили о резком похолодании.

13. Я помню чудное мгновенье.

Иссле ́ довательская работа.    Работа с карточками . Задание:  Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.     день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.

Работа с карточками .

Задание: Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.    Пять часов утра. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому своду. Голая равнина. Тишина. Город утонул в (мелово)туманной тени. Свод неба был тих и чист.  день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.

Пять часов утра. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому своду.

Голая равнина. Тишина.

Город утонул в (мелово)туманной тени. Свод неба был тих и чист.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Назывные (номинативные) предложения Сообщают о том, что какое – нибудь явление существует в Приобретают указательное  настоящем времени значение с частицами вот, вон. Вот парадный подъезд Признаки 1.Имеют один главный член предложения – подлежащее. 2.Утверждается наличие предмета интонацией. 3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными

Назывные (номинативные) предложения

Сообщают

о том, что

какое – нибудь

явление

существует в

Приобретают указательное

настоящем времени

значение с частицами вот, вон.

Вот парадный

подъезд

Признаки

1.Имеют один главный член предложения – подлежащее.

2.Утверждается наличие предмета интонацией.

3. Предложения могут быть распространенными и

нераспространенными

Запомнить!   Назывным  называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.  Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем.  Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.

Запомнить!

Назывным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.

Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем.

Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.

Запомнить!    Назывные предложения могут быть распространенными  и нераспространенными.   Вечер. – Тихий вечер.  Шепот. – Робкое дыханье.  Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений  (согласованные и несогласованные).

Запомнить!

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Вечер. – Тихий вечер.

Шепот. – Робкое дыханье.

Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Запомнить:  Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными .   Зима. Морозное утро.

Запомнить:

Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными .

Зима. Морозное утро.

Сфера употребления назывных предложений:  Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).

Сфера употребления

назывных предложений:

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).

Комментированное письмо.    Упр.174 Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен.  Назывные предложения. Полночь… Снегопад… Луна. На тропке облюбова(н,нн)ой теней волшебная игра. Снег и берёзы… Зимний вечер. Звёзды в свеж..й вышине, изумрудных ёлок свечи за ледком в любом окне.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Комментированное письмо.

  • Упр.174

Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен.

Назывные предложения.

Полночь… Снегопад…

Луна. На тропке облюбова(н,нн)ой теней волшебная игра. Снег и берёзы… Зимний вечер. Звёзды в свеж..й вышине, изумрудных ёлок свечи за ледком в любом окне.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Самостоятельная работа    -Выпишите односоставные назывные предложения. 1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2.В лесу потемнело. 3.Слезами горю не поможешь. 4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 8.Пахнет прибитой дождём пылью. 9.Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок.  день идёшь по дорожке парка и любуешься

Самостоятельная работа

-Выпишите односоставные назывные предложения.

1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2.В лесу потемнело. 3.Слезами горю не поможешь.

4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 8.Пахнет прибитой дождём пылью.

9.Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Проверь себя!    -Выпишите односоставные назывные предложения. 4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 11.Первый звонок.  день идёшь по дорожке парка и любуешься

Проверь себя!

-Выпишите односоставные назывные предложения.

4.Укутанные инеем, притихшие леса.

5.Светлые дали.

6.Вход в музей.

7.Ясный день.

11.Первый звонок.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

-Исправьте ошибки, запишите предложения.  Бабье лето.(н.) Время обмолота.(двусост.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(н) Запах розы и жасмина.(двусост.) Трепет листьев.(н.) Блеск луны…(двусост). Из открытых окон льется песня южной стороны.(н.) Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(двусост). Я один в лесу глухом.(двусост.)     Игра «Корректор».    день идёшь по дорожке парка и любуешься

-Исправьте ошибки, запишите предложения. Бабье лето.(н.) Время обмолота.(двусост.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(н)

Запах розы и жасмина.(двусост.)

Трепет листьев.(н.)

Блеск луны…(двусост). Из открытых окон льется песня южной стороны.(н.)

Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(двусост).

Я один в лесу глухом.(двусост.)

Игра «Корректор».

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Бабье лето.(н.) Время обмолота.(н.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(двусост.) Запах розы и жасмина.(н.) Трепет листьев.(н.) Блеск луны…(н.). Из открытых окон льется песня южной стороны.(двусост.) Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(н.). Я один в лесу глухом.(двусост.)     Проверь себя.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Бабье лето.(н.) Время обмолота.(н.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(двусост.)

Запах розы и жасмина.(н.)

Трепет листьев.(н.)

Блеск луны…(н.). Из открытых окон льется песня южной стороны.(двусост.)

Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(н.).

Я один в лесу глухом.(двусост.)

Проверь себя.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах.    Творческая работа. Конструирование предложений. Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.  Наступил декабрь. – … Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - … Показались ракеты. – ... Подхожу к электростанции. – …     день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах.

Творческая работа. Конструирование предложений.

Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.

Наступил декабрь. –

Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. -

Показались ракеты. – ...

Подхожу к электростанции. –

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах.    Творческая работа. Конструирование предложений. Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.  Наступил декабрь. – Декабрь . Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - Стеллажи с книгами вдоль стен, большой стол с горой рукописей. Показались ракеты. – Ракеты. Подхожу к электростанции. – Электростанция.     день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа в группах.

Творческая работа. Конструирование предложений.

Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.

Наступил декабрь. – Декабрь .

Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - Стеллажи с книгами вдоль стен, большой стол с горой рукописей.

Показались ракеты. – Ракеты.

Подхожу к электростанции. – Электростанция.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

-Определите назывные предложения. Подчеркните в них главный член.   Мороз и солнце, день чудесный! Опять ты дремлешь, друг прелестный!  А. Пушкин Утро туманное, утро седое.  Нивы печальные, снегом укрытые.  И. Тургенев   Работа с поэтическими текстами !    день идёшь по дорожке парка и любуешься

-Определите назывные предложения. Подчеркните в них главный член.

Мороз и солнце, день чудесный!

Опять ты дремлешь, друг прелестный!

А. Пушкин

Утро туманное, утро седое. Нивы печальные, снегом укрытые. И. Тургенев

Работа с поэтическими текстами !

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! ( А.А.Фет )

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

( А.А.Фет )

Работа с поэтическими текстами !     Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.Фет.   день идёшь по дорожке парка и любуешься

Работа с поэтическими текстами !

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А.Фет.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу реки.  ( Д. Кедрин)  Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу реки.  ( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

( Д. Кедрин)

Диктант «Крестики-нолики» 1. Зимний лес. 2. Занесенная снегом избушка. 3. Идет снег. 4. Вечереет. 5. По темному небу плывут облака. 6. Тоскливо. 7. Изредка птицы ночные кричат. 8. Тишина. 9. Величавые ели. 10. Засыпает страна Снежной королевы.

Диктант «Крестики-нолики»

  • 1. Зимний лес.
  • 2. Занесенная снегом избушка.
  • 3. Идет снег.
  • 4. Вечереет.
  • 5. По темному небу плывут облака.
  • 6. Тоскливо.
  • 7. Изредка птицы ночные кричат.
  • 8. Тишина.
  • 9. Величавые ели.
  • 10. Засыпает страна Снежной королевы.
«Крестики-нолики»  (проверка)   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Х Х О О О О О Х Х О  Х – назывное предложение  О – неназывное предложение

«Крестики-нолики» (проверка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Х Х О О О О О Х Х О

Х – назывное предложение

О – неназывное предложение

И. И. Левитан «Март»  День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

И. И. Левитан «Март»

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

И. И. Левитан «Март»  Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег . Пробуждающиеся ото сна деревца . Небо без облаков. Запряженная лошадь . Двухэтажный дом. Грязная тропинка . Весеннее, солнечное, радостное настроение.

И. И. Левитан «Март»

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег . Пробуждающиеся ото сна деревца . Небо без облаков. Запряженная лошадь . Двухэтажный дом. Грязная тропинка . Весеннее, солнечное, радостное настроение.

 Физкультминутка          А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

Итоги урока  Мы познакомились с назывными предложениями.  Мы познакомились с назывными предложениями.  Односоставными назывными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.   Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Итоги урока

  • Мы познакомились с назывными предложениями.
  • Мы познакомились с назывными предложениями.

Односоставными назывными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Блиц-опрос Назывные предложения – односоставные?  2. Назывные предложения – двусоставные?  3. Назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее.  4. Назывное предложение быть не распространенным.  5. Назывное предложение быть распространенным?

Блиц-опрос

  • Назывные предложения – односоставные?

2. Назывные предложения – двусоставные?

3. Назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее.

4. Назывное предложение быть не распространенным.

5. Назывное предложение быть распространенным?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    § 31 (выучить правило); упр. № 175; выполнить тестовые задания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 31 (выучить правило); упр. № 175; выполнить тестовые задания.

Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!