ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
ЦЕЛИ УРОКА
- дать понятие назывных предложений;
- сформировать умения находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям;
- сформировать умение использовать назывные предложения в речи.
Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно.
Добрый день! 4.Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём .
Разми ́ нка
- Что мы называем главными членами предложения?
- Что мы называем грамматической основой предложения?
-По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
- Какие предложения называются двусоставными,
односоставными?
Цифровой диктант
1-если предложения односоставные,
2-если предложения
двусоставные.
Цифровой диктант
1 .За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3.Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
4. Москва. Царские палаты.
5. Будем вместе служить.
6. Мне не хватает нежности твоей.
7. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
8. Установились морозные дни.
9. Береги честь смолоду.
10. Уже совсем рассвело.
11. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом.
12. Сообщили о резком похолодании.
13. Я помню чудное мгновенье.
Иссле ́ довательская работа.
Работа с карточками .
Задание: Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Иссле ́ довательская работа.
Пять часов утра. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому своду.
Голая равнина. Тишина.
Город утонул в (мелово)туманной тени. Свод неба был тих и чист.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Назывные (номинативные) предложения
Сообщают
о том, что
какое – нибудь
явление
существует в
Приобретают указательное
настоящем времени
значение с частицами вот, вон.
Вот парадный
подъезд
Признаки
1.Имеют один главный член предложения – подлежащее.
2.Утверждается наличие предмета интонацией.
3. Предложения могут быть распространенными и
нераспространенными
Запомнить!
Назывным называется односоставное предложение, грамматическая основа которого состоит только из подлежащего.
Назывные предложения сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем.
Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.
Запомнить!
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Вечер. – Тихий вечер.
Шепот. – Робкое дыханье.
Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).
Запомнить:
Назывные предложения бывают распространенными и нераспространенными .
Зима. Морозное утро.
Сфера употребления
назывных предложений:
Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).
Комментированное письмо.
Спишите, найдите назывные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен.
Назывные предложения.
Полночь… Снегопад…
Луна. На тропке облюбова(н,нн)ой теней волшебная игра. Снег и берёзы… Зимний вечер. Звёзды в свеж..й вышине, изумрудных ёлок свечи за ледком в любом окне.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Самостоятельная работа
-Выпишите односоставные назывные предложения.
1.В хорошую погоду не сидишь дома. 2.В лесу потемнело. 3.Слезами горю не поможешь.
4.Укутанные инеем, притихшие леса. 5.Светлые дали. 6.Вход в музей. 7.Ясный день. 8.Пахнет прибитой дождём пылью.
9.Мне не работалось. 10.Я не работал. 11.Первый звонок.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Проверь себя!
-Выпишите односоставные назывные предложения.
4.Укутанные инеем, притихшие леса.
5.Светлые дали.
6.Вход в музей.
7.Ясный день.
11.Первый звонок.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
-Исправьте ошибки, запишите предложения. Бабье лето.(н.) Время обмолота.(двусост.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(н)
Запах розы и жасмина.(двусост.)
Трепет листьев.(н.)
Блеск луны…(двусост). Из открытых окон льется песня южной стороны.(н.)
Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(двусост).
Я один в лесу глухом.(двусост.)
Игра «Корректор».
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Бабье лето.(н.) Время обмолота.(н.) Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.(двусост.)
Запах розы и жасмина.(н.)
Трепет листьев.(н.)
Блеск луны…(н.). Из открытых окон льется песня южной стороны.(двусост.)
Тишина.(н.) Кукушка.(н.) Травы.(н.).
Я один в лесу глухом.(двусост.)
Проверь себя.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Работа в группах.
Творческая работа. Конструирование предложений.
Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.
Наступил декабрь. – …
Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - …
Показались ракеты. – ...
Подхожу к электростанции. – …
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Работа в группах.
Творческая работа. Конструирование предложений.
Преобразуйте двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.
Наступил декабрь. – Декабрь .
Мы вид..м стеллажи с книгами вдоль стен, нам бросается в глаза большой стол с горой рукописей. - Стеллажи с книгами вдоль стен, большой стол с горой рукописей.
Показались ракеты. – Ракеты.
Подхожу к электростанции. – Электростанция.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
-Определите назывные предложения. Подчеркните в них главный член.
Мороз и солнце, день чудесный!
Опять ты дремлешь, друг прелестный!
А. Пушкин
Утро туманное, утро седое. Нивы печальные, снегом укрытые. И. Тургенев
Работа с поэтическими текстами !
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
( А.А.Фет )
Работа с поэтическими текстами !
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.Фет.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
( Д. Кедрин)
Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
( Д. Кедрин)
Диктант «Крестики-нолики»
- 1. Зимний лес.
- 2. Занесенная снегом избушка.
- 3. Идет снег.
- 4. Вечереет.
- 5. По темному небу плывут облака.
- 6. Тоскливо.
- 7. Изредка птицы ночные кричат.
- 8. Тишина.
- 9. Величавые ели.
- 10. Засыпает страна Снежной королевы.
«Крестики-нолики» (проверка)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Х Х О О О О О Х Х О
Х – назывное предложение
О – неназывное предложение
И. И. Левитан «Март»
День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.
И. И. Левитан «Март»
Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег . Пробуждающиеся ото сна деревца . Небо без облаков. Запряженная лошадь . Двухэтажный дом. Грязная тропинка . Весеннее, солнечное, радостное настроение.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Итоги урока
- Мы познакомились с назывными предложениями.
- Мы познакомились с назывными предложениями.
Односоставными назывными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.
Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Блиц-опрос
- Назывные предложения – односоставные?
2. Назывные предложения – двусоставные?
3. Назывные предложения имеют только один главный член предложения – подлежащее.
4. Назывное предложение быть не распространенным.
5. Назывное предложение быть распространенным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 31 (выучить правило); упр. № 175; выполнить тестовые задания.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно